|

Сакральный центр дома

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Автор материала размышляет о наиболее мифологизированном и символическом предмете обихода. Русская печь – противовес Красному углу, одновременно символ центра и границы.

Характер символического осмысления ПЕЧИ во многом предопределен тем, что поддержание домашнего огня и приготовление пищи были специфически женскими занятиями. Незаметная, подчас даже намеренно скрытая от мужчин повседневная деятельность женщины протекает как бы в присутствии предков и под их покровительством. Внутреннее полое пространство ПЕЧИ, «яма» может символизировать собой отверстия женского тела (лоно,рот).

В противовес Красному углу, в котором хранятся иконы и человек как бы предстоит перед  лицом Бога, ПЕЧЬ воплощает сакральность иного типа. В ней готовят пищу, на ней спят. а в некоторых регионах используют также и в качестве бани. С ней, по преимуществу, связана народная медицина. В связи с этим и символика ПЕЧИ отнесена главным образом не к сфере ритуального или этикетного поведения человека, а к его интимной, «утробной» жизни в таких ее проявлениях, как соитие, дефлорация, развитие, рождение и, с другой стороны, агония, смерть и посмертное существование.

ПЕЧЬ играет особую символическую роль во внутреннем пространстве дома, совмещая в себе черты центра и границы. Как вместилище пищи или домашнего огня она воплощает собой идею дома в аспекте его полноты и благополучия и в этом отношении соотнесена со столом. Поскольку же через печную трубу осуществляется связь с внешним миром, в том числе с «тем светом», ПЕЧЬ сопоставима и с дверью и окнами. Печная труба — это специфический выход из дома, предназначенный в основном для сверхъестественных существ и для контактов с ними: через нее в дом проникают огненный змей и черт, а из него вылетают наружу ведьма, душа умершего, болезнь, доля, призыв, обращенный к нечистой силе, и т.п.

Символическую функцию ПЕЧЬ выполняет и в том отношении, что в ней готовится пища, т.е. природный продукт превращается в культурный объект, сырое — в вареное, печеное или жареное, а дрова, в свою очередь, обращаются в пепел и дым, восходящий к небесам.

Разные символические значения ПЕЧИ актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Если в свадебном и родинном обрядах она символизировала рождающее женское лоно, то в похоронном — дорогу в загробный мир или даже само царство смерти, подчас дифференцированное на рай и рай. Если в обрядах, призванных приобщить новорожденного ребенка или купленное домашнее животное к дому, она обозначала его средоточие, то в быличках о проникающих в дом огненном змее или черте с ней связывалась смертельная опасность для его обитателей.

В обряде перепекания ребенка ПЕЧЬ символизирует одновременно и могилу, смерть, и рождающее женское лоно, причем засовывание ребенка в ПЕЧЬ призвано убить болезнь и самого больного ребенка, чтобы возродить уже ребенка здорового. Соответственно разные значения получали одни и те же действия, совершаемые в ходе разных обрядов: когда заглядывали в ПЕЧЬ, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему; когда то же совершала невеста, входя в новый дом, то этим она выражала пожелание, чтобы умерли родители ее жениха.

На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув  хлеб или другую пищу из ПЕЧИ, положить туда одно, два или три полена. Делали это в основном для того, чтобы по ним на «том свете» перейти через пекло, через огненную реку или канаву с кипящей смолой. Известны, однако, и другие мотивировки: вынув хлеб из ПЕЧИ, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала ПЕЧЬ», т.е. не было голода в хате. На ночь в ПЕЧЬ клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у ПЕЧИ или у огня было, что есть и пить.

Огонь в ПЕЧИ осмыслялся как живое существо. Известен бродячий сюжет о разговоре двух огней. Один из них жалуется другому, что его хозяйка плохо за ним следит, и сообщает, что собирается в виде наказания устроить пожар и сжечь ее дом. Несмотря на то что домашний огонь выполняет культурные функции, он сохраняет свою связь со стихией небесного огня и при необходимости может противостоять ей. Например, в Вологодской губернии затапливали ПЕЧЬ, чтобы утишить грозу. Как средство против грозы и других стихийных бедствий у славянских народов использовалась и печная утварь. При приближении градовой тучи выбрасывали на двор хлебную лопату или кочергу либо складывали их крест-накрест, чтобы защитить посевы от града.

Домашний огонь непрерывно поддерживали в ПЕЧИ и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом — вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. При переходе на новое местожительство переносили с собой угли из старого жилища и вместе с тем переманивали домового. Вытирая «живой огонь» во время эпидемий или эпизооти, тушили все огни в селении и зажигали новые от живого огня.

С другой стороны, горение огня в ПЕЧИ может символизировать протекание жизненных процессов в человеческом теле. В любовной магии и магических действиях, направленных против воров, поддерживаемое в ПЕЧИ пламя призвано зажечь внутренний огонь, пожирающий человека. Процесс поддержания огня и приготовления хлеба, и, в частности, действия с кочергой и хлебной лопатой, в загадках и свадебных обрядах осмысляются как супружеские отношения. Формирование плода в материнской утробе также может уподобляться выпеканию хлеба, ср. украинское «у печурце родився» — о счастливом человеке, белорусское «и в старой печи огонь хорошо гориць» — о стариках, у которых родятся дети.

Когда кто-нибудь уходил из дома, ПЕЧЬ закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома. В Новгородской губернии закрывали ПЕЧЬ, садясь ткать, чтобы хорошо удалась работа. В Полесье хозяйка, вынув из ПЕЧИ хлеб, закрывала ее заслонкой, иначе, по поверью, когда она умрет, у нее будет рот «раззявлен». При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату.

Через трубу зовут пропавший в лесу скот в надежде, что он вернется обратно. В Страстной четверг хозяйка окликала скотину по именам через печную трубу, а хозяин, стоя на улице, отвечал за животных, чтобы летом они не заблудились в лесу. В Новгородской губернии в Страстной четверг хозяйка открывала печную трубу и кричала в нее: «Коровушке, не спите в лесу, ходите домой». В Ровенской области шепчут заговор от укуса змеи в ПЕЧЬ, «штоб у печ пошло». В Житомирском районе рассказывают о случае, когда мать позвала через трубу сына, служившего в армии, после чего на того напала смертельная тоска. На Ровенщине полагали, что, когда человек умирает, нужно закрыть трубу и отворить двери, иначе душа вылетит через трубу и достанется черту. И, наоборот, в Брестской области при тяжелой смерти колдуна обязательно держали открытой печную трубу, а то и разбирали потолок и крышу. Отворяли трубу и во время календарных поминок, чтобы через нее могли проникнуть души умерших.

Лит.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2; Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

Андрей Топорков

СКАЗКИ о ПЕЧИ

НЕРАДИВАЯ БАБА

Вот однажды топили две соседки печи, вылетели из труб искры и встретились в небесах над избами.

— Здравствуйте, сестрицы! — говорят одни искры другим. — Как там ваша печка-матушка поживает?

— Плохо, — отвечают те, — дурная ей хозяйка досталась. Вьюшка сажей забита, в трубе как свили по весне сороки гнезда, так до сих пор все мусором засыпано. И никогда не покормит хозяйка печь свою бережно, с уважением, знай норовит сырые дрова запихивать. Очень сердится печка-матушка. Хочет завтра на пол огня уронить да поджечь избу, чтобы знали люди, как с печью в мире жить.

И разлетелись искры в разные стороны.

А случилось так, что в эту пору домовой, кошкой скинувшись, сидел на крылечке и слышал весь их разговор. Всполошился он, что дом пожгут, самому-то куда податься? Известно, что пожар домовым — хуже смерти. Люди хоть могут себе новую избу отстроить, а домовые воют на пепелищах, плачут слезами и причитывают, а потом в пепел обращаются. «Не бывать тому!» — думает. Шмыгнул он обратно в избу, лег под печку и стал караулить.

Вот после полуночи, когда люди уснули крепким сном, печка выбросила из своего чрева несколько жарких угольков, которые угодили прямиком на невыметенный мусор, и тот сразу занялся. А хозяева спят, горя не знают. Тут как взвыл домовушка страшным голосом, как заревел! Мужик с бабою подскочили — а в горнице дымно, у испода печи огонь пляшет. Схватились за ведра с водой да мигом залили пламень.

— Все ты, баба, виновата, — говорит хозяин. — Мусор под печкой лежит, дрова раскиданы, сажа клочьями. Негоже так с печуркою обращаться.

Неведомо, что дальше было, образумил ли муж жену, а может, и сама она за ум взялась, только больше в доме пожаров не случалось. Знать, печка была довольная своими хозяевами.

ЖАДНЫЙ ХОЗЯИН

Не поладили печники с одними хозяевами из-за расчета и вмазали в трубу две пустые незаткнутые бутылки по самые горлышки. Стали говорить хозяева:

— Все бы хорошо, да кто-то свистит в трубе — страшно жить. УЖ не дух ли нечистый поселился ?

Пригласили колдуна. Тот ворожил, ворожил — ничего не мог сделать! Позвали других печников: — Поправить, — говорят, — можно, только дорого возьмем.

Взялись сделать, но вместо бутылок положили гусиных перьев, потому что опять не получили должного расчета. Свист прекратился, но кто-то стал охать да вздыхать. Домочадцы света белого невзвидели! Опять знахаря позвали — никакого толку. Снова обратился хозяин к печникам, отдал уговорные деньги на руки вперед, и все успокоилось.

 

Tags: , , , , , , , ,

Leave a Reply