Поморский зверобойный промысел с позиции международного права коренных народов
Зверобойный промысел, наряду с китобойным, с позиции международного права коренных народов относится к категории культурных прав аборигенных сообществ. Существует принципиальная разница между коммерческим и традиционным зверобойным промыслом. Международная китобойная комиссия выделяет китобойный промысел в интересах коренных сообществ как правомочный и неотъемлемый, причем не только с позиции удовлетворения их пищевых потребностей, но и с целью защиты культурных прав[Lenzerini, 2008]. Комитет по правам человека в своем комментарии к статье 27 Международного пакта о гражданских и политических правах недвусмысленно намекает на то, что деятельность (промысел) национальных и этнических меньшинств является выражением их культурных особенностей, которые должны быть под защитой государства[8].
Основным объектом поморского зверобойного промысла являлся гренландский тюлень. По поводу возраста особей этого морского млекопитающего, которые использовались в качестве объекта для промысла, в свое время велись ожесточенные споры. Первоначально в общественно-политической среде ставился вопрос о защите белька – новорожденного детеныша, что вполне оправданно с точки зрения существующих международно-правовых стандартов в области защиты окружающей среды. Однако полный запрет на промысел всех особей этого животного может быть расценен как нарушение культурных прав конкретной этнокультурной группы, тем более, что именно серка – половозрелый тюлень был объектом поморской охоты[6].
Представляется важным пересмотреть концепцию полного запрета зверобойного промысла в Архангельской области с целью защиты прав местного этнокультурного сообщества, которое за 3 года с момента запрета промысла не получило никаких компенсаций и субсидий для развития промысловых альтернатив.
Задорин Максим
ассистент кафедры международного права и сравнительного правоведения
Юридический институт
Северный Арктический федеральный университет имени М.В.Ломоносова
Конференция, посвященная Дню российской науки «Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения»,
6-9 февраля 2012 года,
г. Архангельск
Список литературы:
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 15.04.2004 133-З № 269-III // Якутия. – № 84. –12.05.2004.
2. Исхаков Д. М. Нагайбаки // Народы России. Энциклопедия.М.: Большая Российская энциклопедия. – 1994. – С. 238–239.
3. Кереки // Народы России. Атлас культур и религий. – М.: Дизайн. Информация. Картография. – 2010. – 320 с.
4. Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) // Российская газета. – № 7. – 21.01.2009.
5. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ “О национально-культурной автономии” // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.06.1996. – №. 25. – ст. 2965.
6. Поморский центр публичной политики. URL:
7. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 02.09.2010) «О Едином перечне коренных и малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. – № 66. – 05.04.2000.
8. Human Rights Committee General Comment No. 23 of 6 April 1994.
9. Lenzerini F., Indigenous Peoples’ Cultural Rights and the Controversy over Commercial Use of their Traditional Knowledge. F.Rrancioni and M.Scheinin (eds.). Cultural Human Rights, Leiden, – 2008. – P. 4.
10. Xanthanki A. Indigenous Rights and United Nations Standards. Self-Determination, Culture and Land. Cambridge University Press. – 2007. – P. 9.
Релевантно: