Земледельческий календарь азербайджанцев
Историко- этнографическое изучение земледелия и найденные на территории Азербайджана орудия труда свидетельствуют о том, что азербайджанцы с древнейших времен занимались полеводческим хозяйством и в данной отрасли накопили богатейший опыт и навыки. Ярким примером этому является созданный местным населением земледельческий календарь, отражающий проведение всех видов сельскохозяйственных работ – начало пахоты и сева, время орошения, созревания и уборки урожая, выгона скота на пастбища и вообще всю деятельность крестьянина.
Земледельческий календарь и связанные с ним вопросы в какой –то мере были затронуты в ряде работ дореволюционных исследователей –Г.М. Зардаби, С. Бунятова, Т.Б.Байрамалибекова, М.Эфендиева.
В этом отношение привлекают особое внимание статьи выдающегося азербайджанского просветителя Гасан-бека Зардаби (1842-1907 гг.) – Предсказание погоды и Еще по поводу предсказания погоды, опубликованные в 1900 году в газете Каспий , и Гуйруг догду , чилле чыхды – в 1905 году в газете Хаят. Эти статьи Г.Зардаби являются ценным источником при изучении земледельческого календаря азербайджанцев в XIXвеке.
В создании земледельческого календаря главную роль играли местные условия — географическая среда и экономические факторы.
Азербайджанцы в глубокой древности годичный цикл сельскохозяйственных работ делили на четыре сезона, каждый из которых состоял из трех месяцев (90 дней). Азербайджанская загадка гласит – Имею одно дерево, которое состоит из 12 ветвей , каждая ветвь имеет 30 листьев, одна сторона белая, а другая черная. Здесь дерево олицетворят год, 12 ветвей – это месяцы, 30 листьев – по числу дней каждого месяца, белая и черная стороны листа — соответственно день и ночь.
Каждый из четырех сезонов года делили на более короткие периоды. Это также было связано с климатическими условиями и хозяйственной деятельностью населения. Не случайно азербайджанцы периоды года характеризуют следующим образом – Учу бизе ягыды, — Трое – наши враги (зима), Учу дженнет багыды – Трое- райские сады (весна), Учу йыгыб гэтирер, — Трое собирают, приносят (лето), Учу вуруб дагыдар – Трое – уничтожают , уносят (осень).
Сельскохозяйственный год у азербайджанцев начинался с прихода весны (яз, бахар) – 9 (21) марта, то есть до дня весеннего равноденствия (Новруз).
Крестьяне начинали готовиться к весне за месяц до ее наступления, специально отмечая последние четыре среды (чэршэнбэ), которые называли чэмлэ.
В последнюю среду уходящего года (ахыр чэршэнбэ) вечером во дворах зажигали костры; все члены семьи трижды перепрыгивали через огонь, проговаривая – Пусть мои все беды и несчастья останутся в огне и пусть огонь принесет мне счастье. (Агырым –угурум устюндэн, азарым-безарым бурда галсын).
В этот день из ружей и пушек открывали стрельбу, которая называлась Новрузун топу атылды. Это было сигналом окончания зимы, наступления весны и начала весенних полевых работ.
Этнографические материалы показывают, что Новруз у азербайджанцев является не является только календарным приходом весны. С Новым Годом было связано также определение, каким будет предстоящий год – урожайным или нет, влажным или сухим. Для этого, начиная с первого же дня Новруза ,в течении первых четырех весенних дней, систематически фиксировали изменения погоды в природе. Эти наблюдения назывались бахар фэсли (весенняя пора). По традиции первый день Новруза считался весной, второй –летом, третий –осенью, четвертый- зимой. Если первый день проходил без осадков, без ветра, то есть был хорошим, предполагалось, что предстоящая весна будет благоприятной. Наоборот, если в этот день шел дождь, было пасмурно, то и предстоящая весна ожидалась такой же. Земледельцы говорили – Яхшы ил бахарындан бэлли олар, то есть Хороший год виден по его весне.
Эти наблюдения продолжались и в следующие три дня, и соответственно им определяли, какими ожидаются предстоящее лето, осень и зима. Земледельцы, приступая к циклу полевых работ, знали, что до Новруза на посевной площади не должен оставаться снег. В противном случае посевы затопит талая вода. С целью избежать этого, на те земли, где еще лежал снег, выгоняли скот, чтобы спасти посевы.
Вышеизложенные материалы дают нам основание заключить, что среди азербайджанцев Новруз с древнейших времен был не только началом весны, но одновременно считался началом традиционного земледельческого календаря, точнее, сельскохозяйственного года крестьянина. Он ежегодно наступал в один и тот же день, 9 (21) марта, и в его основе лежит круговорот солнца, а не луны.
По народному календарю весна состоит из четырех периодов. Первый период именовался гараяз и состоял из 30 дней. У земледельцев он считался началом весенних полевых работ. Поэтому до наступления гараяза готовили и ремонтировали орудия труда, проверяли семена. С наступлением весны начинали расчистку оросительных каналов, приступали к вспашке под яровые культуры. Торжественно отмечали праздник первой борозды – гарабас. Как и другие земледельческие народы, азербайджанцы считали первую борозду основой будущего урожая. Поэтому для того, чтобы год обильным и урожайным , плугарем выбирали самого уважаемого и рачительного сельчанина –такого, о котором говорили –Эли авадан, аягы чёрэкли адам(человек с легкой рукой), которому доверяли проведение первой борозды.
По вековым традициям считалось, что косу, человека с редкой бородой, — нельзя выбирать в плугари, о чем гласит поговорка – Кэчэлдэн сэпинчи олмаз, косадан котанчы– Лысый – не сеятель, безбородый не плугарь.
В древней мифологии азербайджанцев коса также считался символом зимы , приметой неурожая.
Второй период весны назывался гарангуш палчыг баглаян, т.е. период , когда ласточки вьют гнездо, который начинался с 22 апреля и продолжался до 2 мая. По сообщениям старожилов в этот период крестьяне заготовляли саманный кирпич, считая , что именно тогда он бывает особенно крепким. После окончания данного периода считалось, чтоязын гырхы чыхды, т.е. кончилось 40 дней весны.
Третий период весны назывался котан дёврю – период плуга – точнее, время пахоты. Он продолжался 30 дней.
Для земледельца самым тяжелым периодом считалось последние 10 дней весны, которые назывались гызыл гюль дёврю (период цветения розы), составляющие последний четвертый период весны. Именно в этот период кончались все запасы, а до нового урожая было еще не близко. С этого периода в горной и предгорной зонах приступали к сенокосу.
День летнего солнцестояния считался началом лета (яй). В жизни земледельца оно занимает особое место. Это- период уборки многих сельскохозяйственных культур и наиболее подходящее время для закладывания основ урожая будущего года.
Лето делили на две половины. Первая – гора бишэн -, т.е. время созревания дикого винограда, считалось самым жарким временем года. Вторая называлась гуйруг догду и совпадала с появлением созвездия Улкерлэр (Плеяды). По поверью эти звезды появляются в середине лета и предвещают изменение погоды.
По традиции скотоводы должны завершить стрижку овец до появления Плеяды. С этого времени овцематок отделяли от стада баранов, а стада ягнят, наоборот, соединяли со стадами овцематок. И поэтому этот период среди скотоводов еще назывался гузу гарышан.
Важное место в народном земледельческом календаре занимала осень (пайыз, кюз). Одним из важнейших дел земледельцев осенью является сев. Этнографические материалы показывают, что земледельцы обладали богатыми эмпирическими знаниями в этой области, что нашло свое отражение в народном календаре. Например, отлет журавлей в теплые края считался временем начала сева, как их прилет весной означал, что пора приступить к пахоте. Эти фенологические наблюдения отражены в пословицах — Дурна гэтди, тума чых, дурна гэлди – шума чых, т.е. Улетели журавли – выходи на сев, прилетели журавли – начинай пахоту.
Кроме этого, крестьяне говорят – Посев должен видеть два лета – летом сей, летом жни.
По некоторым растениям осенью определяют, какая будет зима – теплая или холодная. Так , обилие кизила, барбариса, а также дубовых желудей считалось признаком суровой зимы. Все это не случайно. Зима требовала всесторонней подготовки. Не случайно крестьяне говорили –
Бойся осени, за которой следует зима.
Не бойся зимы, обо впереди –весна.
Зима тоже имела существенное значение в цикле сельскохозяйственных работ. Она продолжалась с 9 (21) декабря до 9 (21) марта. Ее также подразделяли на несколько периодов, которые в народе называют чиллэ. Наш простой народ, — писал Г.Зардаби, — зиму делит на три части – бёюк чиллэ, кичик чиллэ и ала чалпо. Бёюк чиллэ – большая зима продолжается 40 дней, кичик чиллэ – малая зима – 20 дней, ала чалпа – серое время зимы — 30 дней.
Бёюк чиллэ – большой зимний период – характерен сравнительно умеренным холодом. В конце этого периода погода резко меняется – это признак наступления малого зимнего периода. Смену одного чиллэ другим называют техвил-теслим дёврю – переходный период. Во время которого ожидается от 3 до 7 снежных дней.
Как в начале , так и при завершении, кичик чиллэ наблюдается резкое изменение погоды. Вообще, кичик чиллэ считается самым холодным периодом зимы.
После завершения кичик чиллэ наступает период ала чалпа – серое время зимы, который продолжается до наступления весны. В свою очередь, он делиться на две части – чиллебече- 7 дней и соответственно – ала чалпа – 23 дня.
Таким образом, азербайджанцы, основываясь на многовековых наблюдениях над природной и небесными телами, создали народный земледельческий календарь, который соответствует астрономическому календарю. Г.Зардаби писал, что вызывает удивление тот факт, как безграмотный крестьянин, не зная не только числа, но и названия месяца, по своим четкам, начиная с Новруза , точно считает, когда наступит то или иное время года.
Полевые этнографические материалы свидетельствуют, что вся трудовая деятельность азербайджанского крестьянина непосредственно была связана с этим календарем. Начало или прекращение всех сельскохозяйственных работ народ основывал на фенологических, метеорологических и астрономических наблюдениях. Все то говорит о том, что азербайджанские земледельцы своим повседневным опытом и наблюдениями создали локальный земледельческий календарь, изучение которого и в настоящее время имеет большое научное и практическое значение.
Наконец , исследования показывают, что многие элементы календаря характерны только для азербайджанцев, ибо являются результатом многовековых наблюдений именно местного населения. Вместе с тем им присуши и многие общие черты, которые встречаются как у азербайджанцев, так и у соседних кавказских и среднеазиатских народов, что дает возможность проследить их многовековые историко-этнографические и культурные связи.
Гамаршах Джавадов, доктор исторических наук, профессор
Эсмира Джавадова, кандидат исторических наук
ethnoglobus.az