|

Преуспевание – качество амбициозных

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Жизнь на убедительных примерах подтверждает, что преуспевающих людей, особенно в бизнесе, да и в любой другой сфере, кроме приобретённых благ и других «милостей», почти всегда поджидают неприятности. Они встречаются, как препоны, на их пути наверх, но, скорее всего, на отрезке между серединой и концом их бурной деятельности.

Преуспевать, как мне кажется, это означает иметь больше амбиций, чем положено человеку самой природой. Иными словами, такой индивид несознательно, находясь под сильным воздействием инстинкта удовольствия от богатства, отнимает у своего будущего что-то важное, то, что, быть может, не готово было реализоваться столь быстро. Грубо говоря, этот амбициозный представитель рода человеческого, фактически, сам того не желая, опустошает своё же будущее, а, может, и ещё чьё-то настоящее.

Иметь амбиции, в принципе, качество положительное. Если, конечно, всё делать в меру. По всей вероятности, наш размеренный мир изначально устроен так, что необходимо успевать всё сделать в своё время, как это вытекает из нормальных обстоятельств бытия человека. Преуспеть — значит сделать больше, чем ожидалось в принципе. Хорошо ли это? Говорят, что все или почти все преуспевающие в конце жизни становятся похожими на людей, потерявших что-то очень ценное; на тех, кто оставил или утратил в прошлом свои сокровенные человеческие желания; на людей, у которых, вроде бы, есть всё, но нет настоящего, у них часто отсутствует чувство счастья и радости, а пространство добра становится всё меньше и меньше. Не случайно же бытует выражение «богатые тоже плачут». Это состояние человека, которому не удаётся остановить или хотя бы замедлить колесо своих амбиций. Он превращается в слугу своего богатства, которое не приносит ему желаемых удовольствий. В любом деле существует некий предел, ограничитель. Но определить это не каждому удаётся.

Быть может, именно поэтому ещё никому из тех, кто преуспевал в течение всей своей жизни, не удаётся остаться таковым в самом её конце. Наверное, возможности человека ограничены его бытием, предназначением, отведённым ему временем земного существования. Это даёт о себе знать наиболее отчётливо в периоды кризисов, неважно, какие они — финансово-экономические, военные, политические, социальные.

Преуспеть, значит, переполнить отведённый тебе природой сосуд раньше назначенного времени; получить сегодня то, что положено было иметь через месяц, через год и т.д. Иными словами, ты своим усердием отбираешь что-то ценное и важное у своего же будущего. В результате, потерявшее ценность будущее постепенно, шаг за шагом, становится ненужным и скучным. Это говорит о том, что оно – твое будущее — оскудело. Причиной тому — ты сам, преуспевающий человек, который не может определить пространство и пределы своих возможностей, желаний. Умеренность во всём – это редкое качество, и оно, видимо, не всем присуще.

Что касается сферы религиозной, сферы веры, то хотелось бы сказать, что здесь преуспеть, в принципе, невозможно. Здесь уместен только постепенный, медленный путь наверх, шаг за шагом, пока не достигнешь глубины истинной веры и высоты религиозного сана.

Хотя в исламе нет понятия духовенства, иерархии, но мы говорим о наших реалиях. Иметь высокий религиозный сан или стать главой верующих – предел мечтаний каждого служителя религии. Дальше начинается духовно-моральное совершенствование. Хотя в нормальном варианте оно предшествует восхождению, тем не менее, на этом этапе уже не срабатывает традиционная формула механизма восхождения. Поэтому на передний план выступает борьба за карьерный рост, приложение максимума усилий в направлении, где человеческий фактор, дружеское плечо всё ещё могут сыграть свою роль. Таков, условно говоря, первый этап.

На втором этапе восхождение во сто раз труднее. Здесь, следуя по пути вперёд, образно говоря, не расталкиваешь локтями других по сторонам. Тут необходим только твой уровень знаний, истинная вера, личный пример поведения, умение возвышаться над остальными светом своего ума, душевной добротой, честностью и искренностью. Отсутствие одного из этих составляющих непременно помешает авторитету религиозного деятеля, и его падение произойдёт весьма быстро. Самое серьёзное и негативное в такой ситуации – это утрата морального права служить примером.

Отсутствие же такого важного элемента для служителя религии фактически означает потерю им имиджа символа верности религиозным предписаниям, права быть духовным руководителем, главой общины верующих и вести их за собой. Такой служитель нередко выглядит как утративший нравственные ориентиры в жизни, а, значит, и часть своей истинной веры. В таком случае, он, бывший недавно лидером, фактически становится одним из рядовых верующих, которые не наделены религиозными полномочиями и не имеют морального права учить других.

Так, шаг за шагом, человек может дойти до края нравственной пропасти, и низвергнуться туда, где никакие внешние атрибуты и материальные богатства не смогут остановить его падения в глубокую яму, и он непременно превращается в объект всеобщего презрения.

Каждый из живущих на земле людей может стать невольным свидетелем сказанного выше. Но не каждый захочет об этом говорить, считая веру личным делом индивида. Такое может быть правильным, если дело не касается права учить остальных. По своей сути, отсутствие права быть учителем, духовным наставником означает начало разрушения пирамиды веры – его внутреннего состояния, потери виртуальной связи с космосом. Однако глубокая вера каждого подсказывает, что даже массовые примеры объектов нашего презрения не должны становиться причиной её ослабления. Мы веруем сами по себе. В этом заключается тайна нашего существования, и никто иной не должен прикасаться к вере человека. Веруешь, значит, живёшь. Иначе бытие может потерять свой божественный смысл, а человек — своё истинное земное предназначение.

Рафик Алиев,

доктор философских наук, профессор

http://ru.azadinform.az/news/a-126200.html?fbclid=IwAR3MfYtY6WPjZnxnXFiEJ8v8nlN_rOBpJxErDGvKdfS8lxZwEvQ93NzCCzc

Tags: ,

Leave a Reply