|

Русскоязычные народы узнали и полюбили мейхану благодаря братьям Интигам и Эхтирам

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

intiqam-ehtiramПопуляризировать мейхану за пределами страны очень сложно. Братьям Рустамовым удалось сделать мейхану узнаваемой по всему пространству СНГ фактически одной строчкой.

Мейхана – это музыкально-поэтический жанр, одно из направлений азербайджанского фольклора. Исполняется двумя или более поэтами-мейханщиками, которые читают стихи под аккомпанемент ударных инструментов. Сочиняя и исполняя на ходу, они соревнуются друг с другом, импровизируя без предварительной подготовки. Заранее оговариваются только припев и рифма.

В последнее время интерес к этому жанру возрос, и во время празднования семейных торжеств, концертов все чаще стали приглашать исполнителей мейханы. При этом немало людей все еще негативно относятся к этому жанру, не воспринимая его как серьезный вид искусства.

В беседе со Sputnik известные исполнители мейханы братья Интигам и Эхтирам Рустамовы, которые завоевали немалую популярность как в Азербайджане, так и за его пределами, поделились своими взглядами на прошлое и настоящее это вида народного искусства.

— Что вы можете рассказать об истории мейханы?

Интигам: – История мейханы древняя. Можно сказать, что мейхана появилась тогда, когда зародилась сама поэзия. Возникновение мугама, ашугского искусства и мейханы приходится на различные этапы истории, однако все они возникли в Азербайджане. У каждого народа есть свои поэты, а поэт – это голос народа. Вот и мы стараемся беречь это искусство. Нет человека, который бы в совершенстве владел мейханой. Чем больше занимаешься ею, тем больше понимаешь, насколько глубокое это искусство. С каждым годом появляются новые слова, и надо уметь разложить эти слова на речитатив. Одним словом, если кто-то говорит, что полностью владеет мейханой, значит он ее вообще не знает.

— Бакинцы утверждают, что мейхана зародилась в Баку, и не признают мейханщиков из других регионов страны. Как вы к этому относитесь?

Интигам: – Действительно, мейхана появилась на Абшероне. И бакинские деревни имеют большую заслугу в том, что мейхана дожила до наших дней. Много лет назад существовала цензура. От того, что мейхана основывается на импровизации, она не могла пройти цензуру, поэтому и на экраны телевизоров она не попадала, оставаясь в рамках меджлисов (соревнований, сборищ – ред.). В последние годы это искусство вернулось на сцену. Один наш известный чиновник сказал нам на одном из мероприятий: «Низами Ремзи, Агасалим Чилдаг сыграли большую роль в том, что мейхана пришла на большую сцену, Намик Гарачухурлу сделал так, что мейхану полюбили женщины, а вы сделали мейхану популярной на весь мир». Я всегда говорил, что человек, который не вдыхал воздух Каспия, не сможет полюбить и исполнять мейхану. Мейхана зародилась на золотом песке.

Эхтирам: — Низами Ремзи, Агасалим вновь популяризировали мейхану в Азербайджане, благодаря им мейхану узнали и полюбили. А благодаря нам о мейхане узнали в мире. Уже и в Японии знают, что такое мейхана. Это наш успех.

— Говорят, что под действием алкоголя или каких-то одурманивающих средств мейханщик придумывает такие стихи, какие он не может придумать на трезвую голову. Это действительно так?

Интигам: — Такое можно встретить в любом виде искусства – у певцов, исполнителей на музыкальных инструментах и других. Но оттого, что в большинстве своем они выступают на сцене под фонограмму, их состояние не чувствуется. Но это не значит, что я сторонник этого. Наоборот, против. Мейхана позволяет нам доносить до зрителей наши свои мысли и переживания. Я не считаю для себя товарищем по цеху тех, кто выходит на сцену нетрезвым, не может себя вести подобающим образом.

Эхтирам: — Способен ли человек, не ценящий самого себя, с уважением относиться к другу, брату? Конечно же, нет. С такими мейханщиками мы вместе не выступаем.

— Иногда мейханщики, выступая на меджлисах, переходят на оскорбления и угрозы. Насколько это приемлемо?

Интигам: — У этого вида искусства есть свои направления. Порой в мейхане может появляться склонность к угрозам и оскорблениям. Раньше было больше оскорблений. В последнее время таких мейханщиков не пускают на празднества. Мейхана звучит уже и в ресторанах, на всевозможных торжествах, где присутствуют женщины, поэтому мейханщики не выходят за рамки приличия. А если выйти за рамки – это уже не мейхана.

Эхтирам: — встречаются такие мейханщики, которые исполняют все, что пожелают, никаких рамок себе не ставят. Мы с такими мейхану не читаем. Вообще, это не есть мейхана.

— Бывало ли такое, чтобы речитативы, которые говорились с оскорблениями, заканчивались в итоге дракой?

Интигам: — Мы на таких меджлисах не были. Однако, слышали о том, что на меджлисах мейханщики бросали друг в друга стаканы и чайники. Было немало таких, кто дрался после меджлиса. Это не делает им чести. В Азербайджане есть человек 7-8 мейханщиков, благодаря которым это искусство живет и развивается. Но мейханщики должны быть немного осторожными, не говорить, что попало и где попало. Сейчас у всех есть камера, снимают, ставят в Youtube. Порой из-за какого-то неудачного видео сомнительного содержания мейханщик, который годами шел к успеху, может разом все потерять.

Эхтирам: — Поэтому мы и читаем мейхану вдвоем — два брата. Мы принимаем друг друга такими, какими мы есть.

— Считаете ли вы нормальным то, что в мейхане используется жаргонные выражения, а также иностранные слова?

Интигам: — Я вырос еще во времена Советского Союза, поэтому хорошо знаю русский язык. Я много репетировал и начал читать мейхану на русском языке. Если буду знать английский – буду исполнять мейхану на английском. Когда я стал читать мейхану на русском, русскоязычные народы узнали и полюбили это искусство. Помнится, как-то мы были на семейном торжестве в России. Там кто-то случайно задел рукой вазу, которая упала и разбилась. Мы сразу же сочинили по этому поводу мейхану. Все гости были в восторге. Популяризировать мейхану за пределами страны очень сложно. Нам удалось сделать мейхану узнаваемой по всему пространству СНГ фактически одной строчкой.

— Почему мейхану не исполняют женщины?

Эхтирам: — В мейхане не может участвовать женщина. Мы азербайджанцы и это никак не соответствует нашему менталитету. Женщина может быть прекрасной певицей, исполнительницей мугамов, но не мейханщиком.

– У вас намечена поездка в Москву 24 мая. С чем она связана?

Интигам: Нас пригласили на передачу «Вечерний Ургант», которая выходит на Первом канале. Мы и сами не знаем, как все будет проходить. Просто получили приглашение от телеканала. О новостях мы вам сможем рассказать после возвращения из поездки.

Эхтирам: — Мы опять будем представлять Азербайджан, популяризировать нашу мейхану.

Sputnik Азербайджан http://ru.sputnik.az/culture/20160523/405310062.html#ixzz4APG7GPx8

Leave a Reply