Жизнеспособность кросскультурных браков в России и Азербайджане
Аннотация: В статье выделены мотивационные механизмы создания кросскультурных браков в постсоветском пространстве; анализированы исследования жизненных стратегий и определены проблемные аспекты функционирования кросскультурных браков в России и Азербайджане.
Ключевые слова: институт семьи и брака,постсоветское пространство, кросскультурные браки, национальнаяпринадлежность супругов, жизнедеятельность православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений, профилактика этнонациональных конфликтов.
Несмотря на неоднозначное отношение в странах постсоветского пространства к созданию кросскультурных браков, вопросы, связанные с их жизнеспособностью являются злободневными и заслуживают особого внимания на государственном уровне.
Системное изучение специфики создания кросскультурных браков в молодежной среде и исследование сущности проблемного пространства межэтнического брачного выбора позволит снивелировать не только причины межэтнической напряженности и этнонациональных конфликтов в современном обществе, но и прогнозировать развитие современного института семьи и брака.
Как известно, через институт семьи можно решать самые различные проблемы, в том числе налаживания диалога культур и толерантности, так как в процессе взаимодействия представителей различных этносов формируется культура кросскультурного общения. Для грамотного прогнозирования событий и урегулирования тех или иных ситуаций кросскультурного взаимодействия, необходимо не только рассматривать общие поверхностные вопросы, а углубляться в самое ядро, каковым и является, в данном случае, кросскультурная семья.
Рассматривая кросскультурные браки как семейные отношения, в которые вступают молодые люди, относящиеся к различным социокультурным слоям общества, имеющимим свои особенности культуры и системы ценностей, необходимо обратить внимание на следующий аспект.[2, с.50]. Благодаря кросскультурному взаимодействию всех членов семьи в кросскультурных семьях самым гармоничным образом вырабатываются чувства толерантности, интернационализма, что положительно отражается на состоянии кросскультурных взаимоотношений и способствует формированию здорового гражданского общества.
Не случайно кросскультурные браки как социальное явление были очень актуальны в период Советского Союза, когда пропагандировался интернационализм в качестве основополагающего принципа советского государства, понимаемого в виде инструмента международной солидарности «… людей различных наций и рас… их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимороникновения культур, ценностей…»[1].
Рост численности кросскультурных браков в СССР трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, что, безусловно, в какой-то степени так и было.
По данным переписи населения, в 1959 г. в стране было 5,2 млн кросскультурных браков. Если в 1959 г. такие семьи составляли по всей стране 10,2% общего числа семей, то в 1970 г. их число возросло уже почти до 14%. В Советском союзе численность кросскультурных семей в дальнейшем постепенно увеличивалась: с 1959 по 1970 г. более чем на 2700 тыс. (в среднем на 0,3% в год), с 1970 по 1979 г. почти на 2 млн (в среднем на 0,16% в год).
В советское время факторами, способствовавшими заключению кросскультурных браков, выступали рост межрегиональных миграций, урбанизация страны, ослабление черт традиционного образа жизни, распространение русского языка, а также политика, направленная на развитие межнациональных отношений и интернационализацию общества.
В официальной идеологии интернационализма, которая господствовала в СССР, рост числа кросскультурных браков рассматривался как одиниз эффективных моделей крепнущего взаимопонимания и дружбы между народами в советском социалистическом обществе.
Необходимо отметить, что доля кросскультурных браков у русских, проживавших в союзных республиках, среди других народов, была наиболее высокой.В сводке Госстата СССР «Межнациональные браки в 1988 году» были приведены интересные сведения о положении в стране с этим вопросом. В частности, из приведенной статистики следует, что в Азербайджане было заключено более 40,3% кросскультурных браков с русскими женщинами [3, С.78-83]. Кстати, следует отметить, что и в настоящее время в Азербайджане наблюдается динамика заключения кросскультурных браков (в том числе и с иностранными гражданами), на что указывают данные Госкомстата Азербайджана: в 2007 году из 81756 официально зарегистрированных в стране браков 1707 были заключены с иностранными гражданами,в 2008 году –количество браков с иностранцами составляет 1855, а в 2009 годууже 2221 браков. Стремительно растут случаи, когда в брак с иностранными гражданами с иным вероисповедаением наряду с мужчинами вступают и женщины. Данная тенденция для современного Азербайджана с традиционными исламскими духовно-нравственными ценностями является нетипичной в сфере семейно-брачных отношений.
В русле данного явления интересен анализ авторского социологического исследования, который позволил выявить особенности 76 респондентов – азербайджанских мужчин и женщин, создавших семью с иностранными гражданами и проживающих в различных регионах страны и за рубежом [5].
С точки зрения национальной принадлежности супругов опрошенных женщин выяснилось, что в общем количестве представители западных народов превалируют (34,2%). Второе место занимают турецкие тюрки (26,4%), а третье – представители славянских народов (русские, белорусы) (15,8%). С точки зрения религиозного вероисповеданияиностранцев, с которыми азербайджанские женщины вступают в брак, процентное соотношение христиан и мусульман совпадает – (44,7%).
Проанализировав национальную принадлежность супругов респондентов-мужчин можно увидеть, что представители славянских народов (русские и украинцы) составляют большинство. Так, 52,5% супруг опрошенных мужчин принадлежать именно этим народам. С точки зрения религиозной принадлежности лиц, с которыми женятся респонденты-мужчины, число христиан доминирует (55,2%). Мусульмане составляют 44,7%, иудеи – 7,8%.
Родители всех респондентов (женщин и мужчин), создавших семью с неазербайджанцами, являются азербайджанцами по национальной принадлежности, мусульманином по религиозному вероисповеданию.
По итогам исследования было выявлено, что 57,9 % мужчин женились на иностранке по любви, 47,4 % женщин свой выбор связывает с фактором «судьбы».
Все респонденты-мужчины и 84,2% респондентов-женщин завили, что сохранили свою религиозную принадлежность после создания семьи. 5,3% опрошенных (двое) отметили, что сменили свою религию, вступив в христианство.
Поскольку в смешанных семьях иностранный язык является основным разговорным языком, то в таких семьях часто дети не говорят на азербайджанском. Так, по итогам исследования, в семьях, где мать азербайджанка — 31,5% детей, и в семьях, где отец азербайджанец – 25,1% детей вообще не знают азербайджанский язык.
По итогам исследования было выявлено что, 35% мужчин, женились на иностранке по любви, 55% женщин отметили, что вышли замуж за иностранца из соображения создать лучшие условия для жизни.
Резюмируя, авторы обращают внимание не только на мотивы заключения брака (любовь, потребность в близком человеке, создание лучших условий для семейной жизни), но и отмечают отсутствие каких-либо существенных трудностей между супругами, связанными с их причастностью к различным культурам. Основным лейтмотивом создания кросскультурных браков является любовь, не имеющая национальной окраски.
Вместе с тем, следует отметить, что тенденции к созданию кросскультурных браков в современной России выражена ярче, чем в других постсоветских странах: число потомков смешанных браков составляет огромную часть российского общества. Это объясняется рядом причин:
в первую очередь, ростом межнациональных конфликтов в последние годы существования СССР;
во-вторых, расцветом национальной, территориальной, духовно-религиозной и культурной идентичности в бывших союзных республиках после распада союзного государства;
И, в третьих, возведение, национального языка в статус государственного, взамен русского языка, играющего огромную роль в межнациональном общении наций и народностей советского государства.
Таким образом, обозначенные причины послужили сильным катализатором к мощным эмиграционным потокам из стран бывшего СССР в Россию не только русских, но и русскоязычных семей. За счет миграционного прироста в современном российском обществе увеличилась численность кросскультурных браков между русскими женщинами и азербайджанскими мужчинами. Статистические данные московских загсов позволяют выявить данную динамику: в Москве в 7 раз увеличилось количество браков с азербайджанцами, что позволяет обратить внимание на формирование современной тенденции развития православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений в российском обществе.
Несмотря на то, что любая культурно-религиозная модель семьи трансформируется в соответствии с социально-экономическими процессами, происходящими в тот или иной момент в обществе, в том числе и миграционными, каждая из них имеет свои, отличные от других, особенности и характеристики.
Православная (Христианская) модель семьи рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Христианство подняло супружеский союз на высоту Таинства, в котором человек раскрывается и реализуется как личность не сам по себе, а лишь в духовном общении с Богом и ближним. Мужчина, в такой семье, занимает господствующую роль, обладая колосальной властью и авторитетом, несмотря на то, что вся ответственность, зачастую, делегируется супруге. Его любовь к жене проявляется в ласковом и не жестоком обращении с ней. Роль женщины в православной (христианской) семье – вторична, в первую очередь она мать и хранительница домашнего очага.
Иерархия в православной (христианской) семье, является залогом ее гармоничного развития. В такой семье в качестве непременного условия выступает послушание детей родителям, основанного на авторитете последних. При этом для самих детей семья является школой любви, где они учатся любить близких и окружающий их мир. Такой тип семьи испокон веков был господствующим на Руси. Однако в последнее время в христианских (православных) семьях наблюдается нивелирование роли отца и мужа, в то время как роль женщины стремительно возрастает, что отрицательно сказывается на внутрисемейных отношениях, которые перетекают из состояния союза в состояние войны, выигрывает которую психологически или физически более сильный партнер.
Следует отметить, что христианская церковь очень ревностно относится к тому, чтобы муж и жена были одной веры. Причем не только христианин и мусульманин или христианин и иудей не могут быть связаны церковным браком, но и православный и католик или православный и баптист. Если даже один из супругов сменит веру (что само по себе не просто и не приветствуется ни одной из существующих конфессий), такие супруги могут быть обвенчаны, только получив благословение на брак от архиерея своей епархии.
В культуре ислама, в противоположность христианской культуре и в особенности православной, браку не уделяется столь большого значения в духовной жизни общества. С точки зрения мусульманского учения брак не является духовным таинством, связывающим людей с богом, а лишь актом, разрешающим определенные отношения между людьми – мужем и женой. В части Корана, посвященной вопросам брака, записано, что брак есть граница, установленная для различия, между дозволенным и недозволенным.
Всем известно, что в мусульманской семье женщина очень ценится и
оберегается, но не с духовной точки зрения, а почти в буквальном, то есть в материальном смысле, о чем свидетельствует одна из норм мусульманской семьи, такая как многоженство. Женщина — это, в первую очередь, хранительница домашнего очага. Хорошо одетая и щедро одариваемая мужем, она — показатель его социального статуса. Мужчина, в мусульманской семье – бесспорный лидер и кормилец, принятие решений – только его прерогатива. Мусульманский брак может быть заключен даже с иноверцем, вернее, с иноверкой, поскольку инициатором брака всегда является мужчина, и потому исламский брак на самом деле – это брак мужчины-мусульманина и женщины любой другой веры.
Создавая семью, один из супругов принимает религию своего любимого человека, но не всегда меняет ее сам. Безусловно, молодые люди соглашаясь соединить свои отношения узами брака с представителями другой культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений подвергают себя риску и проблемам. При создании отношений кросскультурными партнерами открываются два, диаметрально противоположных, социально-психологических фактора: это интерес к другой культуре и, открывающаяся возможность познакомиться с ней, с одной стороны, и желание сохранить традиции, корни, язык своей культуры, вызывающие опасения для вступления в кросскультурный брак, с другой. Таким образом, кросскультурные браки – это не что иное, как столкновение отличных друг от друга культурно-религиозных моделей семьи.
Проблемы кросскультурных браков очень многогранны, так как они обусловлены целым рядом социальных, исторических, религиозных и психологических причин, и уходят корнями в далекое прошлое [4, c. 449]. Анализ авторского вузовского исследования «Кросскультурные браки в современном российском обществе глазами молодежи», проведенного в 2015 году
возможное неприятие национальных и религиозных традиций и обычаев(58,6% респондентов);
непонимание и упреки со стороны общества, родителей, родных (44,3% респондентов)
Рис. Обобщённые результаты ответов на вопрос «В чем вы видите основные проблемы кросскультурных браков?»
Особого внимания заслуживает проблема, связанная с самоопределением ребенка в кросскультурной семье с православно-мусульманской культурно-религиозной моделью брачно-семейных отношений. При этом необходимо отметить, что данная проблема не стоит остро в русско-азербайджанской семье, так как взаимоотношения ребенка и родителей строится на паритетных началах на основе кросскультурного взаимодействия и коммуникации. Ребенка окружает целое множество социально культурных артефактов, присущих культурным моделям родителей, из которых молодому человеку предстоит сделать выбор своей личной социально культурной модели, а приоритеты в отношениях с родителями во многом определяют этот выбор. Основу данных взаимоотношений ребенка и родителей составляет доверительные отношения между супругами, где присутствуют любовь, взаимопонимание и взаимоуважение всех членов семьи.
Таким образом, следует подчеркнуть, что жизнедеятельность православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений зависит напрямую от мотива создания данного вида кросскультурной семьи.
Возвращаясь к анализу авторского вузовского исследования из таблицы следует, что более 90% от всех респондентов считают основным мотивом создания кросскультурных браков любовь как самое глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
Таблица
Традиции |
48 |
Любовь |
153 |
Необходимость |
22 |
Брак по расчету |
5 |
Не хочу создавать семью |
2 |
Другое |
4 |
Таблица. Обобщённые результаты ответов на вопрос «Чем Вы мотивируете/ли свое желание создать семью?»
Таким образом, можно отметить, что основным мотивом создания кросскультурных браков является любовь, не имеющая национальной окраски. Любовь, которая способна преодолеть все трудности и проблемы православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений: научить супругов уважать культуру, в которой они были воспитаны, воспринимать друг друга такими, какие они есть, и создать общие правила совместного проживания.
Список использованных источников
1.Большой энциклопедический словарь / Ред.
2.Мельниченко И.И., Плотников А.Д., Ростовская Т.К. Создание моделей деятельности и организации работы по формированию у подростков и молодежи правильного репродуктивного поведения и установок на образование семьи как основы возрождения традиционных моральных ценностей. Монография. М.: Государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики, 2005.- 169 с., С.50.
3.Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Кросскультурные браки в молодежной среде: проблемы, тенденции. Журнал Культурное наследие народов России. 2016.
4.Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Распространенность кросскультурных браков: тенденции, проблемы // Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства/ Коллективная монография// Под ред. чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. С.В. Рязанцева и д.соц.н., проф. Т.К. Ростовской. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. – 600 с., С.378-391.
5.Сулейманов А.Д. Cоциально-психологический анализ межэтнических браков в Азербайджане. Изд-во «MBM» , Баку-2010, 159 с.
Ростовская Тамара Керимовна, профессор кафедры организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, доктор социологических наук,
профессор, г. Москва; конт. инф.: rostovskaya.tamara@mail.ru
Сулейманов Абульфаз Давуд оглы, заведующий кафедрой социологии Университета
Ускюдар, доктор социологических наук, профессор, Турецкая Республика, г. Стамбул; конт.инф.: asuleymanov@yahoo.com
ЗА РУБЕЖОМ
УДК 316.7