Счастье – чувство, которое внутри нас
Каждый хочет быть счастливым; но чтобы
достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье.
Ж. Ж.Руссо
Начиная с Аристотеля вплоть до сегодняшнего дня, многие говорили и продолжают говорить о счастье. Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью.
Но единого мнения о счастье никогда не было. Само определение счастья – до сих пор остается расплывчитым. Различие во мнениях о счастье было и есть своего рода мозаикой, даже калейдоскопом мнений. И это говорить о том, что, счастье – это одно из наиболее значимых в жизни человека понятий и является естественной конечной целью человека. Поэтому люди стремятся к счастью в течение своих земных скитаний.
«Пагоня за счастьем» , «жажда счастья» сегодня стало одержимостью. Чтобы приобрести «счастье» люди готовы на все — всякими путями стараются приобрести власть, известность, состояние, стремятся к большим деньгам и пр., полагая, что они помогут им стать счастливыми. Но к большому сожалению, по достижении этого «желаемоего счастья» , они оказываются не настолько счастливым, как представляли. Иначе говоря, долгожданное счастье не «создаётся», не «достигается» а приходит уныние и депрессия – естественный итог «пагони за счастьем».
Если говорить о счастье, то нужно задаться сразу несколькими вопросами: Что такое счастье? Счастье – это идея, эмоция, чувство, философия, некий образ? Как я могу быть счастлив? Является ли счастье только простым способом достижения удовольствия? А может быть, это нечто, заложенное в генах? Откуда берется счастье? Существует оно реально или это иллюзия, созданная человеком? От чего зависит счастье? Достижимо ли оно? Есть оно на этом свете или только в другой жизни? Человек в состоянии ли уловить (понять, почувствовать и пр.) счастье? Но никто не может дать точный ответ, хотя все стремятся «торговать счастьем» .
Еще до нашей эры философы пытались осмыслить эти вопросы. Было много разных подходов к счастью. Вершиной этих осмыслений оказались труды Аристотеля. Аристотель давал такое определение: «Счастье — это деятельность души в полноте добродетели». Он считал, что счастье состоит из пяти составляющих: здоровье тела и сохранность чувств, доступ к богатству и эффективное его использование, успехи в работе и удовлетворение амбиций, здравомыслие и здоровые убеждения, хорошая репутация и одобрение со стороны людей (счастье, о котором он говорил, заключается в материальном). В течение многих столетий, теория счастья постоянно пересматривалась, так как по-мнению многих счастье многоаспектно.
Согласно Большой Советской энциклопедии «Счастье — это понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье — это сильные радости и обладание наивысшими благами». Если всесторонне рассмотреть мнения о счастье, то можно сделать такое обобщение: счастье – понятие, обозначающее высшее благо, которое является завершенным, самоценным и самодостаточным состоянием жизни. Иначе говоря, общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека.
Если внимательно рассмотреть этот калейдоскоп мнений (взглядов) о счастье, то можно сделать такой вывод (притом, это единственный вывод, который можно сделать) – счастье всегда рассмотривалось как материальное (начиная с Аристотеля), несуществующее состояние, которое тесно связано внешними (материальными) факторами или иначе говоря, источником которого является внешний мир (Счастливый человек в счастливом обществе – такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье). Мало кто искал счастье вне материальном мире. Поэтому многие люди несчастны. На вопрос: «Счастливы ли вы?» почти всегда получаем лишь один единственный ответ: «Нет», если даже кто-то чувствует себя счастливым, то оно проходящее, коротковременное, сиеминутное, и естественно, связано каким-то внешним (материальным) фактором. И только те, которые достигли первоисточника (внутренный мир — Бога) по-настоящему счастливы. Боэций четко выразил эту мысль: – «К чему вне себя искать счастья, которое находится в вас самих?»
Сегодня уже не секрет, что – счастье зависит от внутреннего состояния человека, а не от внешних факторов. Оно полностью зависит от наших чувств и эмоций. Некоторые считают, что счастье зависит от нашего сознания, которое генерирует мысли, которые создают действия в конечном счете, которые и создают нашу реальность.
Но сознание материальное. А счастье – не материальное, несмотря,что оно внутри нас, в нашей Душе. Оно естественное состояние нашей Души. Но человеку не легко достичь такого состояния. Это состояние, когда человек растворяется в Божественной любви, становвясь ею (любовью). Поэтому сознанием не возможно достичь Бога и Божественной любви. Только чувства ведут человека к Богу.
Счастье является вторым этапом на пути к Богу. Первый этап на этом пути — радость. Постоянное, бесконечное и беспричинное чувство радости. Иначе говоря, состояние интенсивной радости. Г. Лейбниц был прав, когда говорил : «Счастье — это состояние устойчивой радости». Человек, достигщий такого состояния во всем видит Божественную волю, не сосредоточивается на своем «Я», не ищеть виноватых, далек от любых недовольств, которые сопровождаются презрением, осуждением, ненавистью, обидой и пр., поэтому чтобы не случилось чувство радости всегда остается с ним. Но духовно он еще несовершенен.
Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Здесь речь идет не о физическом совершенстве. Счастье – это духовное совершенство, это совокупность марального и нравственного (этического) совершенства. В Библии говорится: «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3:17). Потому обращаться нужно к первоистоку, первопричине всего, а не к симптомам (А для этого нужны в первую очередь — знания, потом уже применять какие-то инструменты — медитации, аффирмации и другие техники и практики, позволяющие не привязываться к внешнему, быть более счастливым и действовать от внутреннего, воплощая в жизнь свои действительные желания).
Человек счастливый (иначе говоря, духовно развитий или духовно богатый) — это тот человек, который находится в таком состоянии, в котором нет мыслей, отсутствует сознание, нет эмоций, нет ожиданий, нет страха, нет различий (национальных, религиозных и пр.) и границ, материальное является лишь средством для любви, нет эгоистичных поисков, есть чувства, есть принятие Божественной воли («ударившему по щеке обращать другую щеку»), есть только любовь — любовь ко всему миру, одновременно его любовь к себе, во всем, что происходит есть смысл и мудрость, есть сострадание, есть связь со всей Вселенной, есть понимание того, что человек часть этой Вселенной, понимание Божественных законов и подчинение им. Человек достигший духовного совершенство — это человек, который вдыхает Божественной любовью и растворяется в этой любви.
Платон считал, что человек не испытывает полного счастья без того, что бы его душа возвратилась в другой мир. Но человек и в этом мире может достичь счастья. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинное богатство – не в обладании большим количеством имущества, но истинное богатство – богатство души»(Сахих Аль-Бухари). Для душевно богатого человека счастье — это бесконечное, вечное состояние. Это состояние приходит к нему с достижением духовного богатства. Иначе говоря, счастье – это духовное богатство, итогом которого является достижение цели – достижение и слияние первоисточником. Иначе говоря, человек достигший духовного совершенство — это человек, который вдыхает Божественной любовью и растворяется в этой любви. И это есть счастье. Настоящее счастье.
С желанием Счастья и Радости
ГЮЛЬЗАР.