|

Хороший год виден по его весне

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

 

 

 

Гамаршах Джавадов, доктор исторических наук, профессор

По народному календарю азербайджанцев, как и многих древних земледельческих народов. Приход весны (яз) отмечался 22 марта, то есть в день весеннего равноденствия (Новруз). С началом весны, по народным представлениям, приходили в движение стоячие воды. Люди внимательно следили за прилетом птиц. Первыми возвращались скворцы, затем ласточки и аисты. С аистами был связан такой обычай. Завидев их, дети бежали к родителям с радостной вестью и получали от них подарки. Важное значение придавалось тому, что дети видели в клюве птицы. Колос или зелень предвещали урожайный год, камень или кость- засушливый и неурожайный.

О традиции первый день Новруза считался весной, второй – летом, третий – осенью, четвертый зимой. Если первый день проходил без осадков, без ветра, то есть был хорошим, предполагалось, что предстоящая весна будет благоприятной.

Наоборот, если в этот день шел дождь, было пасмурно, то и предстоящая весна ожидалась такой же. Земледельцы говорили – Яхшы ил, бахарындан бэлли олар, т.е.хороший год виден по его весне.

Гасанбек Зардаби писал, что вызывает удивление то, как безграмотный крестьянин не зная не только числа, но и названия месяцев, по своим четкам, начиная с Новруза, точно считает когда наступит то или иное время года.

Перед наступлением дня весеннего равноденствия было принято отмечать

четыре среды (Джемле) последнего месяца. В первую среду, по народным представлениям, обновлялась вода, во вторую – огонь, в третью – земля. В четвертую среду ветер раскрывал почки деревьев, и наступала весна. В эти дни особенно в последнюю среду ахыр или гюль чэршэнбэ (последняя среда года), по вечерам во дворах разжигали костры — все члены семьи, в первую очередь дети трижды перепрыгивали через огонь и говорили – Агрым, угрум устумдэн, азарым-езарым бурада галсын (Пусть все мои беды, несчастья останутся здесь в огне).

В последнюю среду года стреляли также из ружей. Этот обычай назывался Новрузун топу атылды (Выстрел пушки Новруза).

В соответствии с вековыми традициями до наступления Новруза во всех семьях в специальной посуде выращивался сэмэни (ростки семян злаковых) считавшийся символов весны и плодородия. По обычаю в день первой борозды надо было готовить пшеничную кашу –хэдик.

Знаменательно, что начало года, исчислялось в соответствии с круговоротом солнца, а н луны и ежегодно совпало с одним и те же днем.

Из обычаев Новруза

Еще за месяц до наступления Новруза, в период кичик чиллэ (малой зимы) в доме начинали готовиться к предстоящему празднику – чистили дворы, белили стены домов, мыли ковры, паласы, приводили в порядок постель, одним словом, старались все старое, ненужное и нечистое не нести с собой в новый год. Перед наступлением дня весеннего равноденствия было принято отмечать четыре среды – джэмлэ. В эти дни также шла особая подготовка – из семян пшеницы выращивался сэмэни – символ весны, изобилия, зелени, из сэмэни готовилась халва, которую раздавали соседям, пеклись шэкэр-бура, шекер чёрек, пахлава, бадам-чурек, обжаривались зерна пшеницы и кукурузы, готовились говут (толченая пшеница или горох в сахаре) и др.сладости –все это водило в народные традиции, связанные с Новрузом.

По представлениям народа, Новруз – это пробуждение, обновление природы и жизни. Так что и люди в этот день должны быть одеты во все новое и опрятное, и жить должны в новом году с новым настроением, новым подъемом. В связи с этим к празднику шились новые наряды, а молодые девушки и невесты надевали платья под названием Весна. Отвести в Новруз в дом невесты хончу, навестить дом девушки считалось веками одним из благословенных обычаев народа.

Хотелось вспомнить и еще об одном обычае, связанном с Новрузом и бытовавшем среди азербайджанцев. Назывался он в народе Мюрвет тою (Свадьба великодушия). Обычай этот состоял в том, что в городах и селахстарые и малые, собравшись вместе, праздновали свадьбы сиротам – юношам и девушкам, не имевшим возможность самим создать семью. По инициативе старейшин каждый принимал посильное участие в Мюрвет тою — кто дарил барана, кто – корову, а кто нес масло, рис и др. необходимые для свадьбы продукты. Словом, с общей помощью и участием делая свадьбу, народ благословлял жениха и невесту на новую жизнь, давал им напутствие в дни Новруза. Долгое время для таких семей с помощью народа даже строились дома.

Последняя среда Новруза отмечалась особенно пышно. Во дворах зажигались костры, через костры прыгали, веря, что в пламени костра сгорают все болезни и беды;

Дети городов и сел надев особы наряд, играли в игру под названием Коса-коса. Представления Коса-коса проходили очень интересно и встречались населением с большой благосклонностью. Вообще Новруз байрамы в Азербайджане отмечался стихами, песнями, именно на этих празднествах народ узнавал своих героев, лучших ашыгов, комиков, танцоров.

В дни Новруз байрамы особе внимание уделялось спектаклям площадных театров, выступлениям канатоходцев, таким бытовым играм как Хан-Хан, Текечи, Диредейме, Зорхана. Очень интересна игра Хан-Хан с позиции торжества истины, восстановления справедливости. По обычаю за три дня до наступления Новруза народ, собравшись на площади, избирал Ханом бедного, но проницательного и умного человека. В течении тех дней Хан становился полным правителем города или же села, брал на себя управление всеми делами. За три дня в деревне по указанию Хана, к примеру, ремонтировались дороги, каналы, мосты, мельницы. Хан же проверял качество работ, следил за их исполнением. В последний день правления он отчитывался перед народом в своих делах, а потом подавал в отставку. Все эти мероприятия проводились при участии музыкантов, народ веселился, пел, танцевал.

Среди нашего народа известны обряды под названием НуннунуБаджа-баджаГулага гетмэкШал саллама, отмечавшиеся в последний вторник старого года и также связанные с Новрузом. Согласно обряду Баджа-баджа молодые ребята, собравшиеся вместе, ходили от дома к дому и собирали праздничные подношения. Для этого они залезали на крышу дома и спускали оттуда привязанную к веревке или шали сумку. Чтобы привлечь внимание хозяев дома к этой сумке, подавали голос. Но чтобы их не узнавали, голос свой они изменяли. Народ называл это нуннуну. По обычаю в сумку должны были положить праздничное угощенье и не должны были возвращать ее пустой. Южноазербайджанский поэт Шахрияр в своей поэме Привет Гейдарбаба так описывал этот обычай –

Был праздник, пела ночная птица,

Невеста вязала жениху джорабы.

С каждой крыши свисала шаль.

Как прекрасен обычай спускать шал,

Заполнять эту шаль праздничным угощением для жениха!.

(перевод подстрочный)

Наконец отметим, что вечером в день праздника Новруз все члены семьи должны быть дома, праздник должны отмечать в своих стенах. Говорят, что человек, отсутствующий в своем доме в праздничный вечер, будет скитаться круглый год. Обычно праздничное застолье начиналось с выстрела пушки Новруза. Все праздновали друг друга, высказывали свои пожелания к новому году.

Йаздым ки, изим галсын

Национальная Академия Наук Азербайджана, Баку -2005

Избранные статьи доктора исторических наук, профессора Гамаршаха Джавадова, напечатанные в СМИ в 1965-2005 гг.

Leave a Reply