|

Укрепление традиций религиозной толерантности

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Азербайджан — светское государство, в котором испокон веков живут люди самых разных национальностей и вероисповеданий. Религия отделена от государства в политическом понимании, но с точки зрения духовного самосознания, просветительства и свободы личности составляет с ним единое целое.

Цели государства и традиционных религиозных организаций во многом совпадают. Это значит, что мы можем и должны вместе решать проблемы, стоящие перед нашим государством. Понимание того, что мы все вместе делаем общее дело и работаем на благо нашей родины, должно быть объединяющим моментом в отношениях между государством и религией.

Известно, что в 1993 году по случаю празднования 50-летия ЮНЕСКО Ассамблея ООН провозгласила 1995 год — Годом толерантности. 16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов терпимости». Этот документ на международном уровне провозгласил признание того, что «люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению , ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости.

Вопросы толерантности и взаимоуважения были чрезвычайно актуальны для многонационального и этноконфессионального Азербайджана. Здесь всегда высоко чтили традиции уважения и толерантного отношения к людям самых разных религиозных убеждений и взглядов, считая такой подход крайне важным не только во внутриполитических делах, но и на внешней арене.
И сегодня в независимом Азербайджане отсутствует неуважительное отношение представителей одной религии к другой и люди разных национальностей живут в мире и в согласии. И все это — в стране, которая уже много лет находится в состоянии войны с Арменией, приведшей к тому, что тысячи граждан Азербайджана стали беженцами на своей же земле. Все это могло бы создать условия для проявления случаев, противоречившим понятию «толерантность».

С полной ответственностью можно считать, что социокультурная и религиозная толерантность, может служить хорошим примером для многих стран мира. Это и составляет одну из основ, которая помогает сегодня Азербайджану эффективно развиваться и идти вперед.
Но нельзя успокаиваться на достигнутом. Как показывает практика, до разрешения проблем в этой сфере еще весьма и весьма далеко. Несмотря на то, что в Азербайджане созданы все условия для деятельности различных религиозных структур и общин, бывают случаи злоупотребления этим. Известны случаи активного вмешательства в религиозную ситуацию страны иностранных организаций и миссионеров. Необходимо отметить негативную деятельность всевозможных отечественных новых религиозных движений, влияющих не меньше, чем зарубежные, на разрушение этнокультурной среды и устоявшиеся межконфессиональные отношения.

Внутреннюю толерантность в Азербайджане нельзя рассматривать в отрыве от мировых процессов. До определенного времени толерантность в Америке являлась высшим достижением цивилизованного демократического общества. Но после того, как рухнули башни-близнецы на Манхэттене, встал вопрос о границах этой терпимости. Изменилась и «политика открытой терпимости» в Великобритании, которая приняла несколько законов, ограничивающих понятие «толерантность». Вопрос о предельно допустимой норме толерантности встал во Франции, Германии, России и других странах.

С одной стороны, демократическая основа развития общества диктует необходимость межконфессиональной толерантности, с другой стороны — современное общество пришло к порогу социальной нетерпимости. Произошло чрезвычайно сложное соотношение между правовым обеспечением свободы совести (из которой напрямую вытекает веротерпимость) и уровнем терпимости. Это касается в первую очередь новых и неизученных религиозных движений и культов. Здесь возникает очень деликатный вопрос: «Какие из них по условиям национальной и религиозной безопасности требуют ограничения в толерантности? Ведь в большинстве таких религиозных организациях полной информацией об истинных целях и задачах обладают только их руководители. Рядовые же члены общины в большинстве случаев являются лицами, пострадавшими от своей же организации.

Поиск оптимальной меры согласия и диапазона толерантности становится одной из ключевых задач общества и государства, направленной на достижение социального доверия и толерантности, как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности для властных структур, так и для общества в целом. Государство просто законодательно должно определить границы религиозной толерантности, ее порог терпимости с учетом сохранности интересов государства, общества, личности и обязать религиозные организации обеспечивать религиозную безопасность.

Все общество должно осознать, что терпимость — это не вопрос личной симпатии, а норма жизни и требование закона, который и должен ответить на вопрос:»Где кончается терпимость и начинается попустительство?» Сегодня ясно одно, что терпимость — это не праздник и не памятная дата. Это постоянная работа, которая должна стать приоритетной для государства и общества. Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести — их нужно воспитать. И в этой работе мы определяющее место отводим религиозным организациям, которым сам Бог-Аллах велел помогать людям проникнуться любовью и пониманием друг к другу! Ведь все религии дают ориентиры на взаимопонимание с народами иных вероисповеданий.

Религиозные деятели должны забыть о взаимном непонимании и стать консолидирующей силой в решении многих проблем. Религиозные общины должны укреплять общие для всех конфессий нравственные и духовные ценности, веру в добро и справедливость, милосердие и миролюбие. Третьей стороной в этих процессах должен быть Госкомитет по работе с религиозными образованиями.
Необходимо распространять и изучать Декларацию принципов толерантности, чтобы заложить их в поведение всего общества и отдельной личности. При этом понятие толерантности необходимо не только объяснять, но прежде всего, поступать в соответствии с ней, демонстрируя это на личных примерах. Это двусторонний процесс открытого диалога и эффект может быть достигнут только при проявлении терпения как с одной, так и со второй стороны. Диалог эффективен лишь в той ситуации, когда обе стороны не просто понимают язык друг друга, но и хотят договариваться.

Толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Толерантность должна пониматься не только в значении терпимости к людям разных рас и национальностей, но и как общий принцип социального доверия. Все это требует участия сильных и умных людей, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Считая любые оскорбления чувств верующих недопустимыми, тем не менее, мы не всегда одобряем шумную реакцию некоторых религиозных деятелей и СМИ по этому поводу. В этих крайне щепетильных вопросах нужно быть предельно внимательным и заранее предвидеть, к каким тяжелым последствиям может это привести.

Нужно всегда помнить, что большая часть общества пользуется правами, предоставленными Конституцией не в части свободы вероисповедания, а в части свободы совести. И они, в том числе атеисты, имеют право иметь свою точку зрения. Ведь зачастую искусственно поднятый шум напоминает пролитый соус на скатерть, который культурный человек, по мнению Чехова, должен был бы не заметить. Вместо того, чтобы, как и положено религиозному деятелю, воспитывать в людях любовь к ближнему и укреплять атмосферу уважения и взаимопонимания, некоторые, из желания привлечь к себе внимание, намерено вносят элементы подозрительности и раздражения. Отсюда и высокие требования к тем, которые сочли возможным стать руководителями религиозных организаций.
На наш взгляд, в школах необходимо ввести «уроки толерантности», преследующие цель воспитания интернационализма и терпимости в обществе людей. Именно уроки «толерантности», а не «терпимости»( т.к. слово «терпимость» очень эмоционально). Особенно, если представить ситуацию, когда «терпение лопнуло». А иностранное слово «толерантность» вызывает «холодное» чувство, способствующее уравновешенности.
В рамках этих уроков дети могли бы познакомиться с историей и основами всех традиционных религий нашей страны. И преподавать эти уроки должны не люди с теологическим образованием, а возможно, выпускники гуманитарных специальностей, в том числе и психологи.
Принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать и среди молодежи. Нужно искоренять случаи проявления «бытового» национализма и религиозной нетерпимости. Возможно, толерантность надо насаждать так, как это делали в Америке в шестидесятые годы.
Для Азербайджана, как и для любой другой страны, понятие толерантности неотделимо от понятия культуры. Человек, независимо от этнических, исторических, географических и пр. особенностей, всегда должен относиться к человеку иной формы культуры с уважением и интересом. Нужно объяснять, что представители других культур, верований и стран не хуже и не лучше тебя, они просто другие.
Только при взаимной помощи и поддержке, государство и религиозные организации могут стать единым фронтом в борьбе с негативными проявлениями этого вопроса в обществе.

Тамара Гумбатова

газета Эхо Баку.

Tags:

Leave a Reply