|

Возрождение Великого Шелкового пути

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 votes, average: 0,45 out of 7)
Загрузка...

В истории развития человечества никогда не существовало локальных цивилизаций. Достижения одних этносов переходили к другим, от других — к третьим, и эта цепь взаимообмена культур будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать человечество. Стремление людей к общению и обмену своими достижениями,  историческая наука прослеживает уже с III тысячелетия до н.э.  Великий Шелковый путь — одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Aзию от Средиземноморья до Китая и служили, в эпоху древности и средневековья, важным средством  не только торговых связей,  но и  являлись культурно-экономическим мостом между Востоком и Западом, соединявшим  народы в их стремлении к миру и сотрудничеству.

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения. Особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Ее города – Мерв, Самарканд, Бухара, Термез, Хива, Отрар,  Туркестан, Тараз, Испиджаб, Суяб, Баласагун, Ош, Узген  и другие, были не только торговыми центрами, но и центрами науки и культуры. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. За философскую глубину и энциклопедичность познаний,  Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым после Аристотеля учителем человечества. Его трактат о классификации наук открывал путь к познанию на века вперед. Недаром все пришедшие после него великие ученые Востока – Авиценна, Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Улугбек,  считали себя его учениками. В Бухаре была уникальная библиотека, о которой Авиценна писал: «Я нашёл в этой библиотеке такие книги, о которых не знал и которых не видел больше никогда в жизни. Я прочитал их, и мне стало ясно место каждого учёного в своей науке. Предо мною открылись ворота в такие глубины знаний, о которых я и не догадывался». История Самарканда связана с именами таких мыслителей и ученых,  как Абу Райхон Бируни, Рудаки, Омар Хайям, Джами, Улугбек, Алишер Навои, Бабур.

Шелк, шелковая и золотая парча, хлопчатобумажная ткань, шерсть, рис, сушеные фрукты, керамика, фаянс, фарфор,  шерстяные ткани, ковры, украшения, лазурит, художественный металл, украшения, драгоценные камни, сандаловое дерево, жемчуг, платки, войлок, великолепная бирюза из Нишапура, ароматические вещества, гранаты, виноград, фисташки и миндаль,  сталь, изготавливаемая в Герате, хорасанское золото и серебро, рубины и ляпис-лазурь,  породистые  скакуны,  меха, чай, бумага, индийские  пряности и благовония – вот далеко не полный список товаров, перевозимых по Великому Шелковому пути.

На всем протяжении пути происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этих регионов принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений.

С XVI в. Шелковый путь прекратил свое существование, так как торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начали заметно ослабевать. Причинами тому явились открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов и Средней Азии и Сефевидов в Иране, межцоусобицы в Семиречье. Почти все средневековые города были разрушены.

В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с необходимостью искать новые пути сотрудничества или восстанавливать забытые, занесенные песками веков. Всеобъемлющее, комплексное изучение и восстановление Великого Шелкового пути, как «пути диалога», вполне соответствует такой необходимости. Великий Шелковый путь на протяжении многих столетий служил сближению различных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков и культур. Конечно, и в те далекие времена случались политические конфликты, вспыхивали войны, но Шелковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тяга к обогащению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постоянно брала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому при создании модели будущих взаимоотношений и сотрудничества народов необходимо использовать столь убедительный пример.

 

Глобализация, которая превратилась в одну из ведущих тенденций мирового развития на рубеже XX-XXI столетий, оказывает все более глубокое воздействие на социально-экономическую, военно-политическую и другие сферы жизни человечества, в том числе, на характер международной жизни.
Интеграция стран постсоветских республик между собой и в мировую экономику, поиск ими собственного места на международной арене, отстаивание национальных интересов при включении в региональную и мировую политику происходит в условиях глобализации, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Двигателем глобализационных процессов, стремительно интегрирующих капиталы, технологии, услуги и информацию, является мировая торговля. Связывая в единые сети все новые страны, регионы и целые континенты, глобальная экономика оказывает влияние на характер, интенсивность, продолжительность двусторонних и многосторонних  отношений, понуждая взаимодействовать государства, прежде не являвшихся партнерами. Тенденциям глобального развития  соответствует проект возрождения Шелкового пути, предусматривающий создание новых возможностей для развития торговых отношений между Азией и Европой, объединение усилий множества стран, находящихся на разном уровне экономического развития и различающихся своим политическим укладом.

В мае 1993 г. в Брюсселе Европейской комиссией была организована встреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а также Европейского Союза. Целью встречи было рассмотрение возможности интеграции в мировую экономику новых независимых государств — стран Центральной Азии и Кавказа. И прежде всего — развитие транспортной и коммуникационной систем. На Брюссельской встрече был рассмотрен вопрос создания ТРАСЕКА — транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Эта встреча была первым практическим шагом в возрождении Великого Шелкового пути.

В 1998 г. международная организация ЮНЕСКО объявила о начале десятилетнего проекта, названного «Интегральное изучение Шелкового пути — пути диалога». Проект предусматривает широкое и всеобъемлющее изучение истории цивилизаций, установление тесных культурных контактов между Востоком и Западом, улучшение взаимоотношений между многочисленными народами, населяющими Евразийский континент. Возрождение Великого Шелкового Пути — это возобновление тысячелетнего диалога цивилизаций.

Проект возрождения древней транснациональной магистрали —
Великого Шелкового пути, выдвинутый мировым сообществом в начале 90-х гг. XX в., стал отражением стремления многих государств и авторитетных организаций расширить зоны стабильности и пространства доверия, стимулировать экономическое и политическое сотрудничество молодых независимых государств  между собой и с развитыми государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, попыткой реализовать перспективную идею евроазиатского транзита.

 

Так уж исторически сложилось, что на Великом Шёлковом пути по Северному транспортному сухопутному маршруту из стран Азии в страны Европы,  ведущее место занимают Россия и Казахстан, которые находятся в  крайне выгодном геополитическом положении, находясь на большом транспортном и торговом транзите товаров из Азии в Европу.

Особую актуальность возрождению сухопутного межконтинентального транспортного проекта придает интенсификация сотрудничества в рамках ШОС и ЕврАзЭС. Так, в рамках Евразийского экономического сообщества уже  принята концепция транспортного союза, что создает институциональные предпосылки для сотрудничества на одном из наиболее трудных участков нового ВШП при достаточных заделах в транспортной инфраструктуре в этом регионе. Одной из задач ШОС также является интенсификация торгово-экономического сотрудничества между странами-участницами. Транспортное сотрудничество здесь является одним из основных направлений. Планируемое увеличение экономических связей между государствами-членами сделает «Великий Шелковый путь XXI века» еще более востребованным не только как чисто транзитный маршрут в страны Европы, но и как более удобный вариант доставки грузов в страны ШОС. Поэтому политически и экономически необходимым условием для развития международной торговли является возрождение Великого Шёлкового пути, а для Казахстана и России – это дополнительный плюс, так как транзит грузов рассматривается именно по Северному транспортному маршруту из Азии в Европу.
Проект дает возможность государствам реализовать с максимальной эффективностью преимущества своего географического положения, выстроить здесь современную инфраструктуру, модернизировать с учетом потребностей мировой экономики имеющийся промышленный потенциал, создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения.

 

История Великого Шелкового пути – это евразийская история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена между народами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничество и взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всего человечества.

 

Галия Фазылова, Клуб Евразийской Интеграции МГИМО (У)

 

Список литературы:

  1. 1.
    Абдыкаримова Ш.Т.  «Великий Шелковый путь – стратегическая дорога межконтинентального значения». КАТУ им.С.Сейфуллина. Астана // http://www.rusnauka.com/13_NMN_2011/Stroitelstvo/2_85440.doc.htm
  2. 2. Великий Шелковый путь. //  http://istorik.uz/Shelkoviy%20put.html
  3. 3. Литвинский Б.А. «Исторические судьбы Восточного Туркестана и Средней Азии. – Восточный Туркестан и Средняя Азия». Москва. 1984 г.
  4. 4. Лунин Б.В. «История Узбекистана в источниках». Ташкент, 1984 г.
  5. 5. Мирзаев Р.С. «Автореферат. Роль и значение транспортных коммуникаций Шелкового пути в современных международных отношениях.» 2008 г. // http://www.dissercat.com/content/rol-i-znachenie-transportnykh-kommunikatsii-shelkovogo-puti-v-sovremennykh-mezhdunarodnykh-o
  6. 6. Ртвеладзе Э.  «Великий Шелковый путь».  Государственное научное издательство «Узбекистон миллий энциклопедияси».  Ташкент. 2009 г.

Tags: , , ,

2 комментария for “Возрождение Великого Шелкового пути”

  1. Очень интересная и полезная для развития статья!

Leave a Reply