|

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Обеспечения региональной безопасности в современных условиях, как правило, сопровождается усложнением политического пространства, в котором основными факторами являются не только региональные субъекты, по-разному трактующие национальные интересы своих государств, пути и методы обеспечения национальной безопасности, но и государства, имеющие в регионе геополитические и геоэкономичкеские интересы. Это в особенности относится к государствам Каспийского региона, где за последнее время накопилось множество спорных проблем экономических, военно-политических, экологических и правовых.

Между тем, в Хельсинском документе от 10 июля 1992 г. «Вызов времени перемен» указано, что «безопасность неделима и что безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других государств».

Значимость конференции, посвященной проблемам региона накануне Четвертого каспийского саммита, заключается в том, что перед нами поставлена задача выработки дальнейших предложений, направленных на создание эффективной системы обеспечения безопасности на территории этого региона прибрежными государствами. Системы обеспечения безопасности, которой, к сожалению, до сих пор не создано, что привело к отсутствию четкой международно-правовой базы для сотрудничества прикаспийских государств.

Среди ключевых проблем региона можно выделить:

— неурегулированность международно-правового статуса и режима Каспийского моря;

— необходимость выработки дополнительных скоординированных мер по охране экосистемы Каспийского моря;

— нахождение в состоянии войны Азербайджана и Арменией, высокий риск возобновления боевых действий, что отрицательно может отразиться на безопасности соседних прикаспийских государств;

— обострения этнических и религиозных проблем на территории Каспийского региона;

— резкое обострение религиозного экстремизма и терроризма, что связано с террористической деятельностью организации именуемой себя «Исламское государство» на территории Сирии и Ирака, прилегающей к государствам Каспийского региона, провоцирующее экстремизм на территории Южного и Северного Кавказа. Дальнейшая эскалация конфликта чревата увеличением неконтролируемого потока беженцев из Сирии, Ирака в Иран и их попадания на территорию Азербайджана и РФ;

— прозрачность неконтролируемого участка границ Азербайджана и Ирана (132 км.);

— рост преступлений, совершаемых на море, таких как наркотрафик, браконьерство, контрабанда;

— увеличение угрозы террористических актов в отношении подводных нефтяных трубопроводов и иных коммуникаций как на море;

— безопасность мореплавания, проблемы навигации;

— обострившаяся конкуренция прикаспийских государств по развитию транспортных коридоров;

— милитаризация Каспия;

— стабильность и безопасность Каспийского региона в контексте ядерной программы Ирана и.т.д.

Хотелось бы по ряду проблем высказать свое мнение и представить ряд предложений, учет которых способствовал бы решению обсуждаемых вопросов.

Милитаризация Каспия.

Присутствие военных сил на Каспии должно осуществляться на принципе обеспечения равных условий безопасности для всех прикаспийских государств. Это послужит усилению взаимного доверия между государствами региона». С целью эффективности противодействию угрозам на Каспии, явилось бы целесообразным заключение двухсторонних соглашений, которые в максимальной мере учитывали интересы между государствами.

Экология Каспия.

К существенным факторам загрязнения Каспийской акватории (включая «биологическое загрязнение», изменения биоразнообразия , перевылова осетровых и.т.д.) следует отнести:

1. Отсутствие реальных мер по нейтрализации основных источников загрязнения Каспия — речных стоков впадающих в Каспийское море (река Волга, Терек – РФ; Кура, Араз — Азербайджан и другие).

2. Нарушение обеспечение технологической устойчивости и безопасности функционирования объектов: нефтеразведки, нефтедобычи и транспортировки добываемой сырой нефти.

В связи с этим возникла необходимость в корректировке стратегии и тактики природоохранной деятельности на Каспии, которая должна быть подразделена на два взаимосвязанных и взаимодополняющих этапа:

очистка впадающих в Каспий стоков рек по всему маршруту их течения, в особенности по территории, где расположены города и промышленные предприятия.

контроль нефтяных выбросов на Каспии в процессе разведки, добычи, транспортировки нефти, прекращение срока эксплуатации открытых месторождений, прошедших срок эксплуатации, что способствует нефтяным стокам.

Исходя из этого, должна быть создана мониторинговая экологическая экспертная группа Прикаспийских государств и некаспийских государств, территория которых расположена в верховьях рек, для определения уровня загрязнения рек на их территории и соответственно дальнейшей разработки природоохранных мер по их пресечению.

Необходимо отметить слабую эффективность экологических служб всех прикаспийских государств, деятельность которых носит полузасекреченный характер на Каспии. Для решения этой проблемы необходимо создание межгосударственного экологического органа прикаспийских государств, который будет владеть полной и оперативной экологической информацией по всем операциям, осуществляемым на Каспии со стороны недропользователей. В состав органа должны входить также представители «нейтральных» государств, не имеющих геоэкономических интересов на Каспии. Важнейшими функциями этого органа должны стать:

— межгосударственная координация природоохранной деятельности на Каспии;

— внедрение единых нормативов технологии производственного экологического мониторинга и единого метода оценки потенциалов загрязнения и очищения акватории, где намечается или осуществляется нефтегазодобывающая деятельность;

— выработка единых программ ведомственного экологического контроля, в основе которой должен быть заложен принцип взаимосвязи наблюдений, оценки и прогноза.

Экологическая безопасность непосредственно взаимосвязана с транспортировкой нефти по Каспию, которая осуществляется по нефтепроводам и нефтеналивными танкерами. Однако до настоящего времени отсутствует единая информация качества и технического состояния плавающих в Каспийском море нефтяных судов, состояния подводных трубопроводов, как обеспечивается их безопасность. Ситуация усложняется еще и тем, что в каждом из пяти прикаспийских государств — свои стандарты по указанным коммуникациям. Отсутствие открытой информации на эту тему вызывает тревогу. Между тем катастрофы с танкерами «Престиж», «Эрика» требуют разработки комплексной системы профилактика разлива нефти на Каспии.

С целью профилактики таких случаев необходимо:

— усилить контроль за техническим состоянием судов, особенно старых, где двигатели и системы управления судном с большей вероятностью могут выйти из строя;

— снизить риска разлива нефти в случае аварий при столкновении, посадке на мель, ввести запрет на использование однокорпусных танкеров, обеспечить их заменену на более безопасные суда с двойной обшивкой корпуса;

— ввести стандарты на навигационное оборудование и системы приема гидрометеорологической информации, их оснащение современным оборудованием, позволяющее повысить эффективность и безопасность судоходства, это становится все более важным;

— разработать специальные типовые стандарты по безопасности эксплуатации подводных трубопроводов по транспортировки нефти, где должны найти отражения такие вопросы, как запрет плавания больших судов над их поверхностью, периодичность мониторинга, контроль за их техническим состоянием и.т.д.

Азербайджан и непосредственные угрозы национальной безопасности.

Основными угрозами национальным интересам и безопасности Азербайджана в международной сфере можно отнести агрессию Армении в и отношении Азербайджана. Несмотря на наличие 4 резолюций Совета безопасности ООН о необходимости освобождения оккупированных территорий, Армения продолжает проводить агрессивную политику, не выполняет принятых международных обязательств. Армянское военное командование неоднократно заявляло, что в случае возобновления боевых действий, рассматривает возможность нанесения ракетных ударов по объектам нефтяных структур, как на побережье Каспийского моря, так и на море. С учетом имеющихся конфликтов в регионе, такие действия Армении, провоцируют в ее вовлечение государств, не относящихся группе Прикаспийских.

Такая агрессивная политика Армении, которая продолжается более 20 лет, может привести к непредсказуемым последствиям, что актуализирует вопрос о заключении крупномасштабного перемирия между Азербайджаном. Изложенное требует политической поддержки прикаспийских государств и в особенности со стороны РФ, заинтересованной в стабильности, как на Южном, так и на Северном Кавказе, ибо деятельность Минской группы ОБСЕ не привела к позитивному процессу.

Противодействие терроризму.

Резкое обострение религиозного экстремизма и терроризма — реальная угроза, которая требует выработки совместных мер прикаспийских государств. Эта проблема обостряется еще тем, что происходит увеличение количества граждан Южного и Северного Кавказа (Азербайджан, Российская федерация, в том числе Таджикистана, Узбекистана и др), которые по религиозным, политическим и иным мотивам добровольно участвуют в незаконных боевых формированиях в организации «Исламское государство». Ситуация обостряется еще тем, что в конфликт происходит также между шиитами и суннитами. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Ливана, Йемена Бахрейна и Азербайджана. В Азербайджане проживают (75% шиитов и 25% суннитов). Вовлеченность Ирана в данный конфликт может отрицательно отразиться и на безопасности приграничного Азербайджана. Дальнейшая эскалация конфликта может привести к увеличению неконтролируемого потока беженцев из Сирии, Ирака в Иран и их попадания на территорию Азербайджана и РФ. Основным направлением перехода может быть ирано-азербайджанский 132-километровый участок границы, находящийся вне контроля Азербайджанской республики. Изложенное требует принятия незамедлительных мер по взятию данного участка границы под таможенный и пограничный контроль Азербайджанской республики.

Наркотрафик на Каспии.

Анализ статистических данных в отношении лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств на территории Азербайджана, России и других прикаспийских государств, свидетельствует об их росте. Особую обеспокоенность вызывает рост транспортировки тяжелого героина выращиваемого в Афганистане по Каспию. Достаточно отметить, что по сравнению с 2000 годом в 2013 г. количество обнаруженного героина на территории Азербайджанской республики возросло в 80 раз. При этом необходимо отметить высокую латентность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Об опасных тенденциях, связанных с оборотом героина — самого тяжелого и смертоносного наркотика, свидетельствуют следующие данные.

В этом году в Афганистане под производство опиумного мака засеяно 250 тысяч га. Три года назад маком засеивалось 130 тысяч га. В этом году в Афганистане планируется производство — 480 тонн героина, 60-100 тонн которого предназначается для отправки в Европу. Афганистан производит 92% мирового объема наркотика и перерабатывает 72% опиумного сырья. При этом смертность от героина во все мире составляет 1000000 человек. В суммарном выражении героиновый оборот составляет-800 миллиардов долларов США. По оценке пограничной службы Таджикистана, в Афганистане работает более 400 лабораторий, 80 из них расположены на афгано-таджикской границе. Согласно данным Государственного антинаркотического комитета (ФСКН) России за год в РФ ввозят около 30 тонн только высококонцентрированного героина. Как правило, перевозятся небольшими партиями от 20 до 200 кг. А это свыше 100 миллионов разовых доз. Смертность от передозировки в возрасте 15-35 лет в России ежегодно превышает 100 тысяч человек. На черном рынке в России цена дозы героина 100 долларов. Ежегодный доход наркогруппировок, которые поставляют наркотики из Афганистана в Россию, составляет 15 миллиардов долларов. Экономический ущерб от наркотизации России — 1,2 триллиона рублей или 3% ВВП. За 5 лет в России к уголовной ответственности привлечены почти 600 тысяч наркопреступников. Для удовлетворения потребности рынков Европейского Союза необходимо 135 тонн героина ежегодно . Согласно данным статистики 80% летальных исходов в Европе приходится на героиновых наркоманов, растет также число инфицированных гепатитом С и ВИЧ. Значительная часть героина проходила через Ирано-Азербайджанскую сухопутную границу, в основном посредством грузовых фур и создания в них специальных тайников. Были факты, когда в автомобилях прятали наркотики, изменив конструкцию машины. Например, один раз обнаружили в межпотолочном пространстве кабины авто спрятанные около 200 килограммов героина. Однако после установки на Азербайджанской стороне специального досмотрового оборудования самого современного образца, количество обнаруженных партий наркотиков резко возросло. Но оперативная обстановка с наркотиками постоянно претерпевает изменения. После установления на пропускных пунктах на границе с Азербайджаном современного стационарного досмотрового оборудования, которым можно было проверять рентгеном большегрузные машины, наркокурьеры выбрали наименее безопасный путь транспортировки по Каспийскому морю.

Сейчас направление контрабандного поступления опия из Ирана, Казахстана и Туркмении проходит через акваторию Каспийского моря. Члены команд грузовых и рыболовных судов имеют возможность скрыть перевозимые наркотики в пустотах корпуса и судовых надстроек, а после прохождения процедуры погранично-таможенного пропуска – вынести с судна в более удобное для этого время. Также при нахождении в нейтральных и прибрежных водах, на рейдах портов – незаметно передать их сообщникам на маломерных плавсредствах, в том числе и рыбакам, промышляющих на моторных лодках. Значительная часть наркопотоков переправляется в астраханский порт.

Для предотвращения незаконной транспортировки наркотиков полагаю необходимым:

— ввести практику проведения совместных операций по пресечению транспортировки наркотиков на Каспии уполномоченными органами прикаспийских государств;

— усилить режимы работы портов в прикаспийских государствах, что способствует заметному сокращению потока наркотиков через акваторию Каспийского моря;

— создать постоянно действующую оперативную группу Прикаспийских государств с правом проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— в рамках Европейской программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиком периодически производить оснащение современным досмотровым оборудованием пограничных и таможенных постов портов прикаспийских государств.

Камиль Салимов — проф., д.ю.н., заведующий кафедрой криминалистики и судебной экспертизы Бакинского государственного университета

Данные тезисы были озвучены в докладе, представленном на организованной Институтом каспийского сотрудничества международной конференции «Каспий накануне Четвертого саммита глав государств региона: в поисках новых путей сотрудничества» 26 сентября 2014 г. в Москве

http://casfactor.com/

Leave a Reply