|

Жизнеспособность кросскультурных браков в России и Азербайджане

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Аннотация: В статье выделены мотивационные механизмы создания кросскультурных браков в постсоветском пространстве; анализированы исследования жизненных стратегий и определены проблемные аспекты функционирования кросскультурных браков в России и Азербайджане.

     Ключевые слова: институт семьи и брака,постсоветское пространство, кросскультурные браки, национальнаяпринадлежность супругов, жизнедеятельность православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений, профилактика этнонациональных конфликтов.

Несмотря на неоднозначное отношение в странах постсоветского пространства к созданию  кросскультурных браков, вопросы, связанные с их жизнеспособностью являются злободневными и заслуживают особого внимания на государственном уровне.

Системное изучение специфики создания кросскультурных браков  в молодежной среде и исследование сущности проблемного пространства межэтнического брачного выбора позволит снивелировать не только причины межэтнической напряженности и этнонациональных конфликтов в современном обществе, но и прогнозировать развитие современного института семьи и брака.

Как известно, через институт семьи можно решать самые различные проблемы, в том числе налаживания диалога культур и толерантности, так как в процессе взаимодействия представителей различных этносов формируется культура кросскультурного общения. Для грамотного прогнозирования событий и урегулирования тех или иных ситуаций кросскультурного взаимодействия, необходимо не только рассматривать общие поверхностные вопросы, а углубляться в самое ядро, каковым и является, в данном случае, кросскультурная семья. 

Рассматривая кросскультурные браки  как семейные отношения, в которые вступают молодые люди, относящиеся к различным социокультурным слоям общества, имеющимим свои особенности культуры и системы ценностей, необходимо обратить внимание на следующий аспект.[2, с.50]. Благодаря кросскультурному взаимодействию всех членов семьи в кросскультурных семьях  самым гармоничным образом вырабатываются чувства толерантности, интернационализма, что положительно отражается на состоянии кросскультурных взаимоотношений и способствует формированию здорового гражданского общества.

Не случайно кросскультурные браки как социальное явление были очень актуальны в период Советского Союза, когда пропагандировался интернационализм в качестве  основополагающего принципа советского государства, понимаемого в виде  инструмента  международной солидарности «… людей различных наций и рас… их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимороникновения культур, ценностей…»[1].    

                  Рост численности кросскультурных браков в СССР трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, что, безусловно, в какой-то степени так и было.

По данным переписи населения, в 1959 г. в стране было 5,2 млн кросскультурных браков. Если в 1959 г. такие семьи составляли по всей стране 10,2% общего числа семей, то в 1970 г. их число возросло уже почти до 14%. В Советском союзе численность кросскультурных семей в дальнейшем постепенно увеличивалась: с 1959 по 1970 г. более чем на 2700 тыс. (в среднем на 0,3% в год), с 1970 по 1979 г. почти на 2 млн (в среднем на 0,16% в год).

В советское время факторами, способствовавшими заключению кросскультурных браков, выступали рост межрегиональных миграций, урбанизация страны, ослабление черт традиционного образа жизни, распространение русского языка, а также политика, направленная на развитие межнациональных отношений и интернационализацию общества.                                 

 В официальной идеологии интернационализма, которая господствовала в СССР, рост числа кросскультурных браков рассматривался как одиниз эффективных моделей крепнущего взаимопонимания и дружбы между народами в советском социалистическом обществе.

Необходимо отметить, что доля кросскультурных браков у русских, проживавших в союзных республиках, среди других народов, была наиболее высокой.В сводке Госстата СССР «Межнациональные браки в 1988 году» были приведены интересные сведения о положении в стране с этим вопросом. В частности, из приведенной статистики следует, что в Азербайджане было заключено более 40,3% кросскультурных браков с русскими женщинами [3, С.78-83]. Кстати, следует отметить, что и в настоящее время в Азербайджане  наблюдается динамика заключения кросскультурных браков   (в том числе и с иностранными гражданами), на что указывают данные  Госкомстата Азербайджана: в 2007   году из 81756 официально зарегистрированных в стране браков 1707 были заключены с иностранными гражданами,в 2008 году –количество браков  с иностранцами составляет 1855, а в 2009 годууже 2221 браков. Стремительно растут случаи, когда в брак с иностранными гражданами с иным вероисповедаением наряду с мужчинами вступают и женщины.  Данная тенденция для современного Азербайджана с традиционными исламскими духовно-нравственными ценностями является нетипичной  в сфере семейно-брачных отношений.

 В русле данного явления интересен анализ авторского социологического исследования, который позволил выявить особенности 76 респондентов – азербайджанских мужчин и женщин, создавших семью с иностранными гражданами и проживающих в различных регионах страны и за рубежом [5].

С точки зрения национальной принадлежности супругов опрошенных женщин выяснилось, что  в общем количестве представители западных народов превалируют (34,2%). Второе место занимают турецкие тюрки (26,4%),  а третье – представители славянских народов (русские, белорусы) (15,8%). С точки зрения религиозного вероисповеданияиностранцев, с которыми азербайджанские женщины вступают в брак, процентное соотношение христиан и мусульман совпадает – (44,7%).

Проанализировав национальную принадлежность супругов респондентов-мужчин можно увидеть, что представители славянских народов (русские и украинцы) составляют большинство. Так, 52,5% супруг опрошенных мужчин принадлежать именно этим народам. С точки зрения религиозной принадлежности лиц, с которыми женятся респонденты-мужчины, число христиан доминирует (55,2%). Мусульмане составляют 44,7%, иудеи – 7,8%.

Родители всех респондентов (женщин и мужчин), создавших семью с неазербайджанцами, являются азербайджанцами по национальной принадлежности, мусульманином по религиозному вероисповеданию.    

По итогам исследования было выявлено, что 57,9 % мужчин женились на иностранке по любви, 47,4 % женщин свой выбор связывает с фактором «судьбы».

         Все респонденты-мужчины и 84,2% респондентов-женщин завили, что сохранили свою религиозную принадлежность после создания семьи. 5,3% опрошенных (двое) отметили, что сменили свою религию, вступив в христианство.

 Поскольку в смешанных семьях иностранный язык является основным разговорным языком, то в таких семьях часто дети не говорят на азербайджанском. Так, по итогам исследования, в семьях, где мать азербайджанка — 31,5% детей, и в семьях, где отец азербайджанец – 25,1% детей вообще не знают азербайджанский язык.

         По итогам исследования было выявлено что,  35% мужчин, женились на иностранке по любви, 55% женщин отметили, что вышли замуж за иностранца из соображения создать лучшие условия для жизни.

         Резюмируя, авторы обращают внимание не только на мотивы заключения брака (любовь, потребность в близком человеке, создание лучших условий для семейной жизни),  но и отмечают отсутствие каких-либо существенных трудностей между супругами, связанными с их причастностью к различным культурам. Основным лейтмотивом создания кросскультурных браков является любовь, не имеющая национальной окраски.

          Вместе с тем, следует  отметить, что тенденции к созданию кросскультурных браков  в современной России выражена ярче, чем в других постсоветских странах: число потомков смешанных браков составляет огромную часть российского общества.  Это объясняется рядом причин:

в первую очередь, ростом межнациональных конфликтов в последние годы существования СССР;

во-вторых, расцветом  национальной, территориальной, духовно-религиозной  и культурной идентичности в бывших союзных республиках  после распада союзного государства;

И, в третьих, возведение, национального языка в статус государственного, взамен русского языка, играющего огромную роль в межнациональном общении наций и народностей советского государства.

Таким образом, обозначенные причины послужили сильным катализатором к мощным эмиграционным потокам из стран  бывшего СССР в Россию не только русских, но и русскоязычных семей. За счет миграционного прироста  в современном российском обществе увеличилась численность кросскультурных браков между русскими женщинами и азербайджанскими мужчинами.   Статистические данные московских  загсов позволяют выявить данную динамику: в Москве в 7 раз увеличилось количество браков с азербайджанцами, что позволяет обратить внимание на формирование  современной  тенденции развития православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений в российском обществе.

Несмотря на то, что любая культурно-религиозная модель семьи трансформируется в соответствии с социально-экономическими процессами, происходящими в тот или иной момент в обществе, в том числе и миграционными, каждая из них имеет свои, отличные от других,  особенности и характеристики.

Православная (Христианская) модель семьи рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Христианство подняло супружеский союз на высоту Таинства, в котором человек раскрывается и реализуется как личность не сам по себе, а лишь в духовном общении с Богом и ближним. Мужчина, в такой семье, занимает господствующую роль, обладая колосальной властью и авторитетом, несмотря на то, что  вся ответственность, зачастую, делегируется супруге. Его любовь к жене проявляется в ласковом и не жестоком обращении с ней. Роль женщины в православной (христианской) семье – вторична, в первую очередь она мать и хранительница домашнего очага.

Иерархия в православной (христианской) семье, является залогом ее гармоничного развития.  В такой семье в качестве непременного условия выступает послушание детей родителям, основанного на авторитете последних. При этом для самих детей семья является школой любви, где они учатся любить близких и окружающий их мир. Такой тип семьи испокон веков был господствующим на Руси. Однако в последнее время в христианских (православных) семьях наблюдается нивелирование роли отца и мужа, в то время как роль женщины стремительно возрастает, что отрицательно сказывается на внутрисемейных отношениях, которые перетекают из состояния союза в состояние войны, выигрывает которую психологически или физически более сильный партнер.

Следует отметить, что христианская церковь очень ревностно относится к тому, чтобы муж и жена были одной веры. Причем не только христианин и мусульманин или христианин и иудей не могут быть связаны церковным браком, но и православный и католик или православный и баптист. Если даже один из супругов сменит веру (что само по себе не просто и не приветствуется ни одной из существующих конфессий), такие супруги могут быть обвенчаны, только получив благословение на брак от архиерея своей епархии.

В культуре ислама, в противоположность христианской культуре и в особенности православной, браку не уделяется столь большого значения в духовной жизни общества. С точки зрения мусульманского учения брак не является духовным таинством,  связывающим людей с богом, а лишь актом, разрешающим определенные отношения между людьми – мужем и женой. В части Корана, посвященной вопросам брака, записано, что брак есть граница, установленная для различия, между дозволенным и недозволенным.

Всем известно, что в мусульманской семье женщина очень ценится и
оберегается, но не с духовной точки зрения, а почти в буквальном, то есть в материальном смысле, о чем свидетельствует одна из норм мусульманской семьи, такая как многоженство. Женщина  — это, в первую очередь, хранительница домашнего очага. Хорошо одетая и щедро одариваемая мужем, она  — показатель его социального статуса. Мужчина, в мусульманской семье – бесспорный лидер и кормилец, принятие решений – только его прерогатива. Мусульманский брак может быть заключен даже с иноверцем, вернее, с иноверкой, поскольку инициатором брака всегда является мужчина, и потому исламский брак на самом деле – это брак мужчины-мусульманина и женщины любой другой веры.

Создавая семью, один из супругов принимает религию своего любимого человека, но не всегда меняет ее сам. Безусловно,  молодые люди соглашаясь соединить свои отношения узами брака с представителями другой культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений подвергают себя риску и проблемам. При создании отношений кросскультурными партнерами открываются два, диаметрально противоположных, социально-психологических фактора: это интерес к другой культуре и, открывающаяся возможность познакомиться с ней, с одной стороны, и желание сохранить традиции, корни, язык своей культуры, вызывающие опасения для вступления в кросскультурный брак, с другой. Таким образом, кросскультурные браки – это не что иное, как столкновение отличных друг от друга культурно-религиозных моделей семьи.

Проблемы кросскультурных браков очень многогранны, так как они обусловлены целым рядом социальных, исторических, религиозных и психологических причин, и уходят корнями в далекое прошлое [4, c. 449]. Анализ авторского вузовского исследования «Кросскультурные браки в современном российском обществе глазами молодежи», проведенного в 2015 году[1], позволяет обратить внимание на ряд взаимосвязанных проблем:

возможное неприятие национальных и религиозных традиций и обычаев(58,6%  респондентов);

 непонимание и упреки со стороны общества, родителей, родных (44,3% респондентов)

(Рис.1).

Рис. Обобщённые результаты ответов на вопрос «В чем вы видите основные проблемы кросскультурных браков?»

Особого внимания заслуживает проблема, связанная с самоопределением ребенка в кросскультурной семье с  православно-мусульманской культурно-религиозной моделью брачно-семейных отношений. При этом необходимо отметить, что данная проблема не стоит остро в русско-азербайджанской семье, так как  взаимоотношения ребенка и родителей строится на паритетных началах на основе кросскультурного взаимодействия и  коммуникации. Ребенка окружает целое множество  социально культурных артефактов, присущих культурным моделям родителей, из которых молодому человеку предстоит сделать выбор своей личной социально культурной модели, а приоритеты в отношениях с родителями во многом определяют этот выбор. Основу данных взаимоотношений ребенка и родителей составляет  доверительные отношения между супругами,  где присутствуют любовь, взаимопонимание и взаимоуважение всех членов семьи.

Таким образом, следует подчеркнуть, что жизнедеятельность православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений зависит напрямую от мотива создания данного вида кросскультурной семьи. 

Возвращаясь к анализу авторского вузовского исследования из таблицы следует, что более 90% от всех респондентов считают основным мотивом создания кросскультурных браков любовь как самое глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 

Таблица

Традиции

48

Любовь

153

Необходимость

22

Брак по расчету

5

Не хочу создавать семью

2

Другое

4

Таблица. Обобщённые результаты ответов на вопрос «Чем Вы мотивируете/ли свое желание создать семью?»

Таким образом, можно отметить, что основным мотивом создания кросскультурных браков является любовь, не имеющая национальной окраски. Любовь, которая способна преодолеть все трудности и проблемы православно-мусульманской культурно-религиозной модели брачно-семейных отношений: научить супругов уважать культуру, в которой они были воспитаны,  воспринимать друг друга такими, какие они есть, и создать общие правила совместного проживания.

Список использованных источников

1.Большой энциклопедический словарь / Ред.А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . –              1456 с.

2.Мельниченко И.И., Плотников А.Д., Ростовская Т.К. Создание моделей деятельности и организации работы по формированию у подростков и молодежи правильного репродуктивного поведения и установок на образование семьи как основы возрождения традиционных моральных ценностей. Монография. М.: Государственное учреждение «Российский центр молодежной семейной политики, 2005.- 169 с., С.50.

3.Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Кросскультурные браки в молодежной среде: проблемы, тенденции. Журнал Культурное наследие народов России. 2016.№ 2. С. 78-83

4.Ростовская Т.К., Ростовская Н.А.  Распространенность кросскультурных браков: тенденции, проблемы // Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства/ Коллективная монография//  Под ред. чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. С.В. Рязанцева и д.соц.н., проф. Т.К. Ростовской. – М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. – 600 с.,               С.378-391.

5.Сулейманов А.Д. Cоциально-психологический анализ межэтнических браков  в Азербайджане.  Изд-во «MBM» , Баку-2010, 159 с.


[1]Вузовское исследование «Кросскультурные браки в современном российском обществе глазами молодежи», проведенное в 2015 году в МПГУ. N =170 чел. в  возрасте от 17 до 20 лет. Рук. ‑ д.соц.н., профессор Т.К. Ростовская.

Ростовская Тамара Керимовна, профессор кафедры организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, доктор социологических наук,

профессор, г. Москва; конт. инф.: rostovskaya.tamara@mail.ru

Сулейманов Абульфаз Давуд оглы, заведующий кафедрой социологии Университета

Ускюдар, доктор социологических наук, профессор, Турецкая Республика, г. Стамбул; конт.инф.: asuleymanov@yahoo.com

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 316.7

Leave a Reply