Роль культуры в процессе евразийской интеграции
Однако, рассматривая экономические, политические и социальные вопросы интеграции, упускаются из внимания вопросы культуры, а именно межкультурных отношений. Именно данной проблеме хотелось бы уделить особое внимание, так как культура является основной составляющей жизни человека; уровень человеческого капитала определяется прежде всего такими культурными критериями, как образование, уровень жизни и т.д.
Стоит отметить, что идея евразийского пространства возникла ещё в XX веке, в работах ряда российских ученых, представителей евразийского движения. Особенный вклад внёс в развитие данной идеи Л.Н. Гумилёв. Евразийцы первыми высказали мысль о существовании самодостаточной и самостоятельной цивилизации на стыке двух континентов – Европы и Азии. Таким образом, в работах евразийцев впервые прослеживается мысль о наличии особой культурно-исторической системы, сформировавшейся на территории между линией Балтика-Адриатика и Кавказским хребтом, включающей Среднюю Азию, ограниченной Курилами и границей с Китаем на востоке и юго-востоке. Формирование этой цивилизации произошло на фоне взаимодействия двух начал – европейского и азиатского, что и обусловило особенности развития народов на этом пространстве. На протяжении веков на этой территории взаимодействовали различные этносы, различные культуры. Также евразийцы, руководствуясь доктриной «Москва – третий Рим», выделили Москву как единственный центр данной цивилизации.
Евразийская цивилизация по трудам классических евразийцев 20-30-х гг. XX века
Однако нельзя принимать теорию представителей данного движения как некий научный абсолют; она подвергается всесторонней критике, в ней есть свои недостатки. Но мне бы хотелось отметить, что именно сейчас идея евразийцев нашла своё воплощение. В интеграционный процесс включены территории между Европейским Союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом. И особое место в данной интеграции занимает культурное взаимодействие.
С другой стороны, нельзя упустить из внимания тот факт, что в последнее время межнациональные отношения приобрели особо острый характер; примером тому служат недавние события на Манежной площади в Москве. Межнациональная розня принимает поистине пугающие масштабы – не усилятся ли они и с развитием интеграционных процессов? Например, при формировании Европейского Союза вопрос о межнациональных отношениях не стоял столь остро. По сути, «костяк» этого союза сформировался в пределах империи Карла Великого, т.е. на территории, которая издавна характеризовалась довольно высокой мобильностью ресурсов, а также высокой степенью взаимодействия народов, обитавших на ней. Таким образом, культурные противоречия практически не мешали интеграционным процессам. Только потом, по мере «продвижения» Союза на восток, в нем стали проявляться признаки нарождающихся межнациональных конфликтов (в частности, растущее недовольство населения по поводу румынских иммигрантов), ибо европейцы стали взаимодействовать с новыми культурами. В случае же с формированием Единого евразийского пространства мы имеем дело, во-первых, с гораздо большими территориями, во-вторых, с большим числом различных культур. Помимо исторических различий (например, православие-ислам) существуют и такие различия социального типа, как общий уровень образования, уровень научно-технического прогресса и т.д. Различия данного рода могут стать причинами социальных противоречий и даже волнений.
Сотрудничество, модернизация, синхронизация научного пространства – вот ключи к решению проблемы межкультурных противоречий. Возможно, обществу на Евразийском пространстве предстоит решить сложнейшую задачу – сформировать новые аспекты поведения, новые правила игры, новую мораль.
Алсу Сабирзянова
Клуб Евразийской интеграции МГИМО