|

Причины трагедии в Кербела возникли не спонтанно

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Islam
Вопреки мнению большинства, причины трагедии в Кербела возникли не спонтанно и сами по себе. Чтобы найти его корни, мы должны вернуться во времена, когда еще жил Его Светлость Мухаммад (с). Да, движение имама Хусейна (а) началось в месяц раджаб в 60-ый год по хиджре, сразу же после кончины Муавиййи, и продлилось до месяца мухаррам 61-го года по хиджре, то есть продолжалось около 6-ти месяцев. Однако со смертью Муавиййи положение в исламском мире не претерпело коренных изменений. Это было лишь звеном в длинной череде цепи событий. А относительно близкий период этой цепи начался за 30 лет до трагедии в Кербела – во времена Османа ибн Аффана.

Осман пришел к власти в 24-м году по хиджре (644-ый год по Григорианскому летоисчислению) и был убит в 35-м году по хиджре. Во второй половине его правления состояние исламского государства начало претерпевать изменения. Во времена Пророка (с) людям в пределах исламских канонов была предоставлена свобода воли и действий. Солдат мог сказать в лицо недостатки полководца, подданные правителя, раб господина, и тем самым пригласит их на верный путь. Его Светлость Мухаммад (с) воспитывал мусульман именно в таком духе. Во врмена халифов Абу Бакра и Умара ибн Хаттаба, в первые годы правления Османа ибн Аффана в той или иной степени эта традиция сохранялась. Однако в начале 30-х годов в халифате начало доминировать воля и мнение халифа, а не Аллаха. Если какой-то мусульманин нарушал заповеди Аллаха, но при этом строго соблюдал законы халифата, был полезен властям, он становился уважаемым и достигал большого положения. И, наоборот, мумин, говоривший истину, но тем самым выступавший против позиции халифа и окружающих его двуличных людей, попадал в опалу. Каждый мог нарушить божественное предписание, когда ему вздумается. Чтобы избежать наказания достаточно было его родства с каким-либо чиновником или же дача взятки. Виновные не наказывались, а попранные права не восстанавливались.

В года правления Османа такой видный сподвижник Пророка (с) как Аммар ибн Йасир был жестоко избит, так как открыто заявил о несправедливости правителей. За такую же «провинность» Абузар был сослан в пустыню и умер там в одиночестве. Такие видные личности как Малик Аштар, Сасаа ибн Сухан, Кумейль были сосланы в Дамаск. И, наоборот, такие двуличные люди как Муавиййа, Марван, Мугейра, Валид, Амр ибн Ас получили высокие посты, и даже нашли смелость попирать чужие права.

Еще в 27-ой год хиджры Осман подарил хумс – 500 тысяч динаров золотом, полученный после покорения Африки, своему зятю и визирю Марвану ибн Хакаму. Он же получил и сады Фадак, которые в свое время были насильно отняты у Ее Светлости Фатимы (с.а). Молочный брат халифа, правитель Куфы Валид ибн Агаба явился в мечеть нетрезвым и возглавил коллективный намаз. Ведущие фигуры халифата, должностные лица, правители погрязли в роскоши. Если раньше строительство высотных и красивых домов, ношение дорогих одеяний, владение крупными стадами животных не приветствовалось, то теперь все это превращалось в предметы гордости и превосходства. Люди теперь ценились по занимаемым должностям, богатству и сословию.

Знаменитый историк Масуди в своей книге «Муруджуз-захаб» подробно описывает образ жизни, условия проживания основных государственных и политических фигур 30-х годов о хиджре. Из этой книги становится понятно, что предания об отшельническом образе жизни некоторых из 10-ти сподвижников, которым «был пророчен Рай», на самом деле вовсе не соответствуют действительности. Изучая их жизни можно оценить ситуацию того периода и понять общественно-политическую обстановку.

Из книги «Муруджуз-захаб» можно сделать вывод, что после убийства Османа его наследство составило 150 тысяч золотых динаров и 1 миллион серебряных дирхемов. Общая стоимость его владений в Вадийуль-Гура, Хунейн и других составляла более 100 тысяч золотых динаров (стада скота и верблюдов к этому не имеет отношения). Только с собственности на территории Ирака Талха ежедневно получал прибыль тысячу динаров. После смерти Зубейра ибн Аввама от него осталось земельные участки, стоимость которых составляла приблизительно 60 миллионов динаров. У него в Медине было 11 домов, в Басре – 2, Куфе и Египте – по одному. Руководитель комиссии по собранию Корана в единую книгу Зейд ибн Сабит сотавил после смерти такое несметное богатство, что золотые и серебряные слитки разделили между его наследниками с помощью топора. Абдуррахман ибн Овф, который получил прозвище «Гарун арабской нации», владел тысячью верблюдами и 10 тысячами баранами. У него было четыре жены и очень много детей. После кончины Абдуррахмана каждая из супруг получила состояние в 84 тысячи золотых динаров. Согласно исламским законам, после кончины мужчины, у которого остались дети, восьмая часть его состояния передается супруге. Если количество жен более одной, восьмая часть состояния делится между ними поровну. Таким образом, каждая из супруг Абдуррахмана ибн Овфа должны была получить 32-ую часть его имущества. А это значит, что движимое состояние Абдуррахмана составляло примерно 2 миллиона 700 тысяч золотых динаров.

 

После избрания халифом, имам Али (а) приложил огромные усилия, чтобы ослабить эти негативные тенденции. Он и в годы правления Османа многократно увещевал и предупреждал его. Али (а) отстранил от должностей несправедливых правителей, точно урегулировал деление доходов казны, стал примером для мусульман своим поведением и житьем. Его равнодушие к благам сего мира доказывает и следующий факт: его состояние после убийства составило лишь 700 дирхемов серебром. А согласно некоторым преданиям, он оставил после себя 250 дирхемов серебром, один меч и один Коран.

В период своего правления, который составил 4 года и 9 месяцев, Его Светлость вел открытую и скрытую борьбу с богатыми и сильными персонами того периода. Однако шахада прервала этот процесс. Умело воспользовавшись предательством сторонников имама Хасана (а), Муавиййе захватил власть в 40-м году хиджры. В тот период Восточная Римская империя создавала для халифата серьезную угрозу своими военными набегами. Если бы имам Хасан (а) начал открытую вражду против Муавиййи, это привело бы к ослаблению халифата и создало бы византийцев благоприятные условия. К тому же, война с Муавиййе означало подвергнуть опасности жизни тысяч сторонников имама. Именно поэтому имам Хасан (а) заключил с Муавиййе мир. Одним из условий договора было следующее: Хасан ибн Али (а) никогда не будет называть Муавиййе «амруль-муминун». Согласно другому пункту договора, Муавиййе не должен был назначать своего преемника. Имам Хасан (а) остался верен подписанному договору вплоть до своей кончины и не нарушил ни один из его условий.

Имам Хусейн (с) был внуком Пророка (с), сыном Али (а), борца за справедливость. Он остался верен мирному договору, который заключил его брат с Муавиййе. Вплоть до кончины Муавиййи, имам Хусейн (а) не вел против него вооруженную борьбу. Несмотря на то, что очень скоро после кончины имама Хасана (а) Муавиййа нарушил все пункты договоренности с ним, нарушение последнего пункта, то есть назначение преемника, он отдалил вплоть до своих последних дней. Имам Хусейн (а) проявил терпение до тех пор, пока он не нарушил все пункты договора. Тем самым мирный договор полностью потерял силу.

Со смертью Муавиййи глубокий общественно-религиозный кризис, начавшийся с 30-го года хиджры, достиг своего пика. Говоря словами имама Хусейна (а), приход к власти такого человека как Йезид, означал заупокойную Исламу. Уже при таком раскладе нельзя было терпеть. Если имам Хусейн (а) остался бы безучастным к происходящим событиям, он бы стал соучастником захоронения религии.

Согласно истории, Йезид был крайне безнравственным человеком. Самыми любимыми его занятиями были распивание вин, утехи с танцовщицами и певицами, игры с обезьянами и собаками. Одного из своих обезьян он назвал «Абуль-Гейс». Йезид очень часто устраивал конные скачки, усаживал эту обезьяну в седло и выпускал на скачки. Во время одной из таких утех Абуль-Гейс погиб под копытами коней. Йезид приказал совершить гусль Абуль-Гейсу и завернуть в саван. Обезьяну похоронили как человека. Затем Йезид сам пришел к могиле обезьяны и прочитал его памяти очень грустное стихотворение.

Масуди в своей книге «Муруджуз-захаб» писал, что фараон был для своего народа более справедливым и намного человечнее относился к людям, нежели Йезид. После Масуди добавляет, что несправедливость, отсутствие боязни Аллаха и невежество Йезида в какой-то мере сказалось и на умме. Согласно указанию «челядь должна покориться религии своего правителя», люди попали под серьезное влияние Йезида и его окружения. Грехи Йезида повторялись его друзьями и чиновниками. Выпивка вина, организация потех не считалось зазорным.

Именно в такой период имам Хусейн (а) поднял знамя восстания, произнес лозунг Ислама. Индивидуальные и простые ошибки возможно устранить укором и наставлениями. Однако если кризис принимает серьезные масштабы, если основным принципам Ислама грозит уничтожение, слабое сопротивление теряет всякий смысл. Поняв, что ситуацию можно изменить лишь основательным и вооруженным восстанием, имам Хусейн (а) начал движение Ашуры.

 
islam.az

Leave a Reply