|

Тройной уровень осмысления Сергея Есенина

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

 

 

 

 

 

Александр Костин

 

В каждом произведении Сергея Есенина ощущается как бы двойной или тройной уровень осмысления темы. Можно даже смело сказать, что у него нет, хотя с этим многие не согласятся, лирики в чистом виде, разве что в самых ранних произведениях. Главное в его творчестве — философское осмысление прошлого, настоящего и будущего России и всего мира.

К примеру, ни в советское время, ни в наше демократическое не было сколько нибудь серьезного анализа его прозаического произведения Ключи Марии. Поражаешься запредельной, вселенской глубине осмысления земного и небесного Бытия Мира. В нем практически дана разгадка многих пресловутых тайн загадочной славянской души. То, что мог написать только Есенин, человек, с одной стороны выходец из деревни, а с другой — глубокий философ, получающий информацию с самых высоких сфер тонкого мира.

 

Само название Ключи Марии показывает точку отсчета, на которую опирался поэт. В традиционных, апостольских христианских конфессиях — католичестве и православии — всегда огромное внимание уделяется Пресвятой Деве, родившей спасителя, Господа Иисуса Христа. Здесь конкретная личность, жившая в 1 веке новой эры воспринимается как женское начало Вселенной, как Мать и Царица мира, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим одна из основ Божественной эволюции, что напрочь отметается протестантами. Обратим внимание на такой штрих, показывающий истинное отношение поэта к господствующей тогда идеологии. Она воспринимается как библейское Ной выпускает ворона.Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который. Вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды (Быт.VIII. 6-7).

 

Но ворон не долетел до земли, он даже не УВИДЕЛ ее, что особенно подчеркивает Есенин, ибо ворон принципиально не мог видеть землю, так как он олицетворяет собой ложный путь, ведущий в противоположную сторону от пути, предначертанного нам свыше. Истина — это голубь, приносящий оливковую ветвь. А мы в наше время можем сказать, что не дождались голубя до сих пор, ибо все реформы и события последних 20 лет кризисы, падение нравственности и прочие атрибуты нынешней цивилизации, где богом является товар и его гламурное потребление, явно на него не похожи…

 

Многие идеи, высказанные Есениным, оказались пророческими. Он практически опередил развитие духовной и научной мысли на 80 — 90 лет. А может быть, просто к нему приходила уже тогда та информация, которую способны стали воспринимать некоторые из нас лишь сейчас? Мысль о том, что земля движется не только в видимом трехмерном пространстве.

 

Да, мы едем, едем потому, что земля уже выдышала этот воздух, она зарисовала это небо и рисункам ее уже нет места. Она тянется к новому небу, ища нового незаписанного места, чтобы через новые рисунки, через новые средства, протянуться еще далее. Именно наступила новая эпоха, когда меняется все, вплоть до структуры микромира и лишь немногие это сознают. А Есенин об этом знал. Уже тогда.

 

                                                Мы — радугу тебе — дугой

                                                Полярный круг — на сбрую

                                                О, вывези наш шар земной

                                                На колею иную

                                                Хвостом земле ты прицепись

                                                С зари отчалься гривой

                                                За эти тучи, эту высь.

                                                Скачи к стране счастливой…

 

И это далеко не единственное прозрение Есенина, предвосхитившее идеи, уже более детально разработанные в будущем, причем в самых разных сферах. Например, великий русский ученый Лев Гумилев доказал с помощью своей теории пассионарности, что нет отсталых и передовых этносов, в есть молодые этносы и старые. Именно для старых этносов характерна золотая осень собирания плодов науки, культуры, цивилизованности. Их представителям кажется, что наступает конец истории и впереди только прогресс и торжество данной, самой передовой цивилизации. Так думали римляне и византийцы, незадолго до гибели их империй и цивилизаций. Иногда кажется, что Европа — это кладбище, где живут могильные черви. Все, что здесь жило, умерло и помним о них только мы, ибо черви помнить не могут. Чем не пример, иллюстрирующий теорию пассионарности?  И сдается, что многое из того, о чем писал Есенин, будет понято не нами, а следующими поколениями В заключение темы добавим: Персонаж, изображенный в фильме Безруковым, вряд ли смог бы написать Ключи Марии

 

 

О МЫЛЬНЫХ ОПЕРАХ ДВАДЦАТЫХ

 

 

Но только ли в силу консервативности мышления большинство наших доморощенныхесиноведов продолжает придерживаться привычной советской версии о самоубийстве поэта, наиболее четким идейным оформлением и практически срочным политическим заказом которой было стихотворение другого поэта — Маяковского. Неужели кого-то стала пугать не совсем понятая современниками запредельная глубина творчества Есенина, далеко выходящая за схемы лирики кабацких мотивов принятия — неприятия революции. Явно тенденциозная,заказная схема — смычки мало — в результате много пива и вина — или запутавшийся среди множества женщин, все время под мухой кабацкий гуляка и скандалист, не понявший в силу выщеуказанного причин идеи построения светлого будущего.

 

Все правильно и идеологически выверено. Только непонятно, каким образом непросыхающий забулдыга, постоянный посетитель милицейских участков мог создать столько серьезных произведений. Во-вторых, почему в наше время нужно повторять старые чекистские байки? О театральщине. Реальные жизненные события, как бы они страшны не были, характеризуются прежде всего, драматургической нейтральностью. Когда же дело обстоит иначе, налицо явная инсценировка. А все события вокруг Есенина отдают дешевой мелодрамой в духе мыльных опер того времени. Чего стоит тот факт, что подруга Сергея Есенина Галина Бениславская через год после смерти поэта застрелилась на его могиле. Какая трогательная и романтическая история! Дело видимо в другом. Истинная драматургия намного жестче и прозаичней. Галина Бениславская была сотрудником ГПУ, причем сотрудником серьезным, она в период гражданской войны несколько раз переходила линию фронта. И видимо, по мнению своих коллег, слишком много знала. Поэтому был выбран наименее вызывающий подозрение сюжет, на который охотно клюнет сентиментальная окололитературная публика.

 

За последние годы было выпущено много книг, посвященных гибели поэта. Наиболее фундаментальным и серьезным трудом признана книга Кузнецова. Версия, которую изложил в своей книге Виктор Кузнецов, стала сенсацией. Опираясь на сравнительный анализ документов, Кузнецов пришел к выводу, что 24 — 27 декабря Есенин вообще не жил вАнглетере, а все, что рассказывали о его последних днях жизни очевидцы и друзья, было лжесвидетельством, ибо они, как выяснилось, были секретными сотрудниками ГПУ. (Георгия Устинова, например, как свидетельствует Кузнецов, в декабре 1925-го вообще не было в Англетере — его фамилии нет в гостиничных журналах, номер, в котором он якобы поселился, особо контролировался ГПУ, и 28 декабря никто из тех, кто приходил в гостиницу, не видел Устинова).

 

По словам Кузнецова, на самом деле поэта, бежавшего из московской больницы в Ленинград, арестовали и поместили в дом тайной следственной тюрьмы ГПУ. Оттуда после издевательств, пыток и убийства поэта на допросе его тело перетащили по подвальному ходу в Англетер, находившийся неподалеку, организовали кровавую инсценировку самоубийства. Надзиратель Н. Горбов составил фальшивый протокол. В. Эрлих получил фальшивое Свидетельство о смерти Есенина, ибо выдали его в загсе не Центрального района, на территории которого случилось, по официальной версии, несчастье, а Московско-Нарвского, контролировавшегося троцкистами-зиновьевцами. Фальшивкой называет исследователь и акт судмедэксперта Гиляревского, который, по словам Кузнецова, сам не знал, что его имя использовалось в связи с этим делом.

 

Вновь открытые детали биографий приближенных к Есенину людей говорят, как считает Кузнецов, о том, что убийство поэта было организовано Троцким и его людьми. А в будущем все сами они стали врагами народа. Эрлих был расстрелян в 37-м, Блюмкин — в 29-м в Москве, Троцкий убит в 38-м в Мексике…

 

Авторы телесериала за основу взяли работу следователя по особым делам МВД Э. Хлысталова. Его книга во многом автобиографична. Как и у героя сериала, его собственный отец, играя по воскресеньям на гармонике, тихо, чтобы не было слышно за дверью, напевал песни на стихи Есенина.

 

Видимо, кто-то из соседей расслышал слова, потому что однажды ночью пришли трое мужчин, увели отца, и он пропал навсегда. Даже в официальном российском школьном учебнике уже написано, что смерть поэта произошла при загадочных обстоятельствах, что в сущности является косвенным негласным признаком официального признания убийства поэта. Причем вопрос в литературе стоит уже не так — убит ли был Есенин, а кто и почему его убил?. Есенин с его склонностью эпатажу, действительно попал в политическую воронку, о которой говорилось в фильме. И его дружба с Чагиным и Кировым, за которыми стоял Сталин, могла действительно очень не понравиться его прежним покровителям — Троцкому и Блюмкину. Все книги изобилуют множеством документов и фактов свидетелей, которые подтверждают убийство.

 

Но противоположный лагерь тоже приводит не менее убедительные факты. Точку поставить может только полное придание гласности всех документов архива ГПУ — НКВД — КГБ — ФСБ…. Хотя известно, что в начале перестройки архивы были определенными людьми тщательно подчищены. Как вряд ли случайно были снесены гостиница Англетер и Дом Ипатьева, где был казнен Николай Второй. Те, кто был на экскурсии в гостинице Англетер, в свое время бывшей гостиницей ГПУ, замечали явное несоответствие между высотой, где проходит пресловутая (причем вертикальная) труба отопления, на которой, якобы повесился Есенин, и его невысоким ростом. Сложно однако было приладить к такой трубе веревку, да еще и с перерезанными сухожилиями руки, а перед этим перерезанной рукой написать кровью стихи, да еще вполне ровным подчерком и аккуратно. Это что-то из серии рекордов Гиннеса. не говоря о явной вмятине на лбу, очень уж похожей на загримированное пулевое отверстие. Показательно, что снимки в гостинице мертвого Есенина готовил не простой милицейский фотограф, а портретист Напельбаум.

 

Сторонником традиционной версии оказался герой российского телеэкрана Эдвард Радзинский. Его беседы на исторические темы весьма своеобразны. Например Екатерина Вторая занималась исключительно тем, что меняла любовников, которых было уж очень много. Непонятно только как она в промежутках между любовниками смогла увеличить Российскую империю вдвое. И заодно спасла североамериканские штаты от английского вторжения, приказав российскому флоту заблокировать бухты Сан-Франциско и Нью-Йорка, хотя об этом вряд ли помнят сегодня в США. Еще в свободное от основных занятий время она укрепляла Академию Наук, развивала промышленность, способствовала выходу России на новые дипломатические рубежи.

 

А по поводу Есенина у Радзинского появились новые факты, о которых раньше, когда никто не мог сомневаться в официальной версии, что-то не было слышно. Якобы веревка не была завязана мертвой петлей, а просто накинута, Есенин долго качался, все время ударяясь головой о кран парового отопления. Кран ему пробил лоб, а батарея обожгла лицо. И виселось Есенину долго и нудно и умер он уже не от асфиксии, а от тоски (странно, что об этом мы раньше ничего не слышали, тем более, что здесь явно прослеживается связь с пулевым отверстием во лбу).И еще странно, почему он не кричал и вообще не издал никакого звука.

 

О чем же тогда говорит упоминание очевидцев о накинутой сверху веревке? Скорее о спешке убийц, готовивших тело для официальной версии PИ конечно, снова о пристрастии к спиртному и женщинам. Он этим занимался все свободное и несвободное время. А некоторые вечера, посвященные Есенину (впрочем как и Пушкину и другим поэтам) похожи больше то ли на изложение истории болезни к кабинете сексопатолога, то ли на иллюстрации к теории Фрейда. Но не хватит ли травить мертвого Есенина, как в свое время травили живого? И зачем сегодня повторять старые чекистские байки? Перечень огромного количества публикаций за и противзанял бы слишком много времени.

 

Возьмем другой путь. Логический. Вспомним существующее уже две тысячи лет, но самое безотказное и надежное правило римского права. Когда происходит то или иное событие, чтобы найти его организаторов, прежде всего нужно задаться вопросом-Кому это выгодно. Так кому же было выгодно устранение Есенина? И разборки большевиков между собой и участие в них Есенина — это только верхний, видимый пласт событий. По большому счету Есенина боялись в равной степени и правые и левые коммунисты. Не почти ли сверхъестественная сила творчества — стихотворного и видимо, в еще большей степени — философского, совершенно четкий, небесный источник его поэзии, связь ее с Богом пугали тех, кто создавал ложную псевдовселенную, ложную религию, где Заповеди Божии были заменены кодексом строителя коммунизма, Священное писание — трудами классиков марксизма (соответствующих Ветхому Завету)- ленинизма (по аналогии с Новым Заветом), иконы — портретами и статуями вождей, а святые мощи — Мавзолеем с главным вождем, а в течение 9 лет — с 1953 по 1962 двумя вождями.

 

И менее всего их беспокоили его дерзкие кабацкие стихотворения, бывшие скорее даже не порождением временного психологического кризиса поэта, а своего рода, если говорить современным языком, пиар-акцией Есенина и его друзей. Так же как и кабацкие драки, только прибавлявшие Есенину популярности в окололитературных кругах. Но главное, что делает версию убийства совершенно очевидной — это то, что почти все поэты — соратники Есенина — такие как Ганин, Клюев, Орешин и другие были либо расстреляны, либо в лучшем случае, отправлены на пролетарское перевоспитание в лагеря. А с Есениным, повторяем, так расправиться было нельзя из-за его огромной популярности.

 

                                Защити меня влага нежная

                                Май мой синий, июнь голубой.

                                Одолели нас люди заезжие

                                А своих не пускают домой.

                                Знаю где то в просторах чугунных

                                Кров чужой и сума на плечах.

                                Только жаль тех дурашливых, юных

                                Что сгубили себя сгоряча.

                                Жаль, что кто-то нас смог рассеять

                                И ничья неизвестна вина.

                                Эх Росея, моя ты Росея

                                Азиатская сторона

 

 

Ирина Георгиевна показала книгу, изданную в казалось бы совсем неожиданное для нас время — в 1945 году Петром Ивановичем Чагиным на свой страх и риск, где была сохранена полностью и орфография Есенина и вся крамола. А риск был большой — в тот период Есенин был почти запрещенным. Почти — потому что совершенно запретить его не позволяла сделать всенародная любовь — достаточно сказать, что солдаты Великой отечественной войны не расставались с его стихами — книгами и самиздатовскими списками. Говорили, что Есенин вместе с ними бил фашистов.

 

Итак, в истории любого человека такого масштаба как Есенин никогда нельзя ставить точку. Ибо они принадлежат не только нам. Они принадлежат вечности. И поэтому, видимо еще не наступило то время, когда все тайное того противоречивого, страшного и одновременно романтического, полного надежд и страхов времени станет явным. Наверное, мы еще к этому не готовы. Но мы к этому можем придти только в том случае, если не уподобимся манкуртам, забывшим о прошлом, без которого нет достойного будущего, ибо все что изложено выше, только в том случае будет иметь смысл, если Есенин останется в нашем городе как часть нашей культуры.

http://ethnoglobus.az/index.php?l=ru&m=news&id=635

Leave a Reply