|

Шумерский гимн «Иннана и Эбиx» и страна Луллубеев

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Севиль Мамедова, аспирант Института истории НАН  Азербайджана[1]

О луллубеях имеются сведения в шумерских и аккадских письменных источ­никах. Одно из первых сведений о луллубеях встречается в шумерском эпическом сказании о Лугальбанде и птице Анзу. Сказание относится к истории Междуречья периода ранних династий, хронологические рамки которой охватывают XXVIII-XXIV вв. до н. э. Лугальбанда, оказавшийся в горах Забуа (в Иранском нагорье), мечтает встретиться с птицей Анзу в надежде, что она поможет ему вернуться к урукскому войску, которое находится где-то по дороге в Ар
атту. В шумерском эпическом сказании о Лугальбанде и птице Анзу упоминаются Луллубейские горы (KUR. Lu5-lu5-bi), которые содрогались от крика этой гигантской птицы (12, 350). Луллубеи упоминаются также и в аккадском мифе о боге чумы Эрра (4, 158).

Сведения о луллубеях имеются в шумерском гимне «Иннана и Эбиx», напи­санной дочерью Саргона Аккадского Энхедуанной. Гимн приблизительно состоит из 184 строчек, содержит обращения Инанны к Горе Эбих – часть гряды Загроса, на границе государства Саргона Аккадского. В гимне говорится: «Я хозяйка, когда я обходила небо, когда я обходила землю, когда я Элам, Субир обходила, когда я обходила горы, в Луллубуме, вокруг самых глубоких гор, тогда я в мои руки взяла….» (12, 350).

В описании государства Саргона Аккадского, составленном в ассирийское время, тоже встречается наименование страны Луллубеев MĀT. Lul-lu-bi-iki  (12, 350).

Следующим источником, упоминающим страну луллубеев, является шумеро-аккадский географический список, где наличествует шумерское название страны луллубеев KUR. lu-lu-bi k[i] и его аккадское соответствие MĀT. Lul-lu-bi-e (12,  350).

Известно, что Саргон Аккадский совершил поход в северные области Элама, и возможно вышеперечисленные источники говорят о том, что и земли луллубеев также находились в области военных интересов Саргона Аккадского. Но нет надписи, которая сообщала бы прямо о том, что он совершил поход против луллубеев, имеется лишь косвенные указания на его поход в северо-восточном направлении (5, 24).

Из двух аккадских экономических документов дошедших до нас можно заключить, что в аккадский период существовали контакты между хурритским городом Гасуром и страной луллубеев. В документах имеются списки, где гово­рится о поставке различных животных из Луллубума двум людям в местность Адах. В списке перечисляются следующие животные: бык, корова, две горные овцы, три горные козы, тридцать чёрных и тридцать пестрых коз (12, 351-352). Возможно, скот обменивался на зерно, так как в соответствии со списком торговый агент принимал зерно, чтобы перепродать его в Луллубум.

Другим источником, где упоминаются луллубеи, является надпись с рельефом аккадского правителя Нарам-Суэна, который был обнаружен юго-восточнее Сулей­мании. Надпись подверглась сильному разрушению, и сохранился лишь отрывок, где сообщается: «Нарам-Суэн, могущественный …. А[…] из Сидура, Са­туни из Луллубума, затем  объединились….[…] он разбил.»  (15, 167).

По-видимому, Нарам-Суэн столкнулся с Сатуни, правителем или предводи­телем луллубейского объединения и неким правителем из Сидура и нанес им поражение. В честь этого и была, по всей вероятности, установлена победоносная стела Нарам-Суэна. Место, где произошла битва, точно неизвестно, но предполо­жительно, она произошла у Дарбанди Гаура юго-восточнее Сулеймании (14, 88; 12, 351; 2, 129). Исследователи полагают, что область проживания луллубеев была расположена именно вокруг Сулеймании (1, 82; 14, 88). О неком правителе луллу­беев имеются сведения в не полностью сохранившемся тексте легенды «Гула-Ан и семнадцать царей против Нарам-Суэна», где говорится: «[…] он завоевал. Гула-Ан, правитель Кутиума, [.]-ел, правитель Какмум, […]-а-ел, правитель Луллу(б)ума, […-а]н-да, правитель Хаххума, […л]и-и-Ан, правитель Туруккума, [..]-ха-Ан, человек Каниша, […]-ду-Ан, человек Амуру, […]-ме-е-Ан, человек Дер, […]-бу-на-Ан, человек Арарритеса, […ра -и]т-лу-ух, человек Касситов, […]-иб-ра, человек Мелухха, […-д]у-на, человек Араты …» (16, 249-251).

О походах против луллубеев имеются сведения уже только в надписях правителей III династии Ура. Так в годовых данных Шульги имеются сведения о том, что в 45 году Луллубум и Симуррум был разрушен девятый раз, а в 46 году говорится о победе над Урбилумом, Симуррумом, Луллубумом и Кaрхаром (13, 15).

Судя по этим данным, на сорок пятом году правления Шульги совершил поход против областей Симуррума, находящихся близ современного Алтун Кёпрю (12, 352, 13, 15) и Луллубума. В сорок шестом году, возможно, столкнулся с объединенными войсками Урбилума (современный Эрбиль: 12, 353), Симмурума, Луллубума и Кархара (асс. Хархар) в бассейне реки Дияла (7, 57). О разрушении Симуррума сообщается также в данных двадцать седьмого и тридцать третьего  года правления Шульги, однако в них речь идет только о втором и третьем его разрушении. Таким образом, было ли это действительно девятым разрушением Луллубума,  точных данных нет, и Шульги не смог подчинить эти территории, так как речь идет о повторяющихся походах и возможно, он ограничился грабежом.

Следующий источник, которым мы располагаем, был обнаружен к юго-востоку от современной области  Зохаб, на дороге, которая ведет из Багдада в Хамадан, в Сарипуле – это рельеф и надпись на аккадском языке правителя луллубеев Анубанини. На рельефе изображен Анубанини, попирающий ногой тело врага, а также богиня Иштар, которая подводит к нему еще двух пленных, ниже изображены и другие пленные. Надпись гласит: «1. Анубанини, могущественный правитель, правитель Луллубума, своё изображение и изображение Иштар на горе Батир велел поставить. Кто эти картины и (эту) надпись уничтожит: Aн и Антум, Энлиль и Нинлил, Адад и Иштар, Суен и Шамаш ….. 2. Нин [….] и (бог) Эн […..] великие боги [….] проклянут его, и его род….. Верхнее и Нижнее море» (6, 74).

Как видно, в надписи сообщается о сооружении изображения правителя и богини на горе Батир, перечисляются шумеро-аккадские боги, и насылаются проклятия на тех, кто посмеет повредить или изменить изображение и надпись оставленную Анубанини. Затем в надписи упоминаются Верхнее и Нижнее море, что схоже с месопотамской традицией обозначения конечных пунктов подвластной территории.

В научной литературе имеются следующие точки зрения по этому поводу. И.Г.Алиев пишет, что луллубейский союз в XXII в. до н. э. охватывал значитель­ную территорию и Анубанини, упоминая Нижнее море, имеет в виду Персидский залив, под Верхним морем озеро Урмию или Ван (1, 82). Х.Кленгель считает, что Верхнее море это Средиземное море и подвергает сомнению господство Анубани­ни над территорией от Средиземного моря до Персидского залива (12, 354). И.М. Дьяконов же отвергает существование государства у луллубеев во второй половине III тыс. до н. э, и высказывает мнение о том, что в надписи Анубанини говорится о государстве, созданном в долине Диялы хурритами или аккадцами с помощью луллубейских племён, либо Анубанини просто лишь претендовал на власть над луллубеями (2, 129).

У ряда ученых имеется разная точка зрения относительно происхождения имени Анубанини. Г.Хюзинг, А.Шпайзер связывают происхождение имени прави­теля луллубеев Анубанини с именем эламского бога Ханубани или Хумбан (8, 16; 10, 234-235; 14, 89). И.М.Дьяконов, Г.А. Меликишвили говорят об аккадском происхождении его имени (2, 129; 3, 129).

Некий Анбанини упоминается в ассиро-вавилонском мифе «Царь Кута», области в Вавилонии, где почитали бога Нергала – владыку подземного царства. В мифе говорится: «7 царей, братьев, великолепные по красоте, 360. 000 (воинов) было в их армиях. Анбанини их отец, правитель, их мать правительница Милили. Их старший брат, у них принц, Мимаангаб его имя; второй брат […] Мидуду его имя; третий брат, […]-лул его имя; четвертый б[рат, …д]ада его имя; пятый [брат…]таии, его имя; ш[естой брат, …р]у его имя; [седьмой брат,] его имя» (11, 293).

В научной литературе некоторые исследователи отождествляют Анбанини, хотя и с некоторым сомнением, с правителем лулубеев Анубанини (11, 552; 14, 89), другие с богом Ханбан, который также, как и Анбанини имел семь сыновей от своей божественной супруги Мели (9, 401).

Одному из луллубейских правителей, по-видимому, принадлежит рельеф с надписью, найденный у Дарбанди Шайхан, северо-западнее Сарипуля. Текст этой надписи схож с текстом надписи Анубанини, в ней говорится: «[…]бирини, сын Иккип-Шаахмаата сделал изображение, тот, кто нанесет (вред посредством колдов­ства?) изображению, Шамаш и Иммер (уничтожат?) его потомство и его имя….» (1, 82). Имя этого правителя учёные читают по разному Г.Кэмерон как «Тардуни», Е.Херцфельд вторую часть имени читает как «бирини», И.М.Дьяконов как «Лишир-пир’ини».

В материалах архива Богазкея имеется фрагмент мифологического содер­жания, написанный на хурритском языке, в нем сохранилось ёще одно собственное имя, возможно, правителя Луллубеев, которое также относится к интересующему нас периоду. Согласно этому документу это был некий Иммашкуш (3, 130).

Все вышерассмотренные источники позволяют предполагать, что луллубеи еще до начала аккадского периода жили в прилегающих к Сулеймании областях между Нижним Забом и Диялой. Они имели своих правителей и тесные эконо­мические и культурные контакты с Месопотамией, благодаря которым аккадская культура проникала в области проживания луллубеев. Военные же столкновения луллубеев с правителями Аккада, а позже и с правителями III династии Ура говорят о том, что территория их обитания была включена в сферу военных Инте­ресов месопотамских правителей. Постоянные походы против луллубеев указыва­ют, на то, что к этому времени луллубеи являлись внушительным противником и, что область их проживания не была завоевана другим государством.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Алиев И. История Мидии, Баку, Из-во Академии Наук Азербайджанской ССР, 1960, 353 с.
  2. Дьяконов И.М. История Мидии, Санкт-Петербург, Филологический  факультет СПбГУ, 2008, 572 с.
  3. Меликишвили Г.А. Наири-Урарту, Тбилиси, Из-во Академии Наук Грузинской ССР, 1954, 442 с.
  4. Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. – М., 1977, с. 122-198.
  5. Юсифов Ю.Б. Ранние контакты Месопотамии с северо-восточными странами // ВДИ, 1987, № 1, 19-40 с.
  6. Edzard D.O., Zwei Inschriften am Felsen von Sar-i-Pūl-i-Zohāb: Anubanini 1 und 2. Archiv für Orientforscung, XXIV, 1973 ss. 73-77.
  7. Gelb I.F. Hurrians and Subarians, Chicago, University ofChicago, 1944, 128 p.
  8. Hüsing G. Der Zagros und seine Völker. Der Alte Orient, IX 3-4, Leipzig, 1908, ss. 3-66.
  9. Hüsing G. Palatale spisaus Lullu-Land. Orientalistische Litteratur-Zeitung, Vol. VI, Berlin, Wolf Peiser Verlag, 1903, ss. 399-402.
  10. Hüsing G. Annubani – Annubani-ni. Orientalistische Litteratur-Zeitung, Vol. VI, Berlin, Wolf Peiser Verlag, 1907, ss. 234-235.
  11.  Jensen P. Assyrisch-Babylonische Mythen und Epen. Keilinschriftliche Bibliothek VII, Berlin, 1900, 302 s.
  12. Klengel H. Lullubum. Ein Beitrag zur Geschichte der Altvorderasiatischen Gebirgsvölker. Mitteilungen des Institute für Orientforschung, XI, 3, 1966, ss. 349-371.
  13. Laessoe J. Shemhāra Tablets, A Preliminary Report, Kopenhagen, 1959, 103 s.
  14. Speiser E.A. Mesopotamian Origins,London,OxfordUniversity, 1930, 198 p.
  15. Thureau-Dangin F. Die Sumerischen und Akkadischen königsinschriften, Lepzig, 1977, 275 s.
  16. Westenholz J.G., Eisenbraun S. Legends of the kings ofAkkade,Indiana, 1997, 182 p.

 

 

ТРУДЫ

ИНСТИТУТА ИСТОРИИ НАН АЗЕРБАЙДЖАНА

2010, том 32

Leave a Reply