|

«Сакральный младенец» как отражение «Белого дракона»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

С этими событиями мы одичали окончательно. Я даже пропустила такую дату, как 85-летие со дня смерти Казимира Малевича, одного из видных представителей мировой авангардной живописи. А ведь эта фигура лично для меня всегда была окутана тайнами, главная из которых, думаю, волнует многих почитателей искусства: как этот художник, не обладавший особыми живописными талантами, стал автором мирового шедевра и кумиром миллионов, возглавил целое течение? И пришла к выводу: Бог всегда помогает тем, кто фанатично влюблен в свое дело и остается преданным ему вопреки всему)
Добавлю просто, что примерная оценка этой картины приближаетс к 100 миллионам долларов)

«Сакральный младенец»
как отражение «Белого дракона»

История написания картины «Черный квадрат» до сих пор встречается в разночтениях. Одни уверяют, что на художника Казимира Малевича повлияла страшная смерть от тифа единственного сына, другая версия — картина спешно писалась к конкретной выставке и организаторы подгоняли художника: «Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только…» — то есть картина писалась в спешке для количества.
Некоторые считают, что на создание шедевра автора вдохновила футуристическая опера «Победа над солнцем» — произведение со своим оригинальным, отличным ото всех, толкованием банальных тем. В эскизах к декорациям встречается тот самый пресловутый черный квадрат, заслоняющий собой солнце.

Так или иначе, картина «Черный квадрат» была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Она висела в самом почетном месте – в красном углу выставки. Для посетителей, ожидающих от представителей абстракционизма заявленного «нечто!» картина, которую с таким же успехом можно было бы назвать «Детский лепет» или «Провал в сознании», стала настоящим шоком. Что правда, то правда, «такого!!!» никто не просто не видел – «такое» еще никто не осмеливался выставить на всеобщее обозрение. Малевич позже говорил, что после создания картины он долгое время не мог ни есть, ни спать… и признавался, что «и сам не понимал, что такое сделал».
Можно долго размышлять и спорить на предмет гениальности картины, как она энергетически воздействует на человека, кто и что успел разглядеть в данном «смешении цвета и мысли»: космические врата, начало конца, беспросветность собственной жизни или «победу формы над разумом», однако нельзя отвергать тот неоспоримый факт, что гениальность картины «Черный квадрат» заключается в ее крайней неординарности и смелости.

Следует учитывать время ее появления – ведь она явилась миру в нужном месте и в нужный час, мало того — в нужной стране. Где как раз буйным цветом среди интеллигенции процветали депрессивные настроения, и искусство было в поиске новых форм и способов самовыражения.Градус ожидания был слишком высок…
Нужно отметить, что вся литература и искусство России конца XIX – начала XX веков были проникнуты «предчувствием неизбежности коренных перемен», эта тема была во многом созвучна общественным настроениям эпохи. Незадолго до начала Первой мировой войны появилось новое течение – футуризм, представители которого заявили о разрыве с классикой. Влияние пресыщенного Запада несколько ослабло, как ослабла и российская власть предержащих, срочно требовалось нечто совершенно новое, знаковое, символизирующее демонстративный разрыв с прошлым, и главное — уникальное, исключительно свое.

Малевич в порыве творения не сразу замалевал квадрат черным цветом. При анализе картины специалисты обнаружили под черным «сакральным» цветом целые наслоения красок: розовый, зеленый, возможно, синий и красный… видимо, разочаровавшись в произведении, художник просто закрасил ее черной краской, возможно, она не раз вылетала в окно. Однако, поразмыслив над словами устроителя выставки (мало картин) и, вероятно, решив, что не следует разбрасываться и без того скудным инвентарем, а также отталкиваясь от мудрой мысли о том, что «все гениальное – просто», пошел известным нам путем, смело превратив «Черный квадрат» в Царственного младенца.

«Квадрат» Малевича отвечал всем требованиям момента. Но мало было удивить или шокировать мир, необходимы нужные сопроводительные слова поддержки из уст самых авторитетных экспертов. В этом смысле Малевичу тоже повезло, и это уже целиком его заслуга. Он имел связи с нужными людьми, был хорошо известен в кругах аристократической, творческой элиты как человек претенциозный, смелый и дерзкий, известный своей (пускай, безответной) страстью к искусству, желанием выделиться посредством новаторских, оригинальных экспериментов с живописью.
После грандиозной выставки «0.10» художественная критика дружно разделилась на два лагеря. Одна половина («правая») усмотрела в данном произведении не больше, не меньше как вызывающий антихристианский жест:
«Несомненно, — гневно возмущалась она, — это и есть икона, которую господа футуристы ставят взамен существующей!» «Левая», которой до этого и в голову не пришло бы выразиться столь оригинально, тут же начала вовсю восхвалять новоявленный шедевр. Отталкиваясь от обратного – «хорошая вещь в рекламе не нуждается», – Малевич использовал для рекламы своего детища любую трибуну. Всем и везде Малевич вещал и внушал, что супрематизм – яркий пример «превосходства стиля над техникой живописи», «смысла над формой», а «Черный квадрат» — воплощение идеи отрицания ВСЕГО», «своеобразная философия пустоты» и проч., проч.

Он встал во главе нового модернистского течения – супрематизма (с польского «превосходство»). В 1915 году Малевич гордо назвал свое ошеломившее всех детище «Черный квадрат» Царственным младенцем, уверяя, что «Квадрат» очень близок к изображению… самого Христа.

Ярый пиар нового течения в живописи, пламенные речи о «нуль форме», о «новом живописном реализме», о «творчестве индивидуального разума» и прочих «движениях ума» часто заходили слишком далеко, особенно когда Малевич призывал положить конец «искусству повторения», то есть классической живописи.
Невооруженным взглядом видно, насколько примитивен сюжет, не требующий особого виртуозного исполнения. Разве можно его поставить в один ряд с картинами Ренуара, Леонардо да Винчи, Коровина, Мунка, Пикассо, Матисса, Ван Гога, Кандинского, каждая из которых действительно неподражаема и писана рукой истинного мастера.

И вполне понятно, почему, нарисовав (или дорисовав для количества) черный квадрат на белом фоне, Малевич долго не мог ни спать, ни есть. Если это были не приступы совести, то страх быть осмеянным однозначно – вынести на суд зрителя подобный шедевр мог только очень рискованный человек, настоящий игрок, который в порыве безысходности идет ва-банк и нередко выигрывает.

Но каким поистине уникальным талантом нужно было обладать автору для того, чтобы суметь не просто создать гениальную тривиальность, но еще и втолкать «шедевр» буквально всему человечеству! Поистине гипнотический эффект! Сам собой напрашивается вопрос: не пора ли обратиться за разъяснениями к психиатрам, в том числе – по поводу массового психоза?

Позже, в связи с известными событиями, повлекшими за собой революционный переворот в России, Малевич слегка изменил толкование своего шедевра. Став добровольным членом общества художников революционной России, он ловко использовал рекламную кампанию своему в буквальном смысле безликому, но уже успевшему стать столь многозначительному «символу нового времени».

«Мы старый мир разрушим до основания, а затем…» – продолжатели анархических настроений, революционеры Советской России толком не знали, что делать дальше после того как натворили дел – разрушили старый мир (проглядывается аналогия с выставкой «0.10»). Но им срочно требовались новые люди с новым сознанием и мироощущением, свои мастера и левши, люди из народа! Свое превосходство они видели в новом, отличном от буржуазного опыте (вернее, полное отсутствие опыта как такового), и Малевич с его кипучей энергией и новаторским энтузиазмом (во имя дела) в этом смысле подошел к искусству как никто другой.

«Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях, — предупреждает Малевич. – Носите черный квадрат как знак мировой экономии!»

При чем здесь «Квадрат и мировая экономия», темные народные массы не стали вдаваться в подробности. Главное, что ни у кого в мире больше не было таких «Квадратов». И пролетарии сделали так, как сказал художник «из народа» – вычертали и понесли.

«Это – вершина моего творчества», — откровенно признавался Каземир Малевич миру, и мир, во все времена чтивший отчаянных смельчаков, рукоплескал мастеру гениальной идеи, завуалированной под не менее смелое, загадочное определение – модерн, абстракционизм и, наконец, супрематизм.

Со временем картина стала еще «краше»: краска растрескалась и в живописных «сакральных» трещинках словно лучи солнца стали проступать разноцветные полосы нижнего заретушированного некогда цвета – дополнительный материал для возбужденной мысли почитателей таинственного шедевра – настоящая «Победа разума» Малевича.

Вдохновленный славой, Малевич долго занимался тем, что клонировал своего «Младенца» — по некоторым данным он создал не менее семи (!) копий своего шедевра «Черный квадрат», только за период с 1915 по 1930 годы он написал четыре.

Позже, по тому же принципу Малевич попытался протащить в искусство «Красный квадрат» (в двух вариантах) и, действительно, вершину художественного супрематического озарения – «Белый квадрат» с уточненным названием (для не особо развитых) – «Супрематическая композиция – Белое на белом». Это, по признанию самого автора, своего рода обращение к восточной философии.
Дело в том, что на Востоке несколько тысячелетий благополучно существует подобная гениальная по своей простоте и сущности композиция «Белый дракон на белом фоне». Белый Дракон на белом фоне – такая же абсолютная неизвестность, тождественная Черной Дыре или «Черному квадрату».
Что вы видите, разглядывая белый лист бумаги? Невольно мысли выстраиваются в философскую линию: тщеславность молодости и бессилие мудрости, скажет один, безысходную обреченность и обреченную безысходность — другой, тщетность суетности и бренность вселенского бытия… и так до бесконечности…

Так же, как философский сюжет картины «Белый на белом» , «Черный квадрат»представляет собой непочатый край для человеческой фантазии и вызывает, наверное, у многих чувство глубокой благодарности создателю шедевра, который дал им шанс остановиться и обратить свой взор в себя, поиграть фантазией, а, возможно, проявить свои природные задатки философа…

На похоронах Казимира Малевича в 1935 году на открытой платформе грузовика с изображением черного квадрата, на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой близ деревни Немчиновка был поставлен деревянный куб с тем же изображением черного квадрата. Но по непонятным причинам вскоре могила была уничтожена.

Марина Мурсалова

Tags:

Leave a Reply