В Азербайджане еще остались люди, которые, всеми силами пытаются сохранить гончарное ремесло
Современные технические достижения приводят к тому, что многие древние ремесла, которыми человечество занималось на протяжении долгих веков, постепенно забываются. Однако, еще остались мастера, что вопреки веянию времени, продолжают хранить народные традиции для будущих поколений.
Гончарное дело – одно из древнейших ремесел в Азербайджане. Но с течением времени число мастеров, которые владеют этим древним и уникальным ремеслом, стремительно сокращается.
Тем не менее, в Азербайджане еще остались люди, которые, несмотря на все трудности, всеми силами пытаются сохранить гончарное ремесло для будущих поколений. Один из таких мастеров – 49-летний житель поселка Эркиван Масаллинского района, Джасарат Нуриев.
Гончар начал беседу с воспоминаний своего детства.
«Я учился гончарному делу у одного из самых именитых мастеров нашей области – моего отца, Бадала Нуриева. У нас была большая семья и я хотел помочь отцу поддерживать ее материально, поэтому и начал заниматься гончарным делом уже с шести лет», – рассказывает Нуриев.
По его словам, раньше потребность в гончарном ремесле была больше, гончары много работали, но сейчас все изменилось.
«Покупателей мало, а я ведь зарабатываю на жизнь только этим ремеслом. В 80-е годы прошлого столетия, мы, например, продавали в выходные дни по 15-30 маслобоек, а в течение всей недели – почти 50», – сетует мастер, добавив, что в те годы гончаров было много, а «теперь нас всего двое на целую деревню».
По словам Нуриева, сейчас многие покупают старые стиральные машины советского образца, переделывают их и используют как маслобойки, поэтому глиняные маслобойки уже не пользуются спросом. Правда, в настоящее время есть немало людей, которые желают приобрести образцы гончарного ремесла необычной формы. Однако, по словам мастера, подобные заказы требуют много времени и соответствующих условий, но за неимением последних зачастую их выполнение становится невозможным.
Гончар также владеет искусством художника, что помогает ему создавать всевозможную посуду бытового назначения. «Для посуды я собираю глину в округе. Здесь я замешиваю ее с водой и готовлю раствор. Вначале на гончарном круге я определяю толщину посуды, потом уже придаю ей форму. У меня есть гончарный круг как на моторе, так и ножной, при этом тот, что на моторе, во всей стране есть только у меня, так как его я смастерил сам», – отметил гончар.
После того, как посуда полностью готова, она должна дней 20 сушиться при комнатной температуре, продолжает Нуриев. При сушке посуду надо беречь от прямых солнечных лучей и ветра. Затем посуда обжигается в печи в течение двух дней при температуре около 1000 градусов.
Что касается цен на глиняную посуду, то, по словам гончара, они зависят от размера и формы изделия, а также самого процесса его создания: «Глиняные горшки (казаны) продаются по цене от 4 до 25 манатов, глиняная посуда для гатыга, питишницы – за 1 манат. Горшки для цветов, в зависимости от размера, стоят от 5 до 20 манатов. Глиняные горшки, которыми раньше пользовались в быту – солили рыбу, хранили молочную продукцию, сегодня продаются по цене 15-20 манатов».
Отметим также, что более десяти лет назад Нуриев получил приглашение на участие в конкурсе «Праздник глины», который проходил в Выставочном салоне в городе Екатеринбург (Россия), где был объявлен победителем. Произведения гончарного искусства, созданные Нуриевым, привлекли особое внимание российских посетителей Выставочного салона, а азербайджанский мастер, как победитель конкурса, был удостоен специального диплома Фарфорового завода Екатеринбурга.
Рагим Закироглу
Sputnik Азербайджан