|

Русские в Азербайджане — кукольный мастер Ирина Гундорина и Пярвиз Гусейнов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Ирина Гундорина и пярвиз ГусейновИрина Гундорина и Пярвиз Гусейнов – известные далеко за пределами Азербайджана мастера авторской куклы. Но их объединяет не только любовь к этому сложнейшему виду искусства. Они — супружеская пара, и куклы делают вместе, что придает их творениям необычный колорит. Дополняют они друг друга и своими разными профессиональными навыками. Ирина – выпускница легендарной Мухинки (ныне — Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица – прим. авт.). Пярвиз же по образованию архитектор. А вообще, убеждали меня супруги, мастер по куклам должен быть художником, дизайнером, модельером, скульптором и ювелиром.

— По завершению учебы в Ленинграде Вы сразу занялись куклами?

— Не сразу. Я преподавала, и работаю там до сих пор, в художественном училище имени Азимзаде, была ассистентом художника по костюмам на киностудии “Вахид” во время съемок фильма о Гаджи Зейналабдине Тагиеве. Участвовала в выставках, но как график. Еще увлекалась аппликацией. Я же модельер, шила одежду, и из кусочков ткани делала аппликации.

Где-то в середине 90-х увлеклась куклами. Сначала, как и все кукольники в то время, делала их мягкими, текстильными.

В кукле должно быть все свое, индивидуальное – от одежды, до мельчайших элементов аксессуаров, только тогда она считается “авторской”. Ни на одной международной выставке Вы не встретите куклу в национальной одежде. Мы с мужем Пярвизом окончательно переключились на “авторские” куклы, когда стали готовиться к международным выставкам.

В 2007 году я приняла участие в ежегодном Международном Салоне авторских кукол в Москве. А уже в 2009 году совместно с Ириной Мызиной, возглавляющей одну из крупнейших в мире кукольных галерей «Вахтановъ», мы с Пярвизом стали инициаторами обмена выставками – “Бакинский ветер” прошел в Москве и “Московские звезды” в Баку.

Это нас вдохновило на организацию в Баку регулярного международного биенале кукол. Пярвиз, автор этой идеи, придумал концепцию и название — “Fusion Doll”. Министерство культуры и Музейный центр нас поддержали. Первая выставка прошла в 2011 году. Осенью прошлого года состоялась уже третья. Любопытно, что когда первая биенале по разным причинам была перенесена с весны на осень, некоторые ее зарубежные участники, заранее купившие авиа-билеты, стали жаловаться… в Москву. Решили, видимо, что мы – московский филиал. Это лишний раз говорит о том, что европейцы, мало знают, кто есть кто.

 

— Какая тема Ваша самая любимая?

— Ангелы. Когда хочется взять ручку, порисовать, я рисую ангелов – сидящих, летающих, задумчивых… Зависит от настроения. И вот, захотела как-то сделать куклу-ангела. Использовала, естественно, материалы белого цвета. Однако, как ни заставляла себя, он все получался у меня ярким, разукрашенным. И я поняла, что нам, восточным людям, бледные, серые тона не идут, это не наше. И на выставках в Москве нам всегда говорят – ваш конек, фишка, это цвет.

А ту куклу мы с мужем посадили в рамку, и получилось у нас такое вот необычное панно, с разноцветным, естественно, ангелом. Его взял у нас Фонд Гейдара Алиева.

 

— Много друзей-кукольников у Вас в России?

— Очень много. Всех и не перечислишь. И все они великолепные мастера. Александра Кукинова например. Она кукольник номер один в мире! Вы представьте себе, что в 90-х годах, когда я еще занималась только текстильными куклами, у нее уже была фирма “Александра” со своими архитекторами, дизайнерами и т.п. Я тогда думала, что ее уровень мастерства просто недосягаем. И вот, по прошествии многих лет, она приезжает со своей коллекцией в Баку на выставку, на которую ее приглашает Пярвиз. И мы становимся добрыми друзьями.

Благодаря интернету, сайтам, посвященным куклам, подружились не только с кукольниками. К примеру с Сашей Самойловым, известным питерским киносценаристом, и его женой Аней. Она работает в Русском музее и в Эрмитаже. Много лет назад, еще будучи знакомыми с нами лишь по интернету, они согласились получить по почте от нас куклу и передать ее на проходившую в Питере выставку. Сейчас вот тоже отправили свою работу в Питер – друзьям-кукольникам, которые осенью организовывают в Испании три выставки.

 

— Есть ли у Вас какие-либо предпочтения в материалах?

— Да, мы очень много используем бумагу, папье маше. Там, где преобладает работа Пярвиза, куклы больше такие, мужские что ли. У меня же, хочешь не хочешь, будут женские образы, романтичные девочки, которым он придаст какие-то свои детали. Вот, например, к кукле, которую мы назвали Габи, он добавил какую-то непонятную деталь и мы сочинили для нее такую смешную легенду – у Габи сломалась машина и она стоит посреди дороги с глушителем. В последнее время меня очень привлекает декупаж. Хочу вот ангела сделать с применением декупажа – весь его наряд будет из пожелтевших листков старых писем. У меня есть письма, которые дедушка с фронта присылал бабушке.

— И Вы их будете использовать? Не жалко?

— Пярвиз тоже говорит не стоит. Семейная реликвия. Дед очень рано погиб и был похоронен в общей могиле под Сочи. Бабушка ездила туда, привезла землю с могилы и мы поставили на бакинском кладбище крест.

Бабушка с дедушкой приехали в Баку из Рязани в конце 30-х годов вместе со своими детьми. Голодные годы были тогда.

Мои родители познакомились и поженились уже в Баку. Мы с братьями родились здесь. В 2008 году братья уехали в Россию, а я не хочу. У меня здесь есть имя, связи, ученики. Чтобы нарастить все это в России потребуется вторая жизнь.

 

 

 

 

Leave a Reply