|

Серый кардинал литературы

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Работа редактора на первый взгляд незаметна. Но порой именно она делает писателя или поэта писателем и поэтом. Но об этом знает сам редактор и те, для кого он раскатывал ковры в читательский мир, то есть никто))

Один из лучших образцов редактора — двигателей литературного процесса — Уильям Максвелл Перкинс родился 20 сентября 1884 года в Нью-Йорке в семье адвоката, окончил Гарвард-колледж, где учился на экономиста. В колледже Максвелл посещал классы профессора литературы Чарльза Таунсенда Коупленда, что во многом помогло в его будущей карьере.

После колледжа Максвелл одно время работал репортёром в газете The New York Times, в 1910 году ушёл в издательство Charles Scribner’s Sons на должность книжного редактора. В то время это издательство было известным благодаря уже состоявшимся писателям, таким как Джон Голсуорси, Генри Джеймс и Эдит Уортон.

В отличие от большинства редакторов, Перкинс хотел публиковать молодых писателей, и в 1919 году он делает свою первую находку в лице Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Первая книга Фицджеральда «Романтический эгоист» никому в издательстве кроме Макса Перкинса не понравилась, тем не менее Перкинс активно помогал автору в работе над романом, благодаря чему книга в итоге была принята. Публикация книги Фицджеральда «По эту сторону рая» ознаменовала появление нового поколения писателей, которое стало возможным благодаря Перкинсу.
Распутство и алкоголизм Фицджеральда напрягали его отношения с Перкинсом, однако до конца короткой жизни Фицджеральда они оставались друзьями. Отчасти это прослеживается в романе «Великий Гэтсби», который только выиграл от редакционной политики Перкинса. Перкинс был редактором всех книг Фицджеральда, опубликованных при жизни писателя, большое литературоведческое значение представляет собой переписка, которую они вели между собой на протяжении 21 года.

В 1926 году Перкинс через Фицджеральда знакомится с Эрнестом Хемингуэем, который публикует в издательстве первый крупный роман «И восходит солнце». Макс Перкинс долгое время защищал интересы Хемингуэя в издательстве от осуждений в профанации и лишь публикация бестселлера «Прощай, оружие!» по настоянию Перкинса заставила критиков в издательстве замолчать.

Величайшей профессиональной задачей, с которой столкнулся Перкинс в своей карьере, было воспитание художественной дисциплины у Томаса Вулфа. Вулф писал очень много и был буквально привязан к каждому своему слову на бумаге. Во время совместной работы Вулфа и Перкинса над романом «Взгляни на дом свой, ангел» Перкинс заставил Вулфа сократить текст на 90 000 слов. Следующий роман «О времени и о реке» также являлся результатом двухлетней «борьбы» Вулфа и Перкинса: Вулф писал так много, что порой терял линию повествования, поэтому Перкинс постоянно ограничивал автора, пытаясь удержать размер романа в определённых рамках.
Как это принято в писательском мире, вначале Вулф был благодарен Перкинсу за полученный шанс и за наставничество, но затем его стало раздражать распространившееся мнение, будто своим успехом он обязан редактору книги. После многочисленных ссор с Перкинсом Вулф покидает издательство, однако они оставались друзьями вплоть до ранней смерти Вулфа в 1938 году.

Хотя Перкинс известен в основном благодаря Фицджеральду, Хемингуэю и Вулфу, он работал со многими писателями. Так, по рекомендации и при помощи Фицджеральда он принял участие в отборе, редактировании и публикации рассказов Ринга Ларднера, который недостаточно серьёзно относился к собственному литературному творчеству. Его сын, киносценарист Ринг Ларднер-младший, позже с благодарностью признавал участие Фицджеральда и Перкинса в судьбе его отца.

Публикация книги “Как писать рассказы” заставила его почувствовать, что он действительно существует в литературном мире и что он нечто большее, чем просто газетчик. Эта поддержка никак не влияла на то, как он писал, но зато влияла на то, что именно писал.
Перкинс был первым, кто публиковал Джона П. Маркванда и Эрскина Колдуэлла. Советы Перкинса помогли Марджори Ролингс с её повестью «Оленёнок». Перкинс отговаривал Джеймса Джонса от автобиографического романа, над которым тот долго работал, в пользу большей художественности, в результате чего был написан «Отныне и во веки веков». В 1947 году при поддержке Перкинса Маргерит Йонг смогла заключить контракт с издательством для печати «Miss MacIntosh, My Darling» на основе сорокастраничной рукописи.

Макса Перкинса любили за его любезность и задумчивость, за открытость и отсутствие даже зачатков элементарной зависти. Он всегда искал и поощрял талантливых писателей, что делали в то время, а сегодня тем более, немногие редакторы. Про него говорили, что хотя Перкинс и не претендовал на роль писателя, зачастую он видел лучше самого автора, в какую сторону должно идти повествование.
Перкинс умер 17 июня 1947 года в Стамфорде, штат Коннектикут, от пневмонии. Повесть «Старик и море», которая была издана в 1952 году, была посвящена Эрнестом Хемингуэем памяти Максвелла Перкинса.

Марина Мурсалова

Image may contain: 1 person, close-up and indoor
Image may contain: 1 person, close-up
Image may contain: 1 person
Image may contain: 1 person, beard and close-up

Leave a Reply