|

Сейид Джафар Пишевари и движение «Дженгели» в Гилане

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...


После захвата большевиками Азербайджана в апреле 1920 года, они направили свои оккупантские устремления, пытаясь реализовать их, в направлении сопредельных с ним государств, в том числе и Ирана. В это время на севере Ирана, в провинции Гилан приобретает всё больший размах движение, так называемых, «Дженгели» (лесные люди). Победа советского режима в России, а затем и в отдалённых её регионах, заверения и обещания В.И.Ленина и других советских руководителей мусульманским народам Востока, внешняя поддержка ими освободительных движений, вдохновили антирежимные силы в Северном Иране, провинции Гилан, не переставая расширять ареал распространения движения. С.Дж.Пишевари писал об этом: «Каждый, кто мало-мальски информирован о положении в Иране в те времена, хорошо знает, что под конец мировой войны группа восставших под эгидой «Иттихад Ислам» (Единый ислам) ввязалась в упорную борьбу с войсками союзников (Антантой), любой ценой стараясь их остановить» (135. с. 396). Помощь «дженгели»йцев в деле создания препятствий на пути продвижения английских войск в Азербайджан нельзя отрицать. Одной из причин создания «дженгели»йцами заслона англичанам была их надежда на получение от страны советов помощи за подобную услугу, в деле обретения ими собственных прав и свобод.

Сплачивание в лесах отрядов из недовольных режимом и вмешательством империалистических держав,  под предводительством Мирзы Кучек хана и начало их партизанской деятельности начинается с первых лет  I Мировой войны – с 1915 года. Руководивший движением Мирза Кучек хан получил в Тегеране мусульманское религиозно-богословское образование, с молодого возраста он участвует в движении Саттархана (Машрута) (1905-1911 гг.). Остававшийся до конца своих дней правоверным мусульманином, Мирза Кучек хан становится членом созданной Гасанбеком Ровшани в Тегеране «Организации Исламского Единства», затем он прибывает в Решт, где в лесах, со своими единомышленниками успешно организует «Комитет Исламского Единства». Другой борец за свободу, Эхсанулла хан и его сторонники становятся членами этого комитета и строят дальнейшую борьбу на основе полученных оттуда распоряжений. Лозунги комитета были таковы: защита независимости страны; прекращение вторжения иностранцев в страну; ликвидация феодального гнёта и бесправия (101. с. 48).

Для поддержки расширявшегося в Гилане народного движения известного как «Дженгели», для оттачивания её идейного направления и помощи ей, по инициативе страны Советов глава Иранской Партии «Адалят» Асадулла Гафарзаде с несколькими соратниками весною 1918 года отправляется по маршруту Гилан – Решт. Однако в дороге, А.Гафарзаде – уроженец Ардебиля, хорошо владевший персидским языком и которому доверяло советское руководство, был убит сторонниками иранского режима.  С.Дж.Пишевари расценил как неверный шаг, подобную неосторожность партийного руководства, которое этим «назначением допустило величайшую ошибку», отправив А.Гафарзаде в Решт (135. с. 296).

В начале 20-ых годов движение «Дженгели» в Гилане значительно распространяется и набирает силу. Вдобавок, по причине нескольких неудачно проведённых «Карательным комитетом» Эхсануллы хана террористических актов в Тегеране и его побегом в Решт, и в связи с присоединением к дженгелийцам всё большего числа народа, из числа государственной армии, полиции, и даже отрядов казаков, движение приобрело значительную силу. Дженгелийцы, воспользовавшись сложившейся ситуацией, переносят центр борьбы в город – в Решт.

Все дороги, ведущие в Ассалам, Талыш, Хал-хал, Астару, оказываются в руках дженгелийцев. В самый разгар их деятельности, внутри движения происходит раскол: оно распадается на «правое» и «левое» крыло. Поляризация между сторонниками Мирза Кучек хана, избравшего путь умеренной борьбы и отрядами Эхсануллы хана[1]  всё более усугбляется. Чтобы устранить эту поляризацию и выработать единую стратегию, усредняющую позиции Мирзы Кучек хана и Эхсануллы хана, в целях оказания помощи движению, С.Дж.Пишевари с делегацией в 30 человек из числа представителей руководства партии «Адалят» 23 мая 1920 года прибывают в Решт. По достижении согласия в ходе переговоров между Мирзой Кучек ханом и Эхсануллой ханом, С.Дж.Пишевари остатётся в Реште. Он выступает перед массами, ведёт разъяснительную работу в среде дженгелийцев и помогает наладить выпуск  газеты «Дженгел» и прочее.

Позднее, С.Дж.Пишевари писал в воспоминаниях, связанных с движением: «…движение «Дженгели» привлекло меня, как и других иранцев… в деревнях, в городах, под пулями, мы всё шли вперёд, делая своё дело… Пищей для наших душ являлась вера и идея. В ряду великих людей, сражаясь за свободу и выполняя тяжёлые и ответственные дела на благо общества, я никогда не считал себя великим…» (98. с. 272).

Результатом приезда С.Дж.Пишевари с группой соратников в Гилан и неустанной организационной и пропагандистской деятельности в целях укрепления движения, процесса консолидации внутри самого движения, а также в связи с исторической ситуацией, 4 июня 1920 года движение «Дженгели» в Гилане одержало победу. В Реште и его окрестностях армейские и казацкие казармы, государственные институты, полиция, почта и телеграф перешли в руки дженгелийцев. Под сильным давлением левых сил в Гилане и по инициативе прибывших из России комиссаров, была провозглашена «Гиланская советская Социалистическая Республика». Использование в названии республики слов «Советская» и «Социалистическая», вместо «Гиланская Автономная республика» было серьёзной тактической и политической ошибкой. Не были учтены местная ситуация и условия в стране. Это был первый опыт откровенного экспорта советского социализма в иностранную мусульманскую державу. Хотя эта проблема очень волновала Мирзу Кучек хана и его сподвижников, всё стало возможным благодаря настойчивости такого большевистского эмиссара, как Орджоникидзе, примкнувших к нему, Эхсанулле хану и некоторым крайним иранским коммунистам, а также воздействию левых сил.

Вдохновлённые победой «Дженгелийцы», завладевшие Гиланом и его окрестностями, 9 июня 1920 года организовали первое правительство Гиланской Республики (138. с. 271).

Гиланское правительство:

Мирза Кучек хан – главный Коммисар и Военный министр;

Мир Джафар Джавадзаде – Министр Иностранных Дел;

Мир Магомед Пирбазари – Коммисар по Финансам;

Махмудага – Коммисар по Судебным делам;

Гаджи Магомедджафар – Коммисар  по делам Почты и телеграфа;

Насруллах Фаттахи – Коммисар Просвещения;

Мирза Магомедали Хумами – Коммисар по Общим вопросам;

Мирза Магомедали Фахраи – Коммисар по Торговым делам (Там же, 39. s.90).

Как видно, ни Эхсанулла хан, ни Хали Курбан, и ни Мирза Кучек хан не вошли в состав первого правительственного кабинета. Сам по себе, этот факт указывает на распри и разлад в среде руководства движения, на присутствие идеологических разногласий, связанных с внешним влиянием и диктовками, противоречивостью тактики и стратегии, ещё более усилившими внутренний раскол.

Необходимо отметить, что правительство Мирзы Кучек хана на деле не являлось легитимным. Не считая некоторых дел (благоустройство, снижение рыночных цен, борьба со спекуляцией), ни во внутренней, ни во внешней политике, сколь-нибудь значимой работы не проводилось. Али Муради в своей книге «От темницы Реза хана до председателя Азербайджанской Демократической Партии» ставит под сомнение факт назначения С.Дж.Пишевари Министром Иностранных Дел в составе этого правительства: «Ошибочное суждение, бросающееся в глаза в этих записях, состоит в том, что Сейид Джафар Джавадзаде (Пишевари) обозначен как Министр Иностранных Дел революционного правительства. Тогда как, Пишевари не был министром, ни внутренних дел и не иностранных, а всего лишь, министром Почты и телеграфа в правительстве Эхсануллы хана, организованном через два месяца после переворота мятежного государства». Продолжая повествование, он пишет: «А в правительстве Мирзы Кучек хана министром иностранных дел, возможно, являлся Сейид Джафар Мохсен Сумесарайи». Отмечающий факт этой путаницы с именами, автор настаивает на том, что С.Дж.Пишевари не был министром ни внутренних, ни иностранных дел (129. с. 52). Однако подобное утверждение, не подкреплённое никакими источниками и выдвинутое на основе простого предположения, не может считаться серьёзным. Выше, также отмечается, что в правительстве Эхсануллы хана министром почты и телеграфа был не С.Дж.Джавадзаде (Пишевари), а Сардар Мохсен[2] (39. с. 227).

Из документов становится ясно, что I съезд КПИ был проведён в июне 1920 года в Реште и продолжался пять дней. Одним из 15 членов вновь избранного ЦК Коммунистической Партии Ирана был С.Дж.Пишевари.  Съезд не сумел устремить в единое русло, царящую внутри движения «Дженгели» идейную и целевую разнонаправленность. Вдобавок, из-за отсутствия единства в новообразованном ЦК, не признание старым его составом нового состава, нанесли тяжёлый урон народному движению в Гилане. Всё это сделало невозможным достижение поставленных перед ним целей.

Укрепление Реза хана во власти вызвало ещё больший разгул реакции. При сложившихся обстоятельствах советский режим, изначально оказавший дружескую поддержку революционерам движения «Дженгели», Партии «Адалят», и позже Иранской Коммунистической Партии, впоследствии нарушил данные им клятвы и заверения.  В феврале 1921 года в Москве, между иранским и советским режимом, был подписан «Договор о дружбе и братстве». Это было первым горьким предательством страной Советов национально-освободительного движения в Иране и его руководства. Это предательство обрекло начатое освободительное движение в Гилане на поражение (как и в Южном Азербайджане, в 1946 году).

Предательство Советского руководства показало народному движению, что у него нет постоянных союзников, а есть лишь коммунистические интересы, обслуживающие экспансионистские цели. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» служит лишь прикрытием для реализации цели их мировой гегемонии.

Внутренние диверсии и провокации реакционеров, рост распрей и нарушений в сфере руководства, привели движение в Гилане в 1919-1920 гг. к поражению. В преддверии 1921 года, накануне подавления движения в Гилане, несвоевременное, своевольное и неуместное вторжение отряда Эхсануллы хана в Тегеран, после разгрома его тегеранской армией, вынудили его бежать в Советский Союз.

Комната, в которой спал Гейдар Амуоглу, вызванный в лесную «ставку» Мирзы Кучек хана для консультации, при загадочных обстоятельствах сгорела. Мирза Кучек хан, решивший отойти высоко в Талышские горы, по дороге замерзает, попав в сильные морозы. Перебежчик и предатель, Курд Хали Курбан, отрезавший от замёрзшего тела Мирзы Кучека, голову и привёзший её в «подарок» Реза хану, получил за эту услугу полковничий чин (146. с.34). Активисты движения были арестованы и подверглись репрессиям. Имущество сторонников и участников движения было конфисковано, а сами они были подвергнуты жестоким наказаниям и прочее.

Тяжёлая и мрачная судьба дженгелийцев, во всех аспектах, должна была послужить уроком будущим поколением. Необоснованные и неуместные распри, ведущиеся в процессе борьбы за единую цель, но, прежде всего,  участь прислужников, исполняющих чужие приказы и повеления, привела историю нашей борьбы к печальному и трагическому завершению.

Противоречивость и запутанность позиций дженгелийцев, отсутствие единой тактики и стратегии в руководстве, распри и конфликты внутри движения очень разочаровали 28-летнего молодого С.Дж.Пишевари, приехавшего оказать помощь движению. Он высказал все свои мысли по этому поводу на страницах газеты «Ажир» (15 Азер 1322 г. / 6 декабря 1943 г.). Увидев анархизм, многоидейность, противоречия и разногласия, отсутствие единого центра в среде движения «Дженгели», он покидает Решт и нелегально направляется, сначала в Исфахан, а затем, в Тегеран для продолжения борьбы.


[1] Они требовали ликвидацию частной собственности, буржуазии и собственников, как класса, отделение религии от государства, отмену хиджаба (мусульманский женский головной убор в виде платка) и прочее.

[2] Этот человек был участником революции 1905-1911 года, одним из активистов социал-демократической партии.

Leave a Reply