|

Хирург-живописец Рауф Джанибеков

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Когда я задала вопрос Рауфу Джанибекову, его ли это картины, он вправе был на меня обидеться, ведь человеку творческому, художнику подобное недоверие кажется  оскорбительным.

Но дело в том, что будь то графический рисунок закоулков старого Баку или полные непередаваемой нежности и сентиментальности пейзажи  в стиле французских импрессионистов, уровень профессионализма в его работах очень высок, и  сложно поверить, что картины эти пишет не профессиональный художник. Его картины цепляют за душу, и, на мой обывательский взгляд ‒  это главный фактор, по которому можно судить о высоком мастерстве автора.

Рауф Джанибеков  в детстве  с одинаковым интересом относился к рисованию и биологии, а когда подошло время определиться с профессией, решил подать документы в медицинский. Рассуждал примерно так: став врачом, я смогу заниматься рисованием, но став художником, медициной вряд ли. Сегодня РауфДжанибеков, врач и художник, расскажет, как можно совмещать две такие разные ипостаси.

‒ Говорят, корни всего нужно искать в детстве. В какой школе вы обучались, и кто или что повлияло  на то, что вдруг проявился ваш художественный талант?

Если Вы имеете в виду общее образование, то я учился в школе №189. Художественного образования у меня нет. Никогда не посещал никаких курсов, кружков или частных уроков. Учился сам, методом проб и ошибок. Конечно, при возможности читал, скудную по тем временам, специальную литературу по искусству. Позднее, когда появился интернет, стало проще находить и читать необходимую литературу. На мои художественные склонности в детстве повлияло лишь сильное желание творить. Изначально занимался всем, что было возможно: лепкой, резьбой, выжиганием, чеканкой, фотографией и т.д., но потом остановился на том, что меня больше привлекало: на рисунке и живописи.

‒ Какие темы волнуют вас и чаще всего находят отражение в ваших работах?

Это не трудно заметить в моих работах.

‒ Какая у вас на сегодня медицинская специальность?

По специальности я хирург, но некоторое время назад ушел из Республиканского здравоохранения и теперь работаю врачом на иностранную компанию.

‒ Чего больше в вашей профессии – негатива или позитива? 

Конечно-же, позитива. Если врач получает негативные ощущения от своей профессии, то этот человек попал в медицину случайно. Это вовсе не означает, что медицина легкая и беззаботная область. Отнюдь. Речь идет о деятельности врача. Впрочем, это касается не только медицины. Если человек получает негативные ощущения от своей работы, он не сможет выполнять ее качественно. Да и вся жизнь его превратится в сплошной негатив.

‒ Ваш врачебный опыт как-то влияет на ваше творчество?

Я бы выразил мысль иначе: ведь хирургия тоже творчество, сродни искусству. Одно дополняет другое.

‒ Были ли в семье творческие люди? Как близкие относятся к вашему творчеству?

Нет, если вы имеете в виду людей, занимающихся искусством профессионально. Впрочем, мой отец неплохо рисовал, но не занимался этим серьезно. В детстве я случайно нашел в шкафу несколько его карандашных рисунков. Впечатлило. Хотя он никогда никому их не показывал. В семье к моему увлечению искусством всегда относились с пониманием, оказывали всяческую поддержку и помощь в те годы, когда я не мог позволить себе самостоятельно приобретать художественные принадлежности. И сегодня, моя семья и близкие мне люди всецело поддерживают меня в моем творчестве и сопереживают вместе со мной. И я должен сказать, что очень горжусь этим.

‒ Кто-то из детей или внуков пошел по вашим стопам: стал врачом или художником?

Внуков у меня пока нет. Никто из моих детей не пожелал стать врачом. С одной стороны, мне жаль, т.к. у меня скопился огромный, многолетний опыт, который я смог бы передать молодому поколению. Республиканскому здравоохранению этот опыт оказался не нужным, хотя старая Советская хирургическая школа была одной из сильнейших, если не самой сильной в мире. А я немало учился и работал в Москве, так что было чему учить молодежь. С другой стороны, может так оно и лучше. Мои дети пошли своим путем, избранным ими самими. Я убежден: все что происходит – к лучшему. Кто-то может возразить: к чему хорошему может привести, скажем, то или иное негативное явление или событие? Но никто не сможет однозначно ответить на вопрос: каков был бы результат, ход истории, если бы этого события не произошло.

С искусством дела обстоят немного иначе. Одна из моих дочерей сама и по своему желанию поступила и успешно окончила Университет культуры и искусств. По специальности она дизайнер.

‒ Вы участвовали когда-нибудь в выставках или, может, выставляли свои картины на продажу?

Мои работы выставлялись на нескольких совместных выставках. Одна недавно прошла в Дубае. Но все они проходили не по моей инициативе и без моего участия. Просто, меня просили представить пару работ для экспозиции и я не отказывал. Персональной выставки у меня не было по ряду объективных причин. Я публикую свои работы в интернете, на нескольких сайтах, в том числе и на продажу. Публикации также доступны на моем персональном сайте: www.machaon56.wix.com/jrs-art

‒ Бывало так, что вдохновение надолго вас покидало?

Надолго – нет. Бывает, конечно, что работа не ладится. В такие моменты я делаю небольшие перерывы на несколько дней, обдумываю детали своих будущих картин, иногда делаю краткие пометки и наброски. Затем все возвращается, и я продолжаю работать с новыми силами. Другое дело, когда я не имею возможности работать по ряду причин, например, в случае отъезда или занятости по работе. Самый длительный перерыв имел место в тот период, когда я учился в медицинском институте, а затем долгие годы работал хирургом ‒ работал я много и времени на что-то еще совсем не оставалось. Кроме того, хирургия ревнива и абсолютно не терпит любви на стороне. В те годы я не мог физически и не имел морального права заниматься живописью.

‒ Сколько картин было вами нарисовано за всю жизнь?

Когда наша семья жила на ул. Низами, около ЦУМа, я много рисовал. Работал карандашом, пастелью, маслом, темперой, гуашью и акварелью. Работал по бумаге, картону, дереву и холсту. Даже исписал почти все стены нашей огромной парадной. И это, не считая множества лепных и резных работ. Потом мы переехали в другую квартиру. Случилось так, что мои работы остались на старом месте. Позднее дом был продан иностранной компании, стены были перекрашены, а все мои работы утеряны. Картин и других работ там было довольно много, я не считал, но это уже в прошлом. Сейчас у меня более 700 работ и это, начиная с 2010 года.

‒ Как обозначите свой собственный стиль?

Я бы предпочел оставить это для критиков.

‒ Можете тремя словами охарактеризовать ваше состояние, когда вы пишете картины?

Любовь, любовь, любовь.

‒ У вас есть кумиры-художники?

Кумиров у меня нет, и никогда не было. Ни в какой области. Неустанно восхищаюсь мастерством Рембрандта. И, конечно,

мне нравятся работы многих художников. Некоторые больше, некоторые меньше. Но это абсолютно субъективно и никак не связано со значимостью художника в мире искусства, независимо от того, признан ли он гениальным или остается неизвестным.

‒ А друзья-художники? Вы входите в Азербайджанский Союз художников?

Да, я являюсь членом Союза художников Азербайджана, но бываю там очень редко. Есть у меня и друзья-художники, но их мало – всего 2-3 человека. И объединяет нас скорее не искусство, а общность интересов и близость духа.

‒ Среди ваших картин есть любимые? Какова их судьба?

Есть. Некоторые из них находятся в частных коллекциях, в том числе и за рубежом. Некоторые – остались со мной. Но есть картины, которые мне очень дороги. Они все еще у меня и я не намерен с ними легко расстаться. По

крайней мере, в обозримом будущем.

‒ Художники нередко говорят, что творчество – это всегда бегство от реальности? Вы согласны с этим мнением?

Нет. Абсолютно не согласен. Творчество – это реальность самого художника, его мироощущение, отражение его бессмертной души. Другое дело – это процесс самого творчества. Художник уходит от окружающего быта, но только

для того, чтобы войти в реальность своего восприятия, в реальность своего живого внутреннего мира.

‒  Расскажите какой-нибудь интересный случай, связанный с вашим творчеством…

В январе 2010 года я спросил своего сына, что он хотел бы получить на свой день рождения. Он сказал, что хочет масляные краски, кисти и холст, чтобы попробовать себя в живописи. Я купил ему мольберт, всевозможные кисти, краски, палитру, несколько холстов, растворители, лаки и прочее. Словом, все необходимое для масляной живописи.

В результате он написал пару картин, после чего его пыл к искусству пропал так же быстро, как появился. Картины неплохие, они до сих пор висят на стене в моей квартире. Но продолжать рисовать он категорически отказался, заявив, что живопись не его стихия.

Как раз, по иронии судьбы, незадолго до того я оставил хирургическую практику и у меня появилось свободное время. Видимо, это произошло неспроста и не без вмешательства Высших Сил. Провидению было угодно, чтобы все купленные мною же подарки вернулись обратно ко мне. И если до того времени я пользовался лишь старым этюдником, старыми кистями и старыми красками, то теперь в мое распоряжение поступил весь арсенал средств для работы.С того момента начался новый этап моей творческой деятельности.

Спасибо, Рауф муаллим, за беседу и возможность познакомиться с вашими удивительными картинами.

Я тоже хочу поблагодарить вас, Марина ханым, и коллектив газеты за интервью и предоставленную мне возможность поделиться своими мыслями с читателями старейшей в Азербайджане газеты «Каспий».

Названия картин : «Читатель», «Лето на даче», «Конец службы», «По дороге в Рай» (сквозь осень жизни), «Бессонница».

Марина Мурсалова

 

Tags:

Leave a Reply