|

Зили как символ возрождения

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

http://www.azerbaijanrugs.com

Презентация азербайджанского ковра в Варшаве получила высокую оценку

Директор Азербайджанского музея ковра, председатель Национального комитета ICOM Азербайджан, доктор философии по искусствоведению Ширин Меликова представляла Азербайджанский музей ковра на конференции «Музейные инновации», которая состоялась 9-12 мая в Варшаве (Польша) в рамках конкурса на премию «Лучший музей Европы — 2018», организованного Европейским музейным форумом.

Вручение «Музейного Оскара»

Мероприятие было проведено в Варшавском музее истории польских евреев. Его организаторы — Европейский музейный форум (ЕМФ), Министерство культуры и национального наследия Польши, Национальный институт музееведения и охраны коллекций и Совет Европы.

Среди 40 номинантов на премию «Лучший музей Европы — 2018», наряду с Азербайджанским музеем ковра, были музеи Великобритании, Турции, Швеции, Нидерландов, России, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Польши, Латвии, Эстонии, Андорры, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Ирландии, Венгрии, Греции и Финляндии. В общей сложности в форуме приняло участие около 40 музеев — от очень маленьких, со штатом из двух сотрудников, до крупных, с потоком посетителей более 3 млн в год.

Премия «Лучший музей Европы» (EMYA), или, как его еще называют, «Музейный Оскар» — главный проект ЕМФ, независимой некоммерческой организации под эгидой Совета Европы, деятельность которой направлена на продвижение инноваций в музейной практике, обмен передовым профессиональным опытом и идеями на всей территории Европы.

На титул «Лучший музей Европы» могут претендовать музеи, открытые в последние три года, либо музеи, которые за последние три года существенно обновили или расширили программу своей деятельности. В жюри входят музейные профессионалы, журналисты, дизайнеры. В центре внимания судей — не музейные коллекции, а их интерпретация и представление, работа с аудиториями, а также отношение к посетителям.

ЕМФ поощряет высокое профессиональное мастерство музеев с помощью системы ежегодных премий, главными из которых являются премия «Лучший музей Европы», своего рода гран-при, и Музейный приз Совета Европы. Они присуждаются с 1977 года. В 2010 году, в дополнение к двум основным наградам конкурса, были учреждены еще две: специальный приз Кеннета Хадсона, который вручается кандидатам, бросающим вызов традиционным представлениям о музее, и приз Силлетто за инновационную работу музея с местным сообществом.

В нынешнем году «Музейный Оскар» от EMYA достался лондонскому Музею дизайна. Этот музей, уникальный по концепции, существует с 1989 года. В 2016 году он пережил «второе рождение»: в Кенсингтоне, престижном районе британской столицы, было открыто его новое здание площадью 10 тысяч квадратных метров. Звание главного музея года лондонскому музею присудили за то, что его сотрудники смогли «обновить общественные ценности и организовать множество новых выставок, не потеряв собственной идентичности». Команда музея получила переходящий приз — скульптуру, созданную Генри Муром.

Музейный приз СЕ достался Музею военного детства в Сараево (Босния и Герцеговина). Спецприз Кеннета Хадсона получил Эстонский национальный музей в Тарту, а приз Силлетто — Музей кораблестроения в Бетине (Хорватия).

Мы на правильном пути

В рамках конкурса на премию «Лучший музей Европы — 2018» Азербайджанский музей ковра был удостоен сертификата за инновации в работе с общественностью в музейной сфере.

Рассказывая об этом, директор музея Ширин Меликова отметила, что основной деятельностью музеев сегодня является именно работа с общественностью, направленная на то, чтобы привлечь различные слои населения в музеи не только в качестве посетителей, но и в качестве участников музейной жизни. И каждый музей решает эту задачу сообразно местным условиям.

— Мы должны освоить этот замечательный опыт. Каждый член общества должен чему-то научиться, почувствовать себя частью жизни и деятельности музея, — подчеркнула она. — Было приятно услышать из уст члена жюри, что наша деятельность находится на уровне ведущих европейских музеев. Награды — это, конечно, хорошо, они еще больше воодушевляют, но главное то, что мы на правильном пути. Наш музей приобретает все большую известность и престиж, мы идем дальше и будем брать все новые и новые вершины. Наше участие в этом форуме, те связи, которые удалось наладить, тот опыт, который я лично для себя вынесла и который обязательно буду реализовывать в музее, — все это бесценно!

Ширин Меликова рассказала и о музее, в котором проходила конференция, — Варшавском музее истории польских евреев, который получил премию «Лучший музей Европы» в 2016 году:

— Экспозиция находится на 1-м этаже, ты словно спускаешься в бомбоубежище и попадаешь в 7 разных залов, в которых рассказывается 1000-летняя история евреев в Польше. Невозможно уйти из этого музея без слез, невозможно остаться равнодушным, но удивительно то, как преподнесена история Холокоста и гонений на евреев на протяжении долгих веков, эта трудная и болезненная тема не вводит человека в состояние шока. Тут повсюду лица — красивые, умные, улыбающиеся, воссозданы еврейские кварталы, рестораны, где собирались поэты и писатели, тут можно посидеть за партой в еврейской школе и узнать, как проходили занятия…

Есть зал, в котором рассказывается о судьбах людей, убитых поляками и фашистами просто потому, что они евреи — их фотографии показаны в узкой щели на темной стене, приходится наклониться, чтобы разглядеть улыбающиеся лица.

В этом музее можно попасть на вокзал, в дома зажиточных евреев, в дома крестьян, посидеть в кинотеатре, прокатиться на поезде, который привозит в гетто… Экспозиция не рассказывает о смерти, она рассказывает о жизни — самом драгоценном даре, который у нас есть. Она не рассказывает о ненависти, она говорит о любви. Здесь постоянно проходят конференции, встречи, беседы для всех, кто хочет узнать больше о прошлой и нынешней еврейской культуре, кто понимает, как страшны ксенофобия и националистические предрассудки в современном мире. Я считаю этот музей одним из лучших с точки зрения преподнесения информации. Тут все в меру, нет никаких перегибов и пропаганды, есть ощущение искренности, что подкупает и делает убедительным каждое услышанное или прочитанное слово. Здорово!

Вплети свою нить

По традиции, каждый музей во время презентации в рамках конкурса на премию «Лучший музей Европы — 2018» демонстрирует один экспонат, символически отражающий его деятельность. Презентация Азербайджанского музея ковра была отмечена участниками, как одна из самых лучших, ярких и запоминающихся.

— Мы представили безворсовый ковер — зили бакинской группы, сотканный в музее по старинным технологиям, — рассказывает директор музея Ширин Меликова. — Важно было донести до участников мероприятия информацию о том, что наш музей не только собирает и выставляет старинные ковры, но и сохраняет забытые технологии ткачества. Бесплатные мастер-классы, которые проводятся в нашем музее, призваны возродить интерес в обществе к различным техникам ткачества, а в перспективе — и традицию собственноручно ткать ковры для использования в быту. Наряду с презентацией был показан двухминутный ролик о музее, снятый специально к этому событию Baku media.

Зили — разновидность безворсового ковра из шерсти, хлопка или шелка. На территории современного Азербайджана такие ковры изготавливали с глубокой древности — об этом говорится в рукописи X века «Худуд ал-Алем». Ковры этого типа используются в качестве молитвенных ковриков, занавесей, настенных и напольных покрытий. Они украшаются геометрическим и растительным орнаментом, а также стилизованными изображениями птиц.

Ковер зили фигурирует и на праздничном мероприятии в Азербайджанском музее ковра, приуроченном к Дню музеев — 18 мая.

В этом году Международный совет музеев (ICOM) выбрал для профессионального праздника музейного сообщества во всем мире тему «Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории». В рамках этого направления Азербайджанский музей ковра подготовил интерактивную инсталляцию «Вплети свою нить». Это три крупные рамы-станка для плетения ковра зили, установленные в фойе музея. На рамах укреплены мотки разноцветных нитей. Каждый посетитель может вплести одну или несколько нитей-рядов в будущий безворсовый ковер, выбрав цвет на свой вкус. Работники музея всегда готовы прийти на помощь и наглядно показать способ, которым ткутся ковры зили. Таким образом, эта инсталляция – не только постоянно меняющийся арт-объект, но и инструмент для мастер-класса, рассчитанного на очень широкую аудиторию.

— Обучение посетителей ковроткачеству на примере такой сложной и красивой техники безворсового ковра, как зили — первый интерактивный опыт такого рода в музейной сфере Азербайджана, — говорит директор музея Ширин Меликова. — Инсталляция «Вплети свою нить» помогает посетителю ощутить себя не только зрителем, но и участником процесса создания ковра, причем в соавторстве со многими другими посетителями. Интересно и то, что в отличие от работы по готовому эскизу, здесь результат работы непредсказуем – он зависит от фантазии множества людей.

Приняв участие в этом проекте, каждый посетитель обретет не только незабываемые впечатления, но и новые навыки, которые, возможно, в дальнейшем лягут в основу хобби или просто помогут глубже понять тонкости национальной культуры Азербайджана.

Наиля БАННАЕВА,
искусствовед

Проект осуществляется при содействии Фонда государственной поддержки развития СМИ при Президенте Азербайджанской Республики

http://www.kaspiy.az/news.php?id=82033#.WwJmUoq-n4b

Tags: ,

Leave a Reply