|

Ситуация потенциальной нестабильности в Афганистане и, как следствие, формирование новых угроз

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Ситуация потенциальной нестабильности в Афганистане и, как следствие, формирование новых угроз и опасностей для международной безопасности становятся ключевыми темами политической повестки дня в свете планируемого сокращения и дальнейшего вывода военного контингента Международных сил содействия безопасности, а также внутриполитической ситуации в стране, связанной с президентскими выборами и созданием правительства национального единства. Так, 31 июля в ходе заседания Совета министров иностранных дел ШОС в Душанбе участники отметили необходимость консолидации усилий для борьбы с угрозами, исходящими с территории Афганистана. «Сохраняются риски «обвала» ситуации после вывода из Афганистана иностранных войск и перелива нестабильности в центральноазиатский регион», — подчеркнул министр иностранных дел России С. Лавров. «Фактор-2014», как представляется, может предоставить новый шанс мировому сообществу сконцентрировать ресурсы на восстановление и содействие стабилизации ситуации в этой беспокойной точке мира, геостратегическое положение которой все чаще становится решающим фактором развития международных отношений и региональной политики.

Ситуация в Центральной Азии с учётом изменения обстановки в ИРА стала одним из ключевых предметов обсуждения на заседании в Душанбе, связанным с безопасностью. Российский министр предложил принять дополнительные меры по обеспечению безопасности стран-участниц ШОС, по максимуму задействовать возможности Региональной антитеррористической структуры (РАТС), преобразовать ее в универсальный центр по борьбе с новыми вызовами и угрозами. Для начала было предложено наделить РАТС антинаркотическими функциями. Кроме того, российской стороной была выдвинута инициатива оформить рамочное соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам с целью борьбы с проникновением террористов и религиозных экстремистов в страны Центральной Азии.

Как стало понятно, Россия считает ШОС перспективной и оптимальной площадкой для политического диалога по Афганистану «без каких-либо вовлечений в военные аспекты». Приемлемым вариантом также считается расширение взаимодействия в рамках других организация – ОДКБ, СНГ, ООН, а также по линии двусторонних отношений России и Афганистана.

Афганская тематика была ключевой и во время официального визит в Душанбе 30 июля министра иностранных дел РФ С. Лаврова по приглашению министра иностранных дел Республики Таджикистан С. Аслова. «Таджикистан находится на передовой борьбы с этими угрозами. Подтверждаю, что решение ОДКБ об оказании Таджикистану помощи в укреплении границы с Афганистаном будет выполнено в полном объеме», — заявил Лавров. Проблема наркотрафика и расширение сети производства после вывода иностранных войск из Афганистана становится крайне актуальной и требующей предпринять необходимые меры для защиты границ и удержания ситуации в факторных странах Центральной Азии. «Мы намерены продолжать оказывать помощь Республике Таджикистан в модернизации и техническом переоснащении вооруженных сил, наращивании потенциала по охране государственной границы, особенно на афганском направлении. Будем принимать эти меры как по двусторонней линии, так и в рамках выполнения в полном объеме соответствующих решений ОДКБ», — отметил глава МИД РФ. Стоит напомнить, что в текущем году Россия и Таджикистан договорились о продлении до 2042 г. пребывания 201-й российской сухопутной военной база на территории Таджикистана.

Совершенно очевидно, что незаконный оборот наркотиков, включающий в себя культивирование, изготовление, распространение и сбыт веществ, подпадающих под действие запретительных законов о наркотиках, может возрасти в связи с сокращением международной миссии в Афганистане и, как следствие, уменьшение заказов по подрядам от иностранной коалиции афганскому населению с сопутствующим урезанием рабочих мест, а также при неблагоприятных внутриполитических последствиях, характеризующихся вооруженной активностью Талибана, которая требует масштабного финансирования. По данным ООН, на мировой рынок ежегодно поступает 430-450 тонн героина, включая около 50 тонн опия из Мьянмы и Лаосской Народно-Демократической Республики, в то время как остальные примерно 380 тонн героина и морфина производятся исключительно из афганского опия. Около 5 тонн потребляется и изымается в Афганистане, большая же часть — оставшиеся 375 тонн — развозится по всему миру по маршрутам, проходящим через соседние с Афганистаном страны. Среди них Балканский и Северный маршруты, которые связывают Афганистан с огромными рынками Российской Федерации и Западной Европы. Балканский маршрут идет через Исламскую Республику Иран (часто пересекая перед этим Пакистан), Турцию, Грецию, Болгарию и далее через Юго-Восточную Европу в сторону Западной Европы, годовой объем наркорынка которой составляет около 20 млрд. долларов США. Северный маршрут проходит в основном через Таджикистан и Кыргызстан (а также Узбекистан или Туркменистан) в Казахстан и Российскую Федерацию, отмечает Управление ООН по наркотикам и преступности.

В этом отношении проблема афганского наркопроизводства становится угрозой для международной безопасности, а стабилизация ситуации в стране требует объединения и координации усилий наиболее заинтересованных мировых акторов. В свою очередь, переломный момент в стране, связанный с избранием нового президента, может стать надежной платформой для активных действий.

Так, еще в 2010 г. эксперты ФСКН РФ предложили мировому сообществу План ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга 2». Его ключевые положения состоят в следующем:

1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.

3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

5. Включение в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских (в текущем году Россия обучит 225 полицейских в рамках программы Совета Россия-НАТО).

Эксперты, участвовавшие в разработке данного плана, отмечают, что «ликвидация афганского наркопроизводства никогда не ставилась в качестве цели оккупационных войск, а в итоговых документах Лиссабонского 2010 года и Чикагского 2012 года саммитов НАТО не найти никаких задач в сфере борьбы с наркопроизводством в Афганистане». Для России же и стран Центральной Азии проблему афганского наркопроизводства невозможно недооценивать.

Таким образом, 25 марта 2014 г. под эгидой ФСКН в Москве прошло мероприятие, на котором была отмечена необходимость выработки нового инструментария по борьбе с угрозами, исходящими из Афганистана. В частности, было предложено создать специальный офис при ООН, некую международную структуры, инвестиционный фонд, который бы аккумулировал средства и ресурсы, планируемые направить на восстановление Афганистана и ликвидации негативных тенденций, имеющих возможность пошатнуть международный мир и безопасность. Среди потенциальных бенефициаров называются Китай, Иран, Россия, Япония. Говоря о ФСКН, хотелось бы отметить, что недавно стало известно, что страны БРИКС выразили инициативу участвовать в ликвидации афганского наркопроизводства вместе с ФСКН РФ. «Я удовлетворен тем решением, которое приняли главы государств БРИКС по созданию рабочей группы в сфере борьбы с наркотиками. Мне кажется, это эпохальное событие, которое позволит использовать огромный политический и экономический потенциал стран БРИКС», — заявил директор российской наркополиции Виктор Иванов.

Идея создания международного консорциума не отличается оригинальностью. В мировом сообществе она вызывает довольно скептическое отношение, вследствие чего взаимоотношения с Афганистаном ограничиваются чаще всего отдельными инфраструктурными проектами. Однако уход международной коалиции из Афганистана, а также новые политические реалии, связанные с поствыборным периодом и частичным обновлением политической элиты, могут явиться катализатором определённых перемен. Между тем открытым остается вопрос о поиске необходимых финансов и о международных донорах, готовых участвовать в подобных проектах.

http://casfactor.com/

Leave a Reply