|

Время диалога культур

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Выступление первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева на конференции “Единое культурное пространство Евразии”.

Уважаемые участники международной конференции!
Дамы и господа! Дорогие друзья!
Позвольте сердечно приветствовать наших дорогих гостей на древней Земле Олонхо и пожелать всем присутствующим активного участия и успеха в работе нашей конференции.
Республика Саха (Якутия) — самый крупный по территории субъект Российской Федерации. Она представляет собой самобытное государственное образование нового времени, созданное в границах Российской Федерации, имеющее глубокую историю хозяйственного и культурного освоения человеком необъятного северного края, активной созидательной жизнедеятельности людей в экстремальных природно- климатических условиях, в пространстве циркумполярной цивилизации.
Благодаря труду и таланту коренного народа Cаха, как и других населяющих её народов, Республика Саха (Якутия) буквально ворвалась в цивилизацию XXI века. Она открылась миру в своём высоком достоинстве, в расцвете творческих сил, способной в своём целенаправленном развитии самостоятельно и в тесном партнёрском содружестве с другими народами уверенно отвечать на сложные вызовы времени.
Недавно мы в республике торжественно завершили прокладку важнейшего участка железнодорожной магистрали на вечной мерзлоте. Отныне стальные рельсы соединили Центральную Якутию со всей страной круглогодичным железнодорожным сообщением. В торжествах укладки «золотого звена» принял участие Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. Событие поистине историческое, если учесть, что на территории площадью более 3-х млн. квадратных километров с богатейшими запасами природных ресурсов не было, практически, ни одного километра собственных железных дорог. И это лишь один штрих из жизни современной Якутии, у которой, по нашему глубокому убеждению, большое и благополучное будущее. Сюда, на Дальний Восток и Крайний Север всё более решительно смещаются важные центры развития страны.
Это утверждение подкрепляет недавнее заявление кандидата в Президенты, Премьер-министра Российской Федерации В.В.Путина. Он говорил о необходимости создания специальной структуры, если не государственной корпорации, то мощной структуры, возможно, акционерного общества со стопроцентным государственным капиталом, для более интенсивного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Идея высказана в дополнение к уже существующим программам развития региона и открывает новые возможности для развития нашей республики, для её более глубокой интеграции в экономику всего дальневосточного региона, включая зарубежье.
Непрерывный прогресс цивилизации нашего сурового северного края был бы немыслим без развития не только уникальной экономики, но и накопления и использования богатейшего культурного наследия народа Cаха.
На протяжении веков в наших необъятных северных краях происходил непрерывный процесс самосовершенствования и культурного возрастания самобытного общества. Вхождение Якутии в состав России, соединение судеб наших народов на протяжении почти четырёх веков, привело к обретению государственности народом Cаха, ко всеобщей грамотности, к высокой науке, способствовало уверенному приобщению нашего народа к достижениям отечественной и мировой науки, техники, искусства и культуры. Вместе с русским и другими народами, населяющими нашу страну, мы достойно прошли через все взлёты и падения, через все нелёгкие испытания историей. Но, как и Россия, Якутия ни одного года не прожила напрасно, она внесла и сегодня вносит свой ощутимый вклад в хозяйственное и культурное развитие громадной страны — своего великого Отечества, и уверенно смотрит в своё будущее.
Положительные итоги многовекового единения Якутии с Российским государством, совместный с русским и другими народами труд, вхождение в многомерное пространство западноевропейской цивилизации не избавляют нас от ответственности за сохранение и развитие самобытной культуры тюркоязычной якутской цивилизации.
Я довольно часто задаю себе вопрос: кто мы, якуты-саха — азиаты или европейцы? Этот же вопрос, я знаю, задают себе русские и другие народы, населяющие нашу страну. И до сих пор я убеждаюсь в том, что судьба моего народа Саха — это европейская цивилизованность при азиатской самобытности. Мы не растворились в веках, но бережно и в большой полноте сохранили и развили своё национальное культурное наследие. Чувство принадлежности к родному этносу, чувство патриотизма до сих пор остаётся сильнее чувства социальной или корпоративной принадлежности.
Глубоко почитаемый у нас ученый Лев Гумилёв утверждал, что этнос есть стереотип поведения. Я бы сказал, очень устойчивый стереотип поведения, даже в столь суматошное время перемен и кризисов. Однако происходящие в новое время навязывание ложных ценностей и стандартов предпочтений, стилей жизни, массовой культуры, поощрение безудержного потребительства, забвение национального культурного наследия заметно обедняют духовную жизнь этносов. Собственно, мы в республике это предвидели, двадцать лет тому назад, вступив в новые для нас рыночные отношения, мы помогли гражданам в защите их прав на ментальную независимость, для чего разработали и приступили к осуществлению новой культурной политики в Республике Саха (Якутия).
С головой погружаясь в новый для нас мир свободы и рынка, техногенной и информационной цивилизации, мы боялись раствориться в новой зачастую откровенной антикультуре, чтобы не обезличиться, сохранив лишь свою внешность. Центральной идеей новой культурной политики в Республике Саха (Якутия) стало возвращение народа к своим духовным истокам, тщательное изучение своего культурного наследия, постепенное овладение сокровищами культурного наследия.
Это было необходимо сделать для того, чтобы лучше понимать своё место и предназначение как в минувшей истории, так и в современной жизни, увидеть пути формирования национального менталитета и дальнейшего накопления духовного богатства народа. Помнится, Виссарион Григорьевич Белинский писал о том, что тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать, воспринимать вещи.
Известно, что культурное наследие находится в основании истории каждого народа. Преемственность культурных традиций от поколения к поколению лежит в основе самоуважения и самоутверждения, великого чувства его национального достоинства.
Следует заметить, что никогда ранее, а в имперской России особенно, национальные традиции населяющих её народов, сам стереотип поведения не испытывали нетерпимости и грубого давления со стороны государства. Негласное право на ментальную независимость коренных народов практически не нарушалось. Скорее наоборот, прибывавшее в северные края русское население охотно перенимало местный язык, обычаи, традиции, нормы поведения. Возник диалог культур, то есть, межэтнические, межнациональные контакты, которые являются важными факторами в регулировании межэтнических отношений. Хорошо известно, что такой диалог культур имеет многовековой опыт именно в России и заслуживает самых добрых слов.
Добрые плоды приносит диалог культур, проводимый совместно с диалогом религий и верований. Наши православные миссионеры, назову их так, прежде всего епископы Иннокентий и Дионисий, изучали якутский язык, создавали для него письменность, алфавит и букварь. Они же первыми начали вести богослужение на якутском языке. Священники знали, что изучение языка даёт лучшее понимание иной культуры, что диалог культур реализуется в индивидуальном мыслительном процессе как диалог индивидуальностей, тем более, в церкви.
Владыка Иннокентий также требовал от вновь прибывающих священников овладеть свободной якутской речью в течение двух месяцев. Этот великий миссионер — некоторым даже трудно в это поверить – стал ходатайствовать перед Священным Синодом о создании самостоятельной Якутской епархии, мотивируя своё предложение точными наблюдениями: «Якутия есть свой особый, неповторимый мир…». С благодарностью в сердце к этому подвижнику веры и громадной светлой личности, я скажу, что Владыка Иннокентий всё-таки добился создания самостоятельной Якутской епархии.
Двадцать лет назад, возглавив Республику Саха (Якутия) в качестве всенародно избранного Президента, я обратился с просьбой к Святейшему Патриарху Алексию II о восстановлении самостоятельной Якутской епархии. Просьба была удовлетворена, и на духовное служение в Якутию был направлен молодой епископ Герман, который был встречен у нас с любовью и вниманием.
Крупными событиями в обновлении жизни народа стало создание национальных школ, заслуживших высокую оценку в ЮНЕСКО, также новой национальной прессы, телевизионных и радиопрограмм, в том числе — впервые — для малочисленных народов Севера. В республике появились своя Академия наук, национальные театры, училищ искусств, Высшая школа музыки, Академия духовности, Арктический институт культуры. Национальный праздник «Ысыах» возвелит в ранг главного национального праздника республики и многое другое.
Было создано Министерство культуры и духовности, которое возглавил талантливый якутский режиссёр театра и кино А.С.Борисов. На днях ему исполнилось 60 лет. Пользуясь случаем, сердечно поздравляю Вас, Андрей Саввич, с замечательным юбилеем и присвоением звания Почетного гражданина республики, от всей души желаю Вам крепкого здоровья, новых успехов в самоотверженном служении людям и искусству, радости сердечной и во всём благополучия.
Обновлённый Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова и крупный Институт языка и литературы, Арктический институт культуры развернули широкие научные изыскания в сокровищницу культурного наследия. Все эти шаги были проделаны на главном пути — на пути к живительным духовным истокам народа, к его богатейшему культурному наследию.
Современная эпоха характеризуется высокой степенью интенсивности международных и межгосударственных отношений в рамках глобализации. Наблюдаются также устойчивые тенденции к интеграции государств и народов. В этих условиях международный культурный диалог усиливает взаимопонимание между народами, дает каждому, в том числе и народу нашей республики, возможность лучшего познания собственного национального облика.
В этих условиях возрастает взаимовлияние европейской и азиатской культур, повышается роль евразийской цивилизации как связующего стержня, как моста, между Востоком и Западом. Республика Саха (Якутия) с её европейской цивилизованностью и азиатской самобытностью предстоит принять самое активное участие в диалоге культур, дать достойные образцы своего культурного наследия, делегировать свои лучшие достижения в общечеловеческий фонд, в общечеловеческую культуру, которая едина и многообразна. Мы сделаем это для лучшего понимания и восприятия своего исторического существования, для лучшего понимания и глубокого уважения культуры других народов, других цивилизаций.

Михаил Николаев
Первый Президент Республики Саха (Якутия)
г.Якутск
2 декабря 2011 года.

Tags: , , , ,

Leave a Reply