Российский хореограф к 100-летию азербайджанского композитора Кара Караева поставил новый спектакль на бакинской сцене
— Это не первое ваше сотрудничество с Азербайджанским государственным академическим театром оперы и балета. В 2008 году вы поставили балет «Семь красавиц», музыку к которому также написал выдающийся азербайджанский композитор Кара Караев. Впоследствии, этот спектакль получил высшую азербайджанскую театральную премию «Зирвя», учрежденную Министерством культуры и туризма, и в феврале 2011 года был показал на сцене Большого театра в Москве. Как вам работается с азербайджанскими артистами?
— Я рад сотрудничеству с Азербайджанским государственным академическим театром оперы и балета. Сегодня не все театры могут себе позволить ставить новые спектакли: не хватает финансов и технической базы. В Баку эти возможности есть, и руководство театра умело их использует.
С удовольствием принял предложение, и мне было очень приятно работать с азербайджанской труппой. Очень талантливые и целеустремленные ребята. В отличие от балета «Семь красавиц», который в разное время ставился на сцене вашего театра несколько раз, «Гойя» — совершенно новый спектакль и в плане либретто, и в плане драматургии и режиссуры, и даже в плане музыкальной концепции. Помимо симфонии Кара Караева «Гойя», на основе которой был поставлен балет, мы использовали также музыку скрипичного концерта маэстро. Надеюсь, зрителям наш балет понравится. По-моему, «Гойя» получился очень сочным, красочным и зрелищным.Что касается азербайджанских артистов, после постановки балета «Семь красавиц» прошло целых 10 лет. Труппа обновилась, пришло новое поколение, появились новые солисты. Те артисты, которые были заняты у меня в «Семи красавицах», выросли до статуса ведущих солистов театра. Во время работы над балетом «Гойя» мне было интересно наблюдать за молодыми танцорами. Очень талантливая и перспективная молодежь. Мне кажется, «Гойя» подходит нынешней театральной труппе и в плане пластики и темперамента, и в плане открытия новых возможностей.
— Расскажите о команде, которая работала над постановкой «Гойя»…
— Это та же самая команда, которая десять лет назад ставила «Семь красавиц». Художник-постановщик «Гойя» Дима Чербаджи – академик Российской Академии художеств, профессор, член Союза художников России, который создал великолепные красочные декорации и стильные костюмы. Автор либретто — Яна Темиз (Турция), хормейстер — заслуженный деятель искусств Азербайджана Севиль Гаджиева, художественный руководитель балетной группы — народная артистка Азербайджана Камилла Гусейнова. Большую помощь и поддержку в работе нам оказали дети Кара Караева – Фарадж Караев и Зуля Багирова. Как видите, большая интернациональная команда, которая нашла общий язык – язык музыки и танца. И дух великого маэстро Кара Караева нам помогал и вел к общей цели. Мы попытались показать на сцене внутренний мир великого Гойя, который любил и ненавидел, сомневался, презирал и боготворил. Гойя – уникальный художник, который пережил период пробуждения национальной культуры в конце XVIII века, нашествие Наполеона в начале XIX века, рождение испанской революции и ее трагическую гибель.
— Василий, в 1976 году вы окончили Ленинградскую Академию русского балета имени А. Вагановой. Вы пошли в Академию по собственному желанию или настояли родители?
— Сколько себя помню, всегда танцевал. Мама рассказывала, как в детстве я любил танцевать перед зеркалом. Сначала занимался в самодеятельном кружке при Дворце культуры «Красный Октябрь» в Москве, а затем во Дворце пионеров. А в Ленинградскую Академию русского балета мне посоветовала поступить художественный руководитель ансамбля танца Дворца пионеров, заслуженная артистка России Нонна Ястребова, бывшая балерина Кировского театра, за что я ей бесконечно благодарен.
Мне было четыре года, когда меня привели на просмотр в танцевальный кружок и суровая тетенька поднимала мне ноги, заставляла неестественно разворачивать их и поднимать высоко над головой. Потом после всей этой «экзекуции» она заявила, что у меня хорошие данные. Но больше всего ей понравилось то, что я эмоциональный и живой ребенок.
— Не хотелось заняться чем-то другим?
— Ни разу такого желания не возникало. Да, у меня, можно сказать, было потерянное детство. Уроки начинались очень рано. И вот ты сонный стоишь лицом к станку, с прямой спиной и тебя заставляют тянуть подъем и пальцы, высоко задирают ноги. И так каждый день. Ни тебе выходных, ни игр на улице. Потом репетиции, а по вечерам мы иногда были заняты в спектаклях Кировского и Малого оперного театров, которые заканчивались, бывало, поздно ночью. И мама героически ждала меня или на улице или под лестницей в театрах. Несмотря на все сложности, мне нравилось учиться, нравилось танцевать. Уже тогда я знал, что если хочешь достичь определенных высот в искусстве, нужно посвятить ему всю свою жизнь. Поэтому приходилось чем-то жертвовать, но я ни о чем не жалею.
— Затем вы занялись хореографией?
— Будучи учеником хореографического училища, я поставил при поддержке Наталии Михайловны Дудинской GrandPas из балета «Золотая рыбка», и она даже взяла вариацию из этого номера в свою редакцию «Пахиты». С тех пор началась моя работа хореографа, которую я много лет совмещал с танцем.
Когда я ставлю спектакль или номер, я исхожу, в первую очередь, из возможностей солистов. Я всегда вглядываюсь в солистов, раскрываю их потенциал и возможности, всегда пытаюсь занять в спектакле всю труппу.
— Куда направляетесь после Баку?
— Сразу после Баку лечу в Братиславу, где приступаю к репетициям балета «Эсмеральда». Это большой классический балет, который я ставил в Большом театре. Премьера спектакля запланирована на начало марта в Словацком национальном театре.
http://moscow-baku.ru/news/culture/rossiyskiy_khoreograf_k_100_letiyu_azerbaydzhanskogo_kompozitora_kara_karaeva_postavil_novyy_spektak/