|

Развал Ирака: терроризм, этноконфликты и религиозный передел (часть II)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 3,00 out of 7)
Загрузка...

15 декабря в Багдаде в присутствии главы Пентагона Л. Панетты, председателя Комитета начальников штабов ВС США генерала М. Демпси, главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Дж. Мэттиса и посла США в Ираке Дж. Джеффри состоялась официальная церемония завершения американской военной миссии в Ираке. Иракскую сторону на церемонии представляли спикер министерства обороны М. аль-Аскари и начальник генштаба ВС Ирака генерал Б. Зибари. 16 декабря ВС США передали местным властям свою последнюю военную базу в Ираке в городе Эн-Насирия, а 18 декабря иракскую территорию покинул последний американский солдат.

Всего за период с марта 2003 года по декабрь 2011 года через Ирак прошли более 1,5 млн военнослужащих ВС США. Их официальные потери в этой стране составили 4487 человек убитыми и 32226 человек ранеными. При этом 3528 человек погибли в ходе боевых действий или от терактов, а 959 человек – в результате различных происшествий, не связанных с непосредственным участием в боевых операциях. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.

Потери иракцев, по самым минимальным подсчетам, составили 126 тыс. погибших гражданских лиц, около 20 тыс. военнослужащих и полицейских, а также примерно 19 тыс. боевиков различных национальностей.

По данным Исследовательской службы Конгресса США, к концу 2011 финансового года расходы Соединенных Штатов на войну в Ираке составят 802 млрд долларов, причем 747,6 млрд долларов из этих средств уже освоено. В то же время лауреат Нобелевской премии экономист Дж. Стиглиц и Л. Билмз из Гарвардского университета считают, что, учитывая эффект войны на экономику США, ее реальная цена составляет около трех триллионов долларов.

После вывода войск в офисе сотрудничества по безопасности с Ираком посольства США в Багдаде будут работать 157 американских военнослужащих и 763 гражданских специалиста, задачей которых является обучение иракских силовиков главным образом использованию вооружения и военной техники, приобретенной Ираком в Соединенных Штатах.

Отношение иракцев к уходу американских США было неоднозначным. В связи с этим событием в различных городах Ирака прошли массовые демонстрации и митинги, на которых местное население приветствовало вывод ВС США. В то же время против ухода из страны американских войск выступали ведущие курдские политики. Заместитель премьер-министра Ирака С. аль-Мутлак (суннит) заявил 16 декабря, что Америка должна была вывести свои войска из страны, оставив после себя хотя бы подобие стабильности. Фактически же США «стремительно бегут из Ирака», а после них не остается никаких стабильных политических механизмов и реальна возможность начала гражданской войны, которая расколет страну.

17 декабря завершила свою деятельность в Ираке военная миссия НАТО. Переговоры о продлении сроков пребывания в стране действовавшей около восемь лет миссии зашли в тупик из-за разногласий с иракским правительством по вопросу о предоставлении советникам НАТО иммунитета от судебного преследования. В Ираке по состоянию на начало декабря 2011 года работало около 130 советников из 13 стран НАТО и Украины. Начиная с 2004 года, миссия Североатлантического союза подготовила свыше 5000 местных военнослужащих и более 10000 полицейских, а еще почти 2000 человек для иракских сил безопасности были подготовлены за пределами Ирака, в различных странах НАТО. Североатлантический альянс предоставил правительству Ирака военную технику на сумму свыше 115 млн евро. Кроме того, на обучение кадров национальных сил безопасности в специальный трастовый фонд союзниками по НАТО было перечислено 17,7 млн евро.

Таким образом, в декабре 2011 года ситуация в сфере безопасности в Ираке осложнилась. В стране продолжали активизировать свою деятельность террористические и экстремистские группировки различной ориентации. Американские разведывательные службы предупреждают, что после ухода из Ирака войск США эта страна «может погрузиться» в «межконфессиональное насилие».

Внутриполитическая ситуация в Ираке в декабре 2011 года серьезно обострилась. Страна вновь оказалась в состоянии глубокого политического кризиса, вызванного новым обострением противоречий и борьбы за власть между ведущими иракскими политическими силами.

По мнению многих экспертов, после окончания американской оккупации у премьер-министра Ирака и лидера умеренной шиитской исламистской партии «Ад-Даава аль-исламий» («Исламский призыв») Н. аль-Малики больше нет причин маскировать свои притязания на всю полноту власти в стране.

До ухода вооруженных сил США глава правительства выжидал с тотальной атакой на суннитских оппонентов. При этом Н. аль-Малики спланировал собственную игру, «скрывавшуюся» от американских союзников, которую в настоящее время он ведет уже открыто, энергично приступив к овладению всеми рычагами власти путем устрашения и арестов своих политических противников, большинство из которых принадлежит к суннитскому меньшинству. Сотни людей попали за решетку в последние два месяца по обвинению в принадлежности к правившей при С. Хусейне партии Баас. Также арестовано примерно 30 приверженцев бывшего премьер-министра Ирака А. Алауи, который, кстати, является шиитом. И вот в середине декабря начат «огонь по штабам» — наиболее влиятельным суннитским политикам вице-премьеру С. аль-Мутлаку и вице-президенту Ирака Т. аль-Хашими, а любому заметному суннитскому политику грозит обвинение либо в баасизме, либо в терроризме. Некоторые эксперты полагают, что шиитское руководство не решилось бы инициировать нынешний кризис без негласной поддержки Тегерана.

Со своей стороны, сунниты опасаются, что консолидация всей власти в руках шиитских политиков во главе с премьер-министром окончательно превратит их в граждан второго сорта. В то же время имеются предположения насчет того, что иракских суннитов к более активному противодействию политике правительства Н. аль-Малики могли подтолкнуть правящие круги Саудовской Аравии, недовольные поддержкой, которую официальный Багдад оказывает сирийскому режиму во главе с президентом Б. Асадом, а также не желающие окончательного утверждения во власти в соседней стране шиитов и дальнейшего усиления иранского влияния в соседнем Ираке.

17 декабря, за день до завершения вывода американских войск из страны, руководство ведущего оппозиционного блока «Аль-Иракия» во главе с А. Алауи объявило о приостановке своей деятельности в парламенте «до особого уведомления» в знак протеста против узурпации власти в руках нынешнего главы правительства Н. аль-Малики. Оппозиционер также обвинили премьер-министра в отказе от ранее данных обещаний по формированию специального политического органа для А. Алауи, в установлении единоличного контроля над силовыми структурами и т. д. Лидеры «Аль-Иракии» также пригрозили отозвать из правительства девять своих министров, которые также приостановили свою деятельность. Одновременно оппозиция призвала к проведению «круглого стола» для поиска решений в поддержку «демократии и гражданских институтов» в Ираке.

18 декабря Н. аль-Малики обратился к парламенту с предложением лишить полномочий своего заместителя С. аль-Мутлака, обвинив его в срыве процесса политического урегулирования в стране. Кроме того, С. аль-Мутлак публично назвал главу правительства «диктатором хуже Саддама Хусейна». В этот же день власти запретили вице-президенту Ирака и лидеру Исламской партии Ирака Т. аль-Хашими (сунниту) выезжать за пределы страны, т. к. ему были предъявлены обвинения в причастности к террористической деятельности. Соответствующие показания были получены в МВД от трех арестованных охранников вице-президента. Затем власти выдали ордер на арест Т. аль-Хашими, который укрылся на территории иракской курдской автономии и категорически отвергает предъявленные ему обвинения, называя их «политически мотивированными», а себя – «жертвой преследований со стороны правительства Нури аль-Малики». Также Т. аль-Хашими отказывается предстать перед иракским судом, объясняя это тем, что нынешняя судебная система Ирака «находится в кармане» Н. аль-Малики. Вместе с тем, он заявил, что готов предстать перед судом, если процесс будет проходить на территории Иракского Курдистана. Т. аль-Хашими также сообщил, что пока не собирается уезжать из Ирака, однако не исключил такой возможности в случае возникновения угрозы его жизни.

Лидер «Аль-Иракии» А. Алауи считает обвинения в адрес Т. аль-Хашими «сфабрикованными». Аналогичную позицию занимает и спикер Иракского парламента У. ан-Нуджайфи (суннит). Кроме того, блок «Аль-Иракия» и ряд видных суннитских политиков высказался за отставку нынешнего премьер-министра. В то же время у руководства двух главных курдских партий — Демократической партии Курдистана (лидер – президент автономии М. Барзани) и Патриотического союза Курдистана (лидер – президент Ирака Дж. Талабани) — имеются некоторые различия в позиции по отношению к нынешнему политическому кризису в стране. Так, М. Барзани поддерживает Т. аль-Хашими, в то время как Дж. Талабани больше склоняется в сторону Н. аль-Малики, хотя и предоставил убежище беглому вице-президенту в Эрбиле. Кроме того, М. Барзани назвал законными требования жителей суннитских провинций о предоставлении им автономии, т. к. «это право им гарантирует федеральная конституция». По словам курдского политика, если в ближайшее время не будет найден выход из тупика, то неизбежным станет проведение в Ираке внеочередных всеобщих выборов. Отметим также, что оба ведущих курдских политика активно посредничают в деле урегулирования кризиса.

В ряде городов с преимущественно суннитским населением в декабре прошли массовые демонстрации, участники которых осуждали действия правительства Н. аль-Малики и требовали прекратить преследования С. аль-Мутлака и Т. аль-Хашими.

Союзник Н. аль-Малики по правящей коалиции, но при этом его постоянный критик радикальный шиитский лидер М. ас-Садр выступил за политическое разрешение возникшей кризисной ситуации «в интересах всех иракцев», назвав «несправедливой и опасной» наметившуюся тенденцию к концентрации власти в одних руках. При этом сторонники М. ас-Садра считают, что новые выборы – единственный путь решения продолжающих обостряться политических проблем, поскольку действующее правительство «не может предложить варианты решения» проблем, которые «могут расколоть страну». В то же время М. ас-Садр призывает действующего премьер-министра не ограничиваться полумерами в отношении суннитской оппозиции и указывает ему на необходимость в ответ на ее «забастовку» в правительстве и парламенте вообще разогнать протестующих депутатов и министров. Вместе с тем, сторонники радикального шиитского политика заявили о своем отказе занять посты министров из блока «Аль-Иракия», в случае их ухода в отставку.

Н. аль-Малики потребовал от властей курдской автономии выдать бежавшего Т. аль-Хашими Багдаду, утверждая, что его дело является уголовным, а не политическим. Одновременно глава правительства сообщил, что в его распоряжении имеется информация о причастности ряда иракских политиков к насильственным действиям и другим нарушениям закона, однако пока воздержался от оглашения их имен. Кроме того, Н. аль-Малики заявил, что назначит других министров, если члены кабинета из блока «Аль-Иракия» не возобновят работу в правительстве, а также пригрозил сформировать правительство без участия «Аль-Иракии».

Нынешнее обострение ситуации в Ираке заметно активизировало действия США и Ирана в этой стране. В Вашингтоне с повышенной тревогой наблюдают за стремительным развитием политического кризиса в Багдаде. Вашингтонская администрация опасается, что созданные ею иракские государственные институты и силовые структуры могут превратиться в инструменты подавления демократии. Вице-президент США Дж. Байден, курирующий в администрации Б. Обамы «иракское досье», провел телефонные переговоры с ведущими политиками Ирака, призвав их «работать над преодолением трудностей вместе». По сообщениям СМИ, в Багдад для переговоров с Н. аль-Малики прилетал глава ЦРУ генерал Д. Петрэус, который ранее занимал пост командующего войсками США в Ираке.

По информации СМИ, иракские политические партии контактируют с Ираном по вопросам разрешения нынешней кризисной ситуации. В частности, сообщается, что курдские лидеры М. Барзани и Дж. Талабани приняли иранскую делегацию во главе с заместителем командующего силами «Кудс» С. Моджади, в состав которой входили высокопоставленные офицеры разведки и вооруженных сил ИРИ.

Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил, что Анкара исключает возможность причастности Т. аль-Хашими к террористическим актам в Ираке. А. Давутоглу также сообщил, что Турция готова принять иракского вице-президента у себя, но считает, что ему лучше «оставаться в Ираке».

События, происходящие в Сирии, и вывод американских войск усилили тенденцию к автономии суннитских провинций Ирака. В то же время Н. аль-Малики усматривает в действиях своих оппонентов «подрывной характер» и «религиозный подтекст». Шиитские политики пытаются если не сорвать, то приостановить этот процесс. В декабре шииты, проживающие в преимущественно суннитской провинции Дияла на северо-востоке страны, провели в административном центре региона г. Баакуба массовую демонстрацию, требуя от провинциального совета отозвать декларацию о предоставлении провинции автономии. Демонстрация была разогнана местной полицией.

Таким образом, по состоянию на начало января 2012 года, все попытки разрешить острый политический кризис в Ираке не привели к успеху. Ситуация даже осложнилась после отрицательного ответа Н. аль-Малики на предложение М. Барзани созвать в столице курдской автономии Эрбиле встречу по общенациональному диалогу. Глава кабинета настаивает на проведении такого форума в Багдаде.

Отметим, что нынешний иракский политический кризис чреват очень серьезными последствиями. В качестве предельного варианта можно говорить о возможности развязывания в стране гражданской войны между суннитами и шиитами с весьма вероятным втягиванием в нее курдов. Причем итоги этой войны очень трудно предсказать, но, скорее всего, Ирак, как единое государство, исчезнет с карты мира. Другое последствие кризиса — удар по престижу США, которые с 2003 года «проводили насильственную демократизацию общества с чуждыми им и плохо знакомыми традициями, положив за это время четыре с половиной тысячи американских солдат и угробив в иракских песках более триллиона долларов».

В целом сложной остается экономическое положение страны. У многих экспертов не ослабевают сомнения по поводу того, как правительство регулирует деятельность тех или иных областей экономики.

Очень тяжелая ситуация сложилось в иракском сельском хозяйстве. В нем занято примерно 22 проц трудоспособного населения, но оно дает лишь 9,7 проц от ВВП. В настоящее время в Ираке лишь половина земель пригодна для ведения сельскохозяйственной деятельности, а в ближайшие годы их площадь может сократиться в несколько раз. Все острее ощущается дефицит водных ресурсов, что во многом связано с нерешенностью проблем их распределения между Ираком, Турцией и Ираном. Не хватает транспорта, для вывоза производимой продукции, специализированных хранилищ. В итоге иракцы все сильнее ощущают перебои с продовольствием. Одна из главных причин бедственного состояния сельского хозяйства — опустынивание, борьба с которым малоэффективна.

Вместе с тем, Международный валютный фонд позитивно оценивает перспективы развития иракской экономики. Так, по данным МВФ, если в 2009 году экономический рост в стране составил 4,2 проц, в 2010 году – 0,8 проц, то в 2011 году этот показатель резко возрос, составив 9,6 проц, а на период до 2016 года эксперты Фонда планируют средний годовой экономический рост в Ираке в пределах 9 процентов. Высокую оценку МВФ получил проект государственного бюджета страны на 2012 год в размере примерно 100 млрд долларов, который будет способствовать тому, чтобы действующая программа помощи Фонда позволяла проводить необходимые реформы в случае падения мировых цен на нефть. «Проект бюджета ограничивает рост расходов и в то же время высвобождает ресурсы для инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу». Глава МВФ К. Лагард подчеркнула готовность «помогать Ираку в его усилиях по ускорению экономического роста, созданию условий по развитию рынка труда и повышению уровня жизни для всех иракцев».

Наиболее успешно продолжает развиваться нефтяная отрасль. В конце 2011 года объем добычи нефти в Ираке достиг трех миллионов баррелей в сутки, что является рекордным показателем, как минимум, за 20 последних лет. В то же время зарубежные эксперты считают, что увеличение добычи нефти в стране будет происходить медленнее, чем предполагают в иракском министерстве нефти. А это может создать существенные трудности для национальной экономики. Ведь нефтяной сектор обеспечивает до 90 процентов государственных доходов и до 80 процентов поступлений иностранной валюты.

Очень сложной остается социальная ситуация в Ираке. По данным министерства планирования, около 23 процентов населения страны живет за чертой бедности. Официально уровень безработицы оценивается в 18 процентов, но по неофициальным оценкам этот показатель составляет 28 или даже 40 процентов. Особую опасность представляет рост безработицы среди молодежи. Прирост населения заметно опережает темпы создания новых рабочих мест.

Нехватка электроэнергии приводит к регулярным отключениям подачи электричества населению и различным объектам. Более 70 процентов населения Ирака ощущают нехватку питьевой воды. Как результат, в стране все чаще фиксируют распространение таких опасных заболеваний как холера, сибирская язва, вирусный гепатит, корь, дифтерия, туберкулез. Растет детская смертность. Страна страдает от нехватки врачей, причем 70 процентов больниц не имеет необходимого оборудования. Растущее недовольство иракцев вызывает сокращение рациона продовольственных пайков, выдаваемых беднейшим слоям населения, всеобщая коррупция, неэффективность работы государственного аппарата. Несомненно, что все это создает питательную почву для радикализма.

Таким образом, в декабре 2011 года внутриполитическая обстановка в Ираке серьезно осложнилась. Страна в очередной раз оказалась в состоянии глубокого политического кризиса.

Источник: Институт Ближнего Востока.

Продолжение следует…  

Tags: , , , , , ,

Leave a Reply