Рождество в немеких традициях

Этот обычай пришел из Германии. Согласно легенде, в одном из лютеранских приходов близ г.Ганновера, работали по найму бедные дети. Чтобы скоротать долгие зимние вечера и посчитать отработанные дни, дети взяли кольцо от телеги и каждый вечер устанавливали на нем по одной свечке. И случайно оказалось, что проработав до самого Рождества , в день праздника, их скромную комнату украшало колесо с 28 зажженными свечами. С тех пор люди стали отмечать это время, зажигая не 28, а 4 еженедельные свечи. Как и многие другие народные обычаи, он символизирует жизнь и опирается на веру в магическую силу кольца. Зелени и свету всегда приписывали благотворное воздействие сил плодородия. Изобретателем венка стал в 1833 году немец Генрих Вихерт. Он украсил парадный зал большим красивым венком. Идея понравилась как жителям, так и церковным властям и вскоре рождественский венок получил распространение не только в Германии. Сегодня в Азербайджане можно увидеть разнообразные рождественские венки во многих офисах и домах.
Символом Рождества является Белоснежная Роза Христа, которую в количестве 12 бутонов (месяцев) ставят в Рождественскую ночь в воду. К старинным рождественским растениям относиться и розмарин, который до сих пор люди дарят друг другу в виде маленьких рождественских букетиков.
Главный атрибут праздника — это Рождественское дерево-“Таненбаум”, в качестве которого, благодаря основателю лютеранского вероисповедания — Мартину Лютеру, с 16 века стала использоваться ель. Согласно легенде, он как-то шел зимой в ясную звездную ночь и был поражен волшебным зрелищем: над припорошенной снегом елкой сияла звезда, как будто опустившаяся на макушку дерева. Это и послужило созданию обычая ее наряжать. Вначале, в качестве украшения были яблоки, которые олицетворяли райское дерево познания добра и зла. В память об искуплении Спасителем грехов рода человеческого, на елку стали вешать мучные изделия, символизирующие, употребляемый в образе причащения, хлеб. Вершину украшали “Вифлеемской звездой”. Посредине елки находился Святой Дух в виде голубя из сахара, справа висел Кристкинд, слева — его мать. На ветках висели позолоченные орехи, выпечки из теста в виде фигурок животных и множество сахарных Ангелов. Все это было опутано золотой сетью. Позже, немцы создали шары из стекла, разрисованные фосфоресцирующими красными шарами.
К немецким традициям относится обычай, начиная с первого воскресенья Адвента , сооружать Рождественские ясли и постепенно, воссоздавая полную их картину( хлев с деревьями, пастухов с собаками, Святое Семейство , в сочельник- быка и осла, младенца Христа и Ангела). За время Адвента детям разрешается класть в ясли за каждое доброе дело по одной соломинке( чем больше соломинок, тем мягче спать младенцу). Затем ясли переносились под елку и дети, в зависимости от количества соломинок, получали подарки. А вручает им эти подарки Крискинд — Младенец Христа . Этот обязательный персонаж в праздновании Рождества, приходит в Рождественскую ночь к детям и приносит им подарки , напоминающие о дарах, что преподнесли Младенцу Иисусу Три Волхва.
С 1709 года символом жертвоприношения стали и зажженные свечи. Через семьдесят лет спустя Иоган Вольфганг Гете в” Страданиях молодого Вертера” упоминает обычай зажигать рождественские свечи, как что-то совсем обычное.
В Сочельник, 24 декабря — обязательное посещения праздничного богослужения в церкви, где стоит елка , под которой обычно дети разыгрывают рождественскую историю. В немецких церквях очень сильна музыкальная традиция, которой отводиться одна из главных ролей в создании праздничной атмосферы. Звучит органная «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха.
“Золотокудрые рождественские ангелы” поют много песен. Рождественским гимном в Германии является песня” Тихая ночь, Святая ночь…” . Существует легенда, что в 1818 году, прямо в канун Рождества мыши проели меха органа в церкви Св. Николая в Оберндорфе , близ Зальцбурга . Но без музыки- нет службы…
Тогда помощник пастора Иозеф Франц Мор написал слова песни и обратился за помощью к своему другу -органисту Францу Хаверу Груберу, живущему в соседнем городке Халлене, и тот за одну ночь написал музыку к песне, которую прихожане исполнили в сопровождении гитары.
В этой прекрасной песне прочувствовано Величие и Святость Рождества. В Евангелическо- Лютеранской общине г. Баку она впервые прозвучала в исполнении церковного хора на праздновании Рождества в 1996 году и полюбилась многим в Азербайджане.
В 1819 году, известная с конца 18 века в многочисленных вариантах песня
”О,Таненбаум”, в обработке фон А.Царнака, стала одной из главных детских рождественских песен. Популярность ее можно сравнить с известной, ставшей почти народной в России, песенкой — “В лесу родилась елочка”, автором которой была Р.Кудасова, а музыку сочинил немец Л.К. Бекман в 1906 году, оба любители.
После церкви в доме в кругу семьи начинается праздничная трапеза. Традиционная рождественская кухня в Германии состоит из семи или девяти блюд. Это должны быть кушанья, включающие в себе зародыши жизни: рыба, мак, горох, бобы, яйца , рис, разнообразные печеные изделия. Непременным условиям является свинина с квашеной капустой, а неизменным спутником немецкого рождества является глинтвейн( красное горячее вино с пряностями).
Празднование Рождества связано с проведением благотворительных акций и сбором пожертвований для бедных. Ведь в праздник каждый должен получить хоть немного счастья! С наступающим ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ! Тамара Гумбатова