|

» Отверженные Зыха»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

 «……О Зых, возгорий плоских главы,

Твой остов высохшей змеи

Меж двух морей живой оправы,

И солнцем пахнущие травы,

И в белом камне колеи»

(В.Иванов, 1922 г.)

 

Обычному человеку, проживающему свою размеренную жизнь, вращаясь в круговороте повседневной рутины, поселок Зых в Сураханском районе города Баку возможно покажется ничем не отличным от многих других поселений. Улочки,  дома, снующие по своим житейским делам жители…..все, как у всех. Если бы не затерянный безмолвный мир древних склепов и могил , вперемешку с новыми посреди поселка. Зыхское кладбище простирается вниз по склону от мечети, находящейся на возвышенности. Данная местность вызывает большой интерес. Не только древними захоронениями , но и принадлежностью их к вероятнее всего разным эпохам. Большинство надгробий мусульманские. Достоверной информации по датам надгробий нет, но не утверждая предполагаешь , что скорее всего разница в пару веков между ними имеется…..Надгробия покрыты, соответствующими исламской культуре орнаментом и арабской вязью. Неподалеку находится усыпальница, возможно некое семейное захоронение знатных людей, обнесенное оградой. По мнению жителей там покоятся потомки шаха Аббаса. В данной усыпальнице помимо взрослых находится и детское захоронение.

Позади стены, обрамляющей усыпальницу находится другая новопостроенная стена , вдоль которой имеются недавние захоронения. Неприятным является тот факт, что граница между новыми захоронениями и усыпальницей сооружена из старинных надгробий. Подобные памятники представляют собой историческую ценность, несут в себе память о предыдущих поколениях , они не должны выполнять подобную функцию, а должны «лицезреть» бережное к себе отношение. Из века в век потомки чтили память предков, оберегая ее, передавая последующим поколениям в виде сказаний, памятников культуры и прочего. Это не просто кусок камня, это простоявший века труд не чуждого нашей земле человека, вложившего душу в свои творения в дань уважения к усопшим. Каждый памятник на своей земле — это свидетельство об обычаях народа, о корнях, уходящих в глубокую древность, рассказывающий как менялись культура и мировоззрения прошлых поколений. Цепь эпох, молчаливо заявляющая о себе в тысячах рукотворных сооружений: в храмовых постройках, курганах, усыпальницах, древних стоянках, каменных изваяниях и плитах, а так же рукописях , запечатлевшихся на них…..безжалостно уничтожающихся временем и не редко вытесняющихся руками современного человека. Что происходит с сознанием человека нынешнего времени остается только гадать…

Что касается склепов, имеющихся здесь……Их больше десяти. Возрастом можно осмелиться предположить приходятся старше вышеуказанных захоронений. Они ,как и способ захоронения усопших напоминают склепы , найденные не так давно в Дагестане в связи с оползнем, который сдвинул плиту, закрывавшую вход в слеп. Эта культура , в частности Северного Кавказа довольно таки древняя и рассказывает об истории жизни горцев. Мнений о причинах возникновения подобной культуры несколько. По одной из версий строились из-за малоземелья. Для горцев земля, пригодная для посевов имела большую ценность, соответственно по данной версии наземные захоронения являлись выходом из положения. Так же имеет место быть версия, что рытье могил в «сплошном» камне было делом трудоемким.  Другие ученые умы склонялись к мнению, что подобные склепы были лишь для зажиточных семей. О склепах так же упоминается в Осетинских сказаниях, отражающих их культуру и говорящих о наличии подобных усыпальниц еще в раннем средневековье.  Возведение склепов прекратилось к 19 — му веку под давлением религиозных течений..

А.К. Бакиханов относит географическое название Зыха к племени Зихи с северо-запада Кавказа , которое упоминалось еще Страбоном .

Возвращаясь к описанию Зыхских памятников отмечаешь , что состояние склепов и могил оставляет желать лучшего. Течение времени беспощадно отразилось на данном островке древней истории. Многие склепы практически полностью разрушены. То тут, то там можно наткнуться на хаотично разбросанные фрагменты человеческих останков, растасканные возможно бродячими животными. В некоторых склепах можно наблюдать останки нескольких человек, что говорит о возможных семейных захоронениях.

В завершении хочется добавить, что покидая погосты , наподобие Зыхского невозможно не ощущать недоумения и печали по поводу заброшенности подобных мест. Недоумения по поводу нечувствительности многих к подобным местам, которым сотни лет и которые не могут не вызывать душевный трепет и восторг….но тем не менее остаются отверженными и забытыми, постепенно стираясь со страниц богатой и многогранной истории, которую прежде всего надо беречь , как зеницу ока. Историческое наследие, каждая его частичка — это душа и бессмертие народа!

Великий азербайджанский поэт С.Вургун писал :

«Любой древний камень с исторической датой, надписью или изображениями является окаменевшим сердцем когда-то живого человека-творца, человека-созидателя, сохранившего в огне и пламени истории нашу прекрасную землю, нашу историю, веками создававшего величественную и прекрасную почву для развития науки, культуры и искусства»

…………………………………………………………………..

Исследование и фотоматериал :  Sabit Djodjulu

Автор : Ina Babayeva

……………………………………………………………………

https://www.facebook.com/HuntersForArtifacts/

 

Источник: http://ethnoglobus.az/index.php/vse-novosti/item/3230-%D0%BE-%D0%B7%D1%8B%D1%85-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B

Tags: ,

Leave a Reply