|

Студенты МГИМО обсудили пути к модернизации России

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 7)
Загрузка...

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет;
мы должны пробежать это расстояние за 10-15 лет, иначе нас сомнут».

Иосиф Сталин. 1925 г.

28 мая 2011 года в МГИМО состоялся круглый стол по теме «Пути к модернизации России». С презентациями, посвященными данной теме, выступили студенты, в том числе активисты Клуба Евразийской интеграции МГИМО, рассказавшие об истории модернизации, ее направлениях и возможных вариантах государственной политики направленной на модернизацию.

Особенную благодарность хотелось бы выразить организаторам круглого стола, преподавателям Кафедры экономической теории и Кафедры прикладной экономики: Гончаруову Ю.А., Зеленюку А.Н, Макаренко А.В..

Первым, с докладом «Модернизация: философский и исторический подходы. Модель России», выступил Василий Кузнецов, студент 3 курса МЖ, координатор Исторического Клуба МГИМО. В своем выступлении студент рассказал об особенностях российской модернизации, начало которой было положено еще в 14-15 веках, такими государственными деятелями, как Иван III и Иван Грозный. Он перечислил основные периоды модернизации дореволюционной России (от Николая Первого до С.Ю. Витте и П.А. Столыпина), а также, упомянул о трех институтах (парламент, университетская наука и банковская система), которые являются неотъемлемыми в странах с инновационным путем развития. На любопытный вопрос «когда Россия наконец-то сможет догнать Европу?», студент ответил, что «тогда, когда мы сможем поставить во главу угла экономику, частную инициативу, а не государственную централизованную власть». Главной причиной отставания нашей страны, он назвал «полное отсутствие динамической университетской науки», наряду со слабым развитием институтов демократии и гражданского общества.

Анна Пилипосян и Арина Рытова, студентки 2 курса ФПЭК выступили с презентацией «Модернизация в России». Главной задачей для осуществления модернизации студенты считают «отход от чрезмерной зависимости от экспорта природных ресурсов, таких как нефть и газ». Анна и Арина выделили три стратегических направления модернизации: обновление средств производства (физический и человеческий капиталы), перестройка структуры экономики и увеличение удельного веса в экономике отраслей, являющихся катализаторами развития. Среди основных проблем студенты отметили: отсутствие инвестиционного климата, нежелание элит инвестировать внутри страны, и, прежде всего, высокий уровень коррупции.

В заключении, студенты 2 курса ФПЭК Юрий Кофнер, Председатель Клуба Евразийской интеграции МГИМО, и Добрыня Щербаков сравнили два возможных подхода для проведения модернизации в России: коллективный протекционизм и субсидирование. Сначала, Юрий рассмотрел разные протекционистские инструменты, после чего рассказал о преимуществах (защита молодых отраслей, передислокация производства внутри таможенного объединения, преодоление нефтяной иглы, доход в госбюджет) и недостатках протекционизма (рост цен для потребителей, ухудшение конкуренции, внешнеэкономические противоречия). Добрыня разобрал виды субсидий, а также, перечислил аргументы за (поощрение перспективных отраслей, финансирование крупных и сложных проектов, развитие регионов России, отсутствие роста цен для потребителей) и против субсидий (нецелевое расходование средств, отсутствие стимула для совершенствования бизнеса, расходы из госбюджета). Было устроено голосование с целью выяснить какой вариант государственной политики применить — протекционизм или субсидирование, в результате чего большинство участников круглого стола отдали предпочтение субсидированию.

Гражданам и правительству нашей страны предстоит еще очень многое сделать – усовершенствовать налоговое законодательство, повысить качество среднего и высшего образования, развить инфраструктуру регионов,  улучить климат для инвестиций в реальный сектор экономики и т.д. и т.п. … И, как 80 лет назад, времени преуспеть остается все меньше. Вопрос не в том, нужна ли модернизация нашего общества и экономики, а в том, как, какой целью и какими средствами, ее проводить. Однако, благодаря деятельности активным студентам российских ВУЗов, появляется все больше надежд на светлое будущее.

Александр Шведов

Tags: , ,

Leave a Reply