|

Значение толерантности в Исламе

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Понятие и значение- Понятие толерантность определяется через лексическое значение. Ибн Фарес в Нормативном словаре языка указывал, что слово самааха (толерантность) состоит из правильного корня и обозначает гибкостьлегкость (1), великодушиетерпимостьснисходительство (2). В хадисе пророка Мухаммеда (с.а.с) сказано – Самая любимая религия у Аллаха толерантная ханафия(3). Ибн Хаджар сказал – Толерантность – снисходительство, оно строиться на терпимости (4). Толерантность охватывает все столпы религии и имеет очень много видов. Исламское учение снисходительно, исламский шариат снисходителен, толерантность проявляется в обращении. Пророк (с.а.с) сказал – Аллах смилуется над человеком , который является снисходительным , когда продает, когда покупает и когда требует(5). Аль Бухари изложил толерантность в этом хадисе в главе Снисходительство и великодушие в купле и продаже. Ибн Хаджар сказал – В хадисе сказано – побуждение к толерантности в обращении и проявление самых лучщих нравов, отказ от высокомерия, призыв к отказу от притеснения людей в веровании, прощение их (6).

 

2. Шариатская обоснованность толерантности.

 

Толерантность не означает снисходительство без шариатской обоснованности, она тесно связана с ее контекстом. Нельзя путать толерантность с порочной всепрощаемостью, иначе люди будут обвинять друг друга, считая, что толерантность есть небрежно отношение к основам религии. Понимание значения толерантности не означает небрежное отношение к какому-либо вопросу основ религии. Также небрежное отношение к пониманию толерантности Ислама и ее применению может привести к экстремизму и отвращению о религии. Всевышний сказал – И не сделал Он для вас никакого затруднения в религии (7). И всевышний сказал –Аллах хочет для вас облегчения, и не хочет затруднения для вас (8). В хадисе пророка (с.а.с) сказано – Погибнут фанатики (9). Он трижды сказал эту фразу. Фанатики – это те, которые неуместно проявляют чрезмерное усердие(10). Эта религия пришла, чтобы избавить от тяжелых обязательств и кандалов, которые опутывали прежние народы. Пророк (с.а.с) повелевал легкость и отвергал затруднения.

 

Толерантность не означает слабость. Ислам не желает несправедливости, требует от своих последователей отказа от притеснения и унижения. Мусульманин уважаем своей верой и силен ею. Те, кто считают толерантность, прощение и мягкость слабостью, не понимают величия этой религии. Толерантность так же, как умеренность, справедливость, прощение и др. великие значения, с которыми пришел Ислам, имеет свою шариатскую обоснованность. Если отклоняться от нее, то это будет большим препятствием в понимании характера Ислама.

 

II. Значение толерантности в Исламе

Ислам как религия со времени своего появления был построен на легкости. Пророк (с.а.с) сказал – религия – легкость с религией не спорит только тот, для которого она не будет обременительной (11). Толерантность, легкость, проста и милосердие соответствует универсальности и вечного Ислама. Это делает его пригодным для всех времен и народов. Толерантность является синонимом его универсальности. Призыв в Коране и сунне подтверждает это. Их тексты призывают людей к объединению под одним знаменем, к конкуренции между собой по вечной норме Ислама, которой является благочестивость. Всевышний сказал – О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом — самый благочестивый (12).

 

Ислам пришел в период джахиии(13), когда попирались честь и свобода человека. Ислам снова воссоздал человека, упорядочил его отношения с Господом, с другими людьми.

Ислам установил необходимые нормы во всех сферах жизни, в отношении человека с Господом, в его отношениях с другими из его же рода, а также в его отношениях со всеми живыми существами. Эти нормы отнесены с первозданностью и разумом человека. В них есть легкость, толерантность и гибкость. Эти качества являются великими особенностями Ислама, которые связаны с основами религии и никакое препятствие не остановит их применение. В самом пике силы мусульман толерантность была лозунгом этой религии. Проявлений тому. Не перечислить, и на них мы остановимся ниже.

 

Тексты Священного Корана утверждают, что различие между людьми будет существовать до тех пор, пока существует человек на этой земле. Многообразие в нравах и свойствах человека берет свое начало от божественного предопределения. Закон Аллаха Всевышнего проявился в его создании. Люди созданы разными по языку и цвету кожи, так и по вероучениям. Поэтому мусульманин должен жить в свете этой реальности, о которой гласят многие аяты, такие как следующие слова Всевышнего – А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком(14). И еще слова Всевышнего – А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым верующих. А они не перестают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Для этого Он их сотворил. И исполнится Слово Господа твоего – Наполню Я геенну джиннами и людьми – всеми вместе (15)

Толерантность в вероучении

Ислам – религия толерантности по вероучению, по богослужению, по обращению, по воспитанию и по всему законодательству. Его вероучение не строиться на сложной философии, абсолютной покорности или противоречии к первозданному разуму. Священный Коран дал человеку свободу для самостоятельного мышления и принятия решений царствии небесной на земле. Он призывает людей только к вере в Аллаха. В Священном Коране есть неисчисляемое количество аятов, призывающих к вере, которые понятны всем и каждому. Каждый из этих аятов призывает отказаться от страстей и подражания , и обращается с людским умам, их первозданной сущности. Вместе с тем, эти аяты не принуждают к вере. И скажи –Истина — от нашего Господа – кто хочет пусть верует, а кто не хочет пусть не верует. Мы приготовили несправедливым огонь, стены которого окружат их. Если они станут просит о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель! (16). В священном Коране существуют аяты, указывающие на то, что если обладатели здравого смысла и правильного поведения будут управлять своими умами, откликнуться своей первозданности и освободятся от пороков подражания, то они добровольно и сознательно придут к этой религии.

Кто читает Священный кран, тот знает сущность толерантности в самом главном вопросе Ислама – о единобожии. Коран излагает его в легком поясняющем стиле. Который понятен каждому мыслящему человеку и доказывает реалии веры таким образом, что люди чувствуют и понимают их самым легким путем.

На протяжении всей истории исламского государства, в период его мощи и слабости, немусульмане проживали внутри этого государства, их не принуждали к отказу от своей веры и принятию Ислама. Самое главное правило в Исламе – нет принуждения в религии. Поэтому в исламском государстве проживали немусульмане (зиммии и другие) и никто не покушался на их вероучения и религии (17).

 

Ислам не занимается притеснением своих оппонентов, выхолащиванием их прав и принуждением их к замене веры путем насилия. Ислам не подвергает их имущество, честь и жизнь опасности. История Ислама в этой сфере — самая яркая история на Земле (18).

 

Разумеется, как утверждают факихи – мусульманские ученые-богословы, если кто-то поневоле был обращен в Ислам, то его Ислам будет неправильным. В ал-Муганни сказано – Если какой – то зиммий (немусульманин из числа христиан и иудеев) или мустаъаман (человек, живущий на договорных началах в исламском государстве) будет насильно обращен в Ислам и станет мусульманином, то его Ислам будет считаться подтвержденным только тогда, когда будет доказано, что он принял ислам добровольно (19). Поэтому, если он обратно вернутся к своей религии после отмены принуждения, то это не будет считаться вероотступничеством. Его нельзя убивать или принуждать к исламу. Ибн Кудама передает единое мнение улемов по этому поводу, которое гласит – если зиммий или мустаъаман будет соблюдать свои договорные обязательства, то его нельзя принуждать к тому, в чем он не брал на себя обязательств (20).

Толерантность в богослужении

 

Переходя к богослужению, человек является свидетелем толерантности и легкости Ислама во всех ритуалах. Легкостью и всетерпимостью в омовении является таяммум (обтирание песком при отсутствии воды). Пророк (с.а.с) сказал – Земля сделана местом для поклонения и она является чистой (21). Аллах призывал своих рабов к благодарению за Его милость. Всевышний в заключении аята об омовении и законности таяммума при отсутствии воды или невозможности ее использования, сказал- Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и завершит свою милость вам, — может быть, вы будете благодарны (22).

Ибн Кассир сказал – И вы будете благодарны за Его милости. Оказанные вам расширении милосердия, милости, облегчения и всетерпимости (23).

 

Молитву человек может превозносить по своей возможности – стоя или сидя, в любом месте. В пути разрешается совершать сокращенные молитвы, а в случае необходимости — объединенные молитвы. Больной человек и человек, находящийся пути, освобождается от соблюдения поста. В других столпах Ислама также существует легкость. Закят платит тот, чье имущество достигла нисаба (определенного объема имущества, денег и пр., который облагается закятом), хадж совершить один раз в жизни положено тому, кто в состоянии сделать это.

Богослужение в исламе не ограничивается только одними какими-то ритуалами. Не допустить причинения боли в дороге – является богослужением, кормить свою жену- богослужением, воздержаться от клеветы и лжи – является богослужением, оказать гостеприимство – является богослужением, посетить больного- является богослужением, совершить любой красивый поступок, дозволенный для себя и другого – является богослужением (24).

 

Толерантность в обращении

В сфере обращения проявляются великие картины толерантности. Ислам построил толерантность в обращении на прочной основе. Он не ущемляет предшествовавшие до него религии. Ислам предписал мусульманину уважительно и мягко обращаться с мусульманином и немусульманином, хорошо относиться к соседям, приглашать их и ходить к ним в гости, родниться с ними, чтобы укрепить семейные и кровные узы(25).

Ислам предписывает оказание материальной помощи нуждающимся немусульманинам, дозволил мусульманину давать милостыню, дарить немусульманам что–либо или принимать от них подарки, утешать их в трудные минуты, посещать их больных, поздравлять их по случаю рождения ребенка, свадьбы, обращаться к ним по их любимым именам.

 

Толерантность в обращении в исламе является также быть справедливым с оппонентом, что является доказательством благочестивости, которой великое награждение. Всевышний сказал —О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, это — ближе к богобоязненности(26).

 

Поэтому тот, кто ознакомиться с шариатом и историей Ислама, тот увидит, что только в исламском государстве было построено общество, где было обеспечено уважение к правам и обязанностям. В пике рассвета и мощи Исламского государства в нем творили ученые, литераторы, врачи — немусульмане в различных областях науки и искусства. Было бы возможным появление таких людей и их трудов, если не было бы толерантности ислама и его заботы о тех, кто проживал под его защитой.

 

Человек, проживающий в исламском государстве на договорных началах, не будет находиться на обочине общества, а будет участвовать в его жизни, общаться с членами этого общества. Возможно, на него возложены некоторые дела, которые считаются делами только сторонников Ислама. Аль-Харки заявлял, что неверующий может быть стороной, получающий закят. В ал-Муганни упоминается один из двух рассказов переданных Имамом Ахмадом о том, что Аллах Всевышний сказал – Пожертвования предназначены для бедных, нищих и работающих над этим (т.е.для тех, кто занимается их сбором и распределением) (27). Это общее выражение включает в себя работающего, кем бы он ни был. Потому как не запрещается получать плату за свою работу, как и все другие виды заработной платы.

Ислам называет зиммиями немусульман, проживающих в исламском государстве на договорных основах, и обращаются с ними по принципу – заключать договор, обеспечить безопасность и гарантию, защищать их честь и обеспечить их права (28). Этот обет принадлежит Всевышнему Аллаху и пророку (с.а.с). Ибн Асир сказал – Они были названы зиммиями в силу их вхождения в договорные отношения с мусульманами и нахождения под их защитой (29).

 

Сила этой религии, правильности ее стилей нашли плодотворную почву для диалога, свободы и творчества в исламском обществе (30). Те, которые вырывают из контекста некоторые отрывки текстов из Корана и сунны, и хотят применить их в обращении с немусульманами, ошибаются в понимании курса ислама и его характера. Необходимо, чтобы эти тексты из Корана и Сунны, устанавливающие отношения мусульман с немусульманами. Были взяты полным контекстом и использованы в правильной интерпретации.

В Священном Коране существует неисчислимое количество аятов, касающихся дел на основе благочестивости, родственной связи, совершения добра, справедливости, родственной связи, совершения добра, справедливости, верности договору. Тексты по этому вопросу охватывают всех, а аяты о совершении добра охватывают даже животных. В хадисе пророка (с.а.с) сказано — Аллах велел совершать добро во всех делах, если будете убивать (скота), то бейте ее хорошо, если заколите животного, то делайте это хорошо, чтобы убиваемое животное не страдало (31).

 

Аллах всевышний говорил – И творите добро,- воистину, Аллах любит творящих добро! И еще Всевышний сказал – Говорите людям хорошее (32). В сете этого общего понятия о совершении добра (с.а.с) обращался с немусульманами.

 

Литература

1.Муъджам макайис ал-луг (нормативный словарь языка). Ибн Фарес. Матабат аль-Ханджи. Египет. Издание 3, 1403 г.х. т.3. ст.99.

2. ан Нихая фи гариб аль-хадис. (Завершение в удивительной беседе) Мадж –ад-Дин Ибн Асир. Дар-ансар ас-сунна. Лахур, б. г. е.2. ст.398.

3. Рассказывал аль-Бухари к комментариях к Книге о вере (Китаб аль-иман), в главе Религия-легкость. Ибн Хаджар сказал,что автор приводил к этму хадису иснад, потому, что он не выекает из книги аль –Адаб аль –Муфрад, он приводитс с хорошим иснадом в Муснаде Ибн Аббаса;см. Фатх аль-Бари бишарх Сахих ал- Бухари. (Открытие аль-Бар с комментариями к хадисам, собранным аль-Бухари). Ибн Хаджар. Дар-ал-маърифа. Бейрут, б.г.т.2, ст.94. Об этом хадисе ал-Албани сказал, что он хороший, также см. Сахих ал-адабал-мурад ли-л-Имам ал-Бухар. Мухаммад Насер-ад-Дин ал –Албани. Дар-ас-Сиддийк. Ал-Джубайл. 2-е издание 1415 г.х. ст.122.

4.см.Фатх ал-Бари бишарх Сахих ал-Бухари (Открытие аль-Бар с комментариями к хадисам, собранным аль-Бухари) Ибн Хаджар. Дар-ал-маърифа. Бейрут, б.г.т.2, ст.94.

5.Рассказывал ал-Бухари в книг о продаже (Китаб ал-буйуъ) в главе Снисходительство и великодушие в купле и продаже. № хадиса 2076.

6. Фатх ал-Бари бишарх Сахих ал-Бухари, т.4, ст.207.

7. Сура Хадж, яат 78

8.Сура Ал-Бакара, аят 185.

9.Рассказывал Муслим в Книге о науке, гл. Погибнут фанатики, № хадиса 2670.

10. Рияд ал-салихийн, ан-Навави. Мактабат ал-Баррак, Эр-Рияд,т.1.1416г.х. ст.128.

11. Комментарии аль-Бухари к Книге о вере, глава Религия-легкость, хадис 39.

12. Сура ал Худжурат, аят 13.

13. Период джахилии доисламскйи период, период язычества, неведения божественного закона, когда в обществе царили насилие и жестокость.

14. Сура Юнус, аят 99

15. Сура Худ, аяы 118-119.

16. Сура ал-Кахф, аят 29

17. См. Талбис ал-мардуд фи кадайа ал-хайа. Салех ибн Хаимд . Мактибат ал-манар, Мекка.т.1.1412.г.х. ст.30.

18. Ат-Таассуб ва-т-тасамух байна-л-масихия ва-л-ислам. Мухаммад ал-Газали. Дар-ат-тавзиъ. Каир.т.1.1409.г.х. ст.6.

19.ал-Муганни. Ибн-Кудама. Дар Хаджар, Каир, исследование д-ра Абдуллы-ат –Турки,д-ра Абдель-Фаттаха ал-Халу. 2-е издание.1412.г.х.т.2.ст.291.

20. Ат-Таассуб ва-т-тасамух байна-л-масихия ва-л-ислам. Т.12.ст.291-292

21. Книга о моливте. ал-Бухари . хадис 438.

22. Сура ал-маида, аят-6.

23.Тафсир ал-Куран ал-Азим. Ибн Кассир. Мактабат Тайба . Ал-Мадина ал –Мунаввара. Изд.1. 1410 г.х. т.2.си.33.

24.см. Энциклопедия о толерантности ислама. Мухаммад ас- Садик Арджун. Джидда. Изд.1., 1404 г.х. т.2.ст.682.

25. Мин раваи хадаратина. Мустафа ас-Сибаи. Ал-Мактаб ал-Ислами. Бейрут. Из.1. 1420 г.х. ст.133.

26.Сура ал-Маида, аят 8.

27. Сура ат-Тауба, аят 60.

28. ан-Нихайа фи-гариб ал-хадис. Ибн Асир,т.2. ст.168.

29. тамже

30. Ахл ал-китаб фи- л-муджатамаъ ал-ислами. Хасан аз-Зейн. Бейрут. Т.1. 1402 г.х. ст.53.

31. Сура ал Бакара, аят 195.

32.тамже

33. иамже,аят 83

Абдулла аль-Лхейдан

источник: ethnoglobus.az

 

 

Leave a Reply