Шумерский гимн «Иннана и Эбиx» и страна Луллубеев
Севиль Мамедова, аспирант Института истории НАН Азербайджана
О луллубеях имеются сведения в шумерских и аккадских письменных источниках. Одно из первых сведений о луллубеях встречается в шумерском эпическом сказании о Лугальбанде и птице Анзу. Сказание относится к истории Междуречья периода ранних династий, хронологические рамки которой охватывают XXVIII-XXIV вв. до н. э. Лугальбанда, оказавшийся в горах Забуа (в Иранском нагорье), мечтает встретиться с птицей Анзу в надежде, что она поможет ему вернуться к урукскому войску, которое находится где-то по дороге в Ар
атту. В шумерском эпическом сказании о Лугальбанде и птице Анзу упоминаются Луллубейские горы (KUR. Lu5-lu5-bi), которые содрогались от крика этой гигантской птицы (12, 350). Луллубеи упоминаются также и в аккадском мифе о боге чумы Эрра (4, 158).
Сведения о луллубеях имеются в шумерском гимне «Иннана и Эбиx», написанной дочерью Саргона Аккадского Энхедуанной. Гимн приблизительно состоит из 184 строчек, содержит обращения Инанны к Горе Эбих – часть гряды Загроса, на границе государства Саргона Аккадского. В гимне говорится: «Я хозяйка, когда я обходила небо, когда я обходила землю, когда я Элам, Субир обходила, когда я обходила горы, в Луллубуме, вокруг самых глубоких гор, тогда я в мои руки взяла….» (12, 350).
В описании государства Саргона Аккадского, составленном в ассирийское время, тоже встречается наименование страны Луллубеев MĀT. Lul-lu-bi-iki (12, 350).
Следующим источником, упоминающим страну луллубеев, является шумеро-аккадский географический список, где наличествует шумерское название страны луллубеев KUR. lu-lu-bi k[i] и его аккадское соответствие MĀT. Lul-lu-bi-e (12, 350).
Известно, что Саргон Аккадский совершил поход в северные области Элама, и возможно вышеперечисленные источники говорят о том, что и земли луллубеев также находились в области военных интересов Саргона Аккадского. Но нет надписи, которая сообщала бы прямо о том, что он совершил поход против луллубеев, имеется лишь косвенные указания на его поход в северо-восточном направлении (5, 24).
Из двух аккадских экономических документов дошедших до нас можно заключить, что в аккадский период существовали контакты между хурритским городом Гасуром и страной луллубеев. В документах имеются списки, где говорится о поставке различных животных из Луллубума двум людям в местность Адах. В списке перечисляются следующие животные: бык, корова, две горные овцы, три горные козы, тридцать чёрных и тридцать пестрых коз (12, 351-352). Возможно, скот обменивался на зерно, так как в соответствии со списком торговый агент принимал зерно, чтобы перепродать его в Луллубум.
Другим источником, где упоминаются луллубеи, является надпись с рельефом аккадского правителя Нарам-Суэна, который был обнаружен юго-восточнее Сулеймании. Надпись подверглась сильному разрушению, и сохранился лишь отрывок, где сообщается: «Нарам-Суэн, могущественный …. А[…] из Сидура, Сатуни из Луллубума, затем объединились….[…] он разбил.» (15, 167).
По-видимому, Нарам-Суэн столкнулся с Сатуни, правителем или предводителем луллубейского объединения и неким правителем из Сидура и нанес им поражение. В честь этого и была, по всей вероятности, установлена победоносная стела Нарам-Суэна. Место, где произошла битва, точно неизвестно, но предположительно, она произошла у Дарбанди Гаура юго-восточнее Сулеймании (14, 88; 12, 351; 2, 129). Исследователи полагают, что область проживания луллубеев была расположена именно вокруг Сулеймании (1, 82; 14, 88). О неком правителе луллубеев имеются сведения в не полностью сохранившемся тексте легенды «Гула-Ан и семнадцать царей против Нарам-Суэна», где говорится: «[…] он завоевал. Гула-Ан, правитель Кутиума, [.]-ел, правитель Какмум, […]-а-ел, правитель Луллу(б)ума, […-а]н-да, правитель Хаххума, […л]и-и-Ан, правитель Туруккума, [..]-ха-Ан, человек Каниша, […]-ду-Ан, человек Амуру, […]-ме-е-Ан, человек Дер, […]-бу-на-Ан, человек Арарритеса, […ра -и]т-лу-ух, человек Касситов, […]-иб-ра, человек Мелухха, […-д]у-на, человек Араты …» (16, 249-251).
О походах против луллубеев имеются сведения уже только в надписях правителей III династии Ура. Так в годовых данных Шульги имеются сведения о том, что в 45 году Луллубум и Симуррум был разрушен девятый раз, а в 46 году говорится о победе над Урбилумом, Симуррумом, Луллубумом и Кaрхаром (13, 15).
Судя по этим данным, на сорок пятом году правления Шульги совершил поход против областей Симуррума, находящихся близ современного Алтун Кёпрю (12, 352, 13, 15) и Луллубума. В сорок шестом году, возможно, столкнулся с объединенными войсками Урбилума (современный Эрбиль: 12, 353), Симмурума, Луллубума и Кархара (асс. Хархар) в бассейне реки Дияла (7, 57). О разрушении Симуррума сообщается также в данных двадцать седьмого и тридцать третьего года правления Шульги, однако в них речь идет только о втором и третьем его разрушении. Таким образом, было ли это действительно девятым разрушением Луллубума, точных данных нет, и Шульги не смог подчинить эти территории, так как речь идет о повторяющихся походах и возможно, он ограничился грабежом.
Следующий источник, которым мы располагаем, был обнаружен к юго-востоку от современной области Зохаб, на дороге, которая ведет из Багдада в Хамадан, в Сарипуле – это рельеф и надпись на аккадском языке правителя луллубеев Анубанини. На рельефе изображен Анубанини, попирающий ногой тело врага, а также богиня Иштар, которая подводит к нему еще двух пленных, ниже изображены и другие пленные. Надпись гласит: «1. Анубанини, могущественный правитель, правитель Луллубума, своё изображение и изображение Иштар на горе Батир велел поставить. Кто эти картины и (эту) надпись уничтожит: Aн и Антум, Энлиль и Нинлил, Адад и Иштар, Суен и Шамаш ….. 2. Нин [….] и (бог) Эн […..] великие боги [….] проклянут его, и его род….. Верхнее и Нижнее море» (6, 74).
Как видно, в надписи сообщается о сооружении изображения правителя и богини на горе Батир, перечисляются шумеро-аккадские боги, и насылаются проклятия на тех, кто посмеет повредить или изменить изображение и надпись оставленную Анубанини. Затем в надписи упоминаются Верхнее и Нижнее море, что схоже с месопотамской традицией обозначения конечных пунктов подвластной территории.
В научной литературе имеются следующие точки зрения по этому поводу. И.Г.Алиев пишет, что луллубейский союз в XXII в. до н. э. охватывал значительную территорию и Анубанини, упоминая Нижнее море, имеет в виду Персидский залив, под Верхним морем озеро Урмию или Ван (1, 82). Х.Кленгель считает, что Верхнее море это Средиземное море и подвергает сомнению господство Анубанини над территорией от Средиземного моря до Персидского залива (12, 354). И.М. Дьяконов же отвергает существование государства у луллубеев во второй половине III тыс. до н. э, и высказывает мнение о том, что в надписи Анубанини говорится о государстве, созданном в долине Диялы хурритами или аккадцами с помощью луллубейских племён, либо Анубанини просто лишь претендовал на власть над луллубеями (2, 129).
У ряда ученых имеется разная точка зрения относительно происхождения имени Анубанини. Г.Хюзинг, А.Шпайзер связывают происхождение имени правителя луллубеев Анубанини с именем эламского бога Ханубани или Хумбан (8, 16; 10, 234-235; 14, 89). И.М.Дьяконов, Г.А. Меликишвили говорят об аккадском происхождении его имени (2, 129; 3, 129).
Некий Анбанини упоминается в ассиро-вавилонском мифе «Царь Кута», области в Вавилонии, где почитали бога Нергала – владыку подземного царства. В мифе говорится: «7 царей, братьев, великолепные по красоте, 360. 000 (воинов) было в их армиях. Анбанини их отец, правитель, их мать правительница Милили. Их старший брат, у них принц, Мимаангаб его имя; второй брат […] Мидуду его имя; третий брат, […]-лул его имя; четвертый б[рат, …д]ада его имя; пятый [брат…]таии, его имя; ш[естой брат, …р]у его имя; [седьмой брат,] его имя» (11, 293).
В научной литературе некоторые исследователи отождествляют Анбанини, хотя и с некоторым сомнением, с правителем лулубеев Анубанини (11, 552; 14, 89), другие с богом Ханбан, который также, как и Анбанини имел семь сыновей от своей божественной супруги Мели (9, 401).
Одному из луллубейских правителей, по-видимому, принадлежит рельеф с надписью, найденный у Дарбанди Шайхан, северо-западнее Сарипуля. Текст этой надписи схож с текстом надписи Анубанини, в ней говорится: «[…]бирини, сын Иккип-Шаахмаата сделал изображение, тот, кто нанесет (вред посредством колдовства?) изображению, Шамаш и Иммер (уничтожат?) его потомство и его имя….» (1, 82). Имя этого правителя учёные читают по разному Г.Кэмерон как «Тардуни», Е.Херцфельд вторую часть имени читает как «бирини», И.М.Дьяконов как «Лишир-пир’ини».
В материалах архива Богазкея имеется фрагмент мифологического содержания, написанный на хурритском языке, в нем сохранилось ёще одно собственное имя, возможно, правителя Луллубеев, которое также относится к интересующему нас периоду. Согласно этому документу это был некий Иммашкуш (3, 130).
Все вышерассмотренные источники позволяют предполагать, что луллубеи еще до начала аккадского периода жили в прилегающих к Сулеймании областях между Нижним Забом и Диялой. Они имели своих правителей и тесные экономические и культурные контакты с Месопотамией, благодаря которым аккадская культура проникала в области проживания луллубеев. Военные же столкновения луллубеев с правителями Аккада, а позже и с правителями III династии Ура говорят о том, что территория их обитания была включена в сферу военных Интересов месопотамских правителей. Постоянные походы против луллубеев указывают, на то, что к этому времени луллубеи являлись внушительным противником и, что область их проживания не была завоевана другим государством.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
- Алиев И. История Мидии, Баку, Из-во Академии Наук Азербайджанской ССР, 1960, 353 с.
- Дьяконов И.М. История Мидии, Санкт-Петербург, Филологический факультет СПбГУ, 2008, 572 с.
- Меликишвили Г.А. Наири-Урарту, Тбилиси, Из-во Академии Наук Грузинской ССР, 1954, 442 с.
- Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. – М., 1977, с. 122-198.
- Юсифов Ю.Б. Ранние контакты Месопотамии с северо-восточными странами // ВДИ, 1987, № 1, 19-40 с.
- Edzard D.O., Zwei Inschriften am Felsen von Sar-i-Pūl-i-Zohāb: Anubanini 1 und 2. Archiv für Orientforscung, XXIV, 1973 ss. 73-77.
- Gelb I.F. Hurrians and Subarians, Chicago, University ofChicago, 1944, 128 p.
- Hüsing G. Der Zagros und seine Völker. Der Alte Orient, IX 3-4, Leipzig, 1908, ss. 3-66.
- Hüsing G. Palatale spisaus Lullu-Land. Orientalistische Litteratur-Zeitung, Vol. VI, Berlin, Wolf Peiser Verlag, 1903, ss. 399-402.
- Hüsing G. Annubani – Annubani-ni. Orientalistische Litteratur-Zeitung, Vol. VI, Berlin, Wolf Peiser Verlag, 1907, ss. 234-235.
- Jensen P. Assyrisch-Babylonische Mythen und Epen. Keilinschriftliche Bibliothek VII, Berlin, 1900, 302 s.
- Klengel H. Lullubum. Ein Beitrag zur Geschichte der Altvorderasiatischen Gebirgsvölker. Mitteilungen des Institute für Orientforschung, XI, 3, 1966, ss. 349-371.
- Laessoe J. Shemhāra Tablets, A Preliminary Report, Kopenhagen, 1959, 103 s.
- Speiser E.A. Mesopotamian Origins,London,OxfordUniversity, 1930, 198 p.
- Thureau-Dangin F. Die Sumerischen und Akkadischen königsinschriften, Lepzig, 1977, 275 s.
- Westenholz J.G., Eisenbraun S. Legends of the kings ofAkkade,Indiana, 1997, 182 p.
ТРУДЫ
ИНСТИТУТА ИСТОРИИ НАН АЗЕРБАЙДЖАНА
2010, том 32