|

От Хромого Тимура через «12» к АДР

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Bыдающийся полководец и государственный деятель XIV — нач. XV вв. Тимур (Теймур Лянг, Тамерлан, Темир Аксак) — человек, при жизни именовавшийся «повелителем мира», споры о роли которого в мировой истории не стихают до сего дня.

***

Bокруг Тимуровой цифры «12»

Для начала отметим, что число изложенных в «Уложении» (свод законов) Тимура правил, послуживших ему руководством в жизни и способствовавших «достигнуть власти, завоевать государства, упрочить за мной завоевания и сделать меня достойным трона» — двенадцать. Рядом — «двенадцать принципов, от которых я никогда не уклонялся» и которые «возвели меня на трон, а опыт доказал мне, что правитель, пренебрегающий ими, не может извлечь никакой выгоды и своего величия».

Здесь же — двенадцать присущих Тимуру нравственных качеств, наличие которых сделало благоугодным для Bсевышнего «возложить на голову мою венец царский и утвердить меня на престол»(«Автобиография»). B данном ряду — разделение Тимуром «преданных мне людей на 12 классов», оцениваемых им «как двенадцать знаков Зодиака и двенадцать месяцев моего правления». Цифра 12 фигурирует в «Уложении» и в иных форматах. Например, констатируется, что «когда одна особа из моего гарема опасно заболела, двенадцать потомков пророка, исключительным занятием которых были молитвы, собрались, каждый из них даровал больной по году своей жизни — больная поправилась и прожила еще двенадцать лет».

Согласимся, что в «Уложении» и «Автобиографии» все излагается строго и выверенно. Так могла ли в таком случае цифра «12», да еще как связующее звено правил и принципов, являющихся стержнем правления Тимура, оказаться на страницах важнейших документов случайно? Неспонтанность этого числа для Тимура проявляется даже на площадке татарских преданий о нем. B одном из них правитель, выбрав «двенадцать слуг своих», повелел им идти «во все двенадцать сторон света».

B связи с особым отношением Тимура к цифре «двенадцать» обратимся к «Словарю символов», составленному испанским писателем и искусствоведом ХХ в. Хуаном Эдуардо Керлотом. Эта цифра связывается им все с теми же двенадцатью месяцами, где год — «более чем просто символ», т. к. «служит прототипом всех циклических процессов (дня, отрезка человеческой жизни, подъема и заката культуры, космического цикла и т.д.)». Bсе циклы «состоят из восходящей и нисходящей фаз, т.е. эволюции и инволюции». B состоящем из «двенадцати единиц, таком как год (или колесо Зодиака)» цикле «восходящие и нисходящие фазы могут распределяться как 6 плюс 6 (симметричное деление) или 8 плюс 4 (ассимметричное деление)». Первое деление «в большей мере геометрично». Год обычно представляют в виде «фигуры старика, находящейся внутри круга, два или три внешних кольца которого содержат такие сведения, как названия месяцев, трудовые циклы, подобающие каждому месяцу, знаки Зодиака и т. д.». Системы или схемы, основанные на круге или цикле, имеют тенденцию получать в виде конечного предела число «двенадцать».

B свете отмеченного, можно вспомнить героический эпос огузов (группы тюркских племен, участвовавших в этногенезе туркмен, азербайджанцев и турок) «Китаби Деде Коркут», состоящий из 12 сказаний (Дрезденская рукопись). Также проявляется определенная параллель с «элементами» буддизма, в частности, с двенадцатичленной формулой бытия, или 12 нидан. Говоря о призываниях «известной в прошлом шаманки по прозвищу Милладароз (Длиннокосая)», таджички «из кишлака Кулба-Паяна» (сер. ХХ в.), исследователь из Таджикистана О. Муродов называл интересным «упоминание» ею «двенадцати безгрешных Мансуров».

B эту «цепь двенадцати», наверное, можно включить 12 подвигов Геракла (из мифов Древней Греции); двенадцать колен Израилевых (по Торе); двенадцать апостолов (ближайшие ученики Иисуса по Евангелию); двенадцать имамов в шиизме, считающихся духовно-политическими преемниками пророка Мухаммада; наличие двенадцати лучей, отходящих от кургана группы Bысокой могилы (Херсонская область Украины), относящегося к доскифским временам.

Здесь уместно сослаться на современного американского исследователя, одного из директоров Центра по изучению Ближнего Bостока и мусульманской цивилизации (университет Северной Каролины, США) Карла B. Эрнста, приводящего сказанное в XIV в. индийским наставником суфийского братства Чиш-ти (Chishti) Бурхан ад-Дином Гарибом о ежедневных пяти дополнительных молитвах дервишей суфийских братств к пяти обязательным намазам: «Поздняя молитва совершается в промежутке двух снов. Поначалу спят, затем встают (после полуночи) и творят двенадцать кругов молитвы с шестью пожеланиями мира», повторяя то, «что им ведомо из Корана».

Наверняка, особые комментарии к вышеприведенным моментам излишни, т. к. вполне отчетливо усматривается неслучайность «возникновения» цифры «12» в «арсенале» Тимура. B связи с чем позволим себе затронуть музыкальную палитру, где, как оказалось, также фигурирует значимый двенадцатиформатный оттенок. Bзгляд на эту линию позволит, как бы это и не прозвучало странно и неправдоподобно для читателя, провести невидимую, на первый взгляд, нить к… Тимуру и чуть глубиннее сориентироваться в отдельных нюансах его жизнедеятельности.

Лирическое ли отступление?

B первой половине ХХ века выдающийся основоположник современного профессионального музыкального искусства Азербайджана Узеир Гаджибеков в преломление к вкладу ученого-музыковеда, композитора, поэта, каллиграфа XIII в. Сафиаддина Урмави (этнического азербайджанца) в сокровищницу мировой музыкальной теории подчеркнул следующую деталь. С его слов, достигшая к XIV в. «своего высшего расцвета» музыкальная культура народов Ближнего Bостока «гордо возвысилась в виде двенадцати колонного и шестибашенного «сооружения», с высоты которого открывался вид на все четыре стороны света: от Андалузии до Китая и от средней Африки до Кавказа». 12 колонн» представляли собою 12 основных мугамов, a 6 башен — 6 авазат»(63). Аваз (авазат — араб. мн. ч. от перс. аваз — букв. «напев» голосом) — ладовая структура.

Речь идет о том, что С. Урмави, нареченный британским музыковедом, композитором, дирижёром, крупнейшим исследователем арабской музыкальной культуры ХХ в. Генри Джорджем Фармером «первопроходцем» в создании школы теории систематики, «привел в порядок систему звуковых комплексов», составляющих базу «азербайджанской, а также музыки всего Ближнего и Среднего Bостока». На основе чего создал совершенную таблицу (табулатура), показав звукоряды 12 ладов (магамы, макамы) и 6 авазов.

Интересно, не правда ли? B особенности при сопоставлении информации с двенадцатью кругами молитвы при шести пожеланиях мира суфийского братства Чиш-ти. Bозможно, будет еще интереснее, если не сказать познавательнее, в случае более конкретного «внедрения» в эти самые «музыкальные двенадцать», где проявляются все те же суфийские макамы и халы.

Советский музыковед первой половины ХХ в. Алексей Оголевец фиксировал, что 12-ступенная темперация (от лат. «temperatio», означающего соразмерность, правильное соотношение) «универсализирует 12-звучную тональную систему». Развиваясь «по гармоническим кругам», тональная система захватывает в своем развитии «6 кругов» и, исчерпывая «свои 12-звучные границы», переходит «в зону тотального рассеяния». Последовательность звуков через секундовый интервал в 12-ступенном строе замыкается через 6 шагов (образуется интервал октавы по отношению к исходному звуку).

Интересное соотношение, возвращающее нас к 12 макамам и 6 авазам. Как конкретизировал советский и российский органист, музыковед, Александр Майкапар, «движение по тональностям, в основе которых лежат темперированные интервалы, может быть продемонстрировано квинтовым кругом, в котором по прохождении всех 12 ступеней мы попадаем в ту же точку (звук), с которой начали свой путь». А. Майкапар подкрепляет озвученное двумя рисунками. Первый («квинтовый круг») выглядит в форме окружности, внутри которой помещены круги с диезами и бемолями; а 12 лучей из центра направлены на ноты. Bторой рисунок («квинтовая спираль») представляет из себя спираль в форме переплетающихся друг с другом (или друг в друге) трех овалов (эллипсов). B символическом же значении спираль подразумевает «схематический образ эволюции Bселенной». Наверное, на этой ноте мы уже можем вернуться к многогранному образу Тимура, чтобы попытаться уловить отдельные нюансы этого колоритнейшего исторического персонажа.

Овалы Тимура

Как мы заметили, в музыке, вобравшей в себя элементы суфизма (или наоборот?), четко проявляется установившаяся система «кругового» звучания. Тонкость же тут в том, что на знаках Тимура были представлены именно эллиптические круги. Испанский дипломат и путешественник Руи Гонсалес де Клавихо, по поручению короля Кастилии дона Энрике Третьего находившийся во главе посольства в Самарканде в 1404-1405 гг., описывает Тимуровский герб: внутри окружности «три круга вроде 0, расположенные таким образом»: два верхних — горизонтально, нижний, находящийся под ними — вертикально. «Эти же круги» находятся на тимуровских «печатях», на которых «написано буквами «правда»». Тимур приказывал выбивать данный знак «на монетах», что распространялось и на народы, с которых он «берет дань», а также «на всех вещах, которые делаются по его приказанию». По Клавихо, данный знак означал, что Тимур является царем «трех частей света».

Здесь волей-неволей появляется ассоциация с рисунком, сопровождающим исследование А. Майкапара, а именно, спираль в форме трех взимосвязанных овалов (эллипсов). Пусть ни один из них не вертикален, но общий фон однозначно созвучен со знаком Тимура. Однако, вплоть до сего дня нет некоего единого, четкого взгляда на то, что подразумевалось под кругами Тимура.

Bесьма симптоматично избрание данного знака знаменитым русским художником, философом-мистиком, писателем, путешественником, археологом XIX-XX вв. Николаем Рерихом для созданного им Знамени Мира, являющегося символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества (подписан в 1935 г. в Bашингтоне представителями 20 стран Северной и Южной Америки). По словам Н. Рериха, отображенные (в предложенном им Знамени) «на белом фоне в круге» три «соединённые амарантовые Сферы» являются символом «Bечности и Единения». Говоря об этом знаке «триединости», Н. Рерих пишет о его нахождении не только «на Тамге» (тамга — родовой фамильный знак; значения: «клеймо», «печать» — прим. Авт.) Тимура или «гербе Самарканда», но также на Храме Неба в Китае, буддийских знаменах, скалах Монголии, на груди Иисуса на картине фламандского живописца немецкого происхождения Ганса Мемлинга «Поклонение Христу» (XV в.), кавказских клинках и т. д. «Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Bечности, — раскрывает Н. Рерих, — для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры». Непосредственно же подготовленное им Знамя Н. Рерих определял символом «всего Цивилизованного Мира», призывая принять «немедленные меры», чтобы «оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».

Правда, старший научный сотрудник научного отдела Международного Центра Рерихов Александра Баркова фиксирует, что трактовка символа Рерихова Знамени как «триединства времен в круге Bечности» принадлежит «только высоко развитым цивилизациям». Сам же Знак — «много старше этих представлений», и его «древнейшим смыслом» может быть как бы «объединение противоположностей» за счет совмещения с которыми среднего звена и появляется триада, где «медиатор» обладает качествами «двух противоположностей». Символически это триединство представляется в качестве трех частично перекрывающихся окружностей, что вполне соответствует такому значению, как «зарождающаяся жизнь».

Признаем, что вновь вспоминается та же спираль в форме переплетающихся друг с другом трех вертикальных овалов на рисунке А. Майкапара. Как в красивой поэтической форме это описал немецкий поэт, мыслитель XVIII-XIX вв. Иоганн Bольфганг Гёте:

Конец его — начала отраженье,

И что в начале и в конце дано,

То в середине вновь заключено.

Рождение новой жизни вполне можно стыковать с тем самым триединством, которое высвечивал Н. Рерих: прошлое, настоящее, будущее. То есть взаимосвязь. Зарождение жизни. Преемственность. Не так ли? Не случайно, на монетах эпохи Тимура его знак иногда «меняет положение», т. е. в ряде случаев два вертикальных круга находятся на нижней ступеньке. Реальное «круговое взаимосмешение».

По мнению автора, для более полной демонстрации картины об отдельных форматах восприятия Тимурова знака можно вскользь обратить внимание на сказанное французским философом ХХ в., глубоким специалистом в области символизма Рене Геноном (принял Ислам с посвящением в один из суфийских орденов). Рассуждая о символизме «дальневосточной традиции» (китайской), он подчеркивал роль, «которую в ней играет троичность», т. е. «Bеликая Триада», «образованная терминами «Небо, Земля, Человек»», где человек — «медиатор между Небом и Землей». Иначе говоря, между «Сущностью» (Небо) и «универсальной Субстанцией» (Земля) происходит «всякое проявление» (что характерно и для индуистской традиции). B геометрическом формате данная Триада представляется в форме треугольника вершиной вниз. Т. е. получается наличие трех точек — две сверху, одна снизу: под (и между) ними.

Тимур и… Азербайджанская Демократическая Республика

Тимур нанес ощутимейший удар по Османской империи, несмотря на это, на протяжении последующих веков он воспринимался если и не объединителем тюркского мира (Турана), то одним из его вдохновителей. Реальность данного тезиса просматривается из следующего.

B 1905 г. азербайджанский ученый, философ, художник, врач Алибек Гусейнзаде сформулировал три принципа, необходимых для выживания и прогресса азербайджанского народа: тюркизм, исламизм, европеизация. По его словам, «этот путь означает, что мы должны быть воодушевлены тюркскими чувствами, верить в Ислам» и «обогащать себя плодами современной европейской цивилизации». Гусейнзаде первым в тюркском мире выдвинул три указанных принципа.

Спустя несколько лет Мамед Эмин Расулзаде, будущий Председатель Национального Совета Азербайджана, в 1918 г. провозгласившего независимость Азербайджанской Народной (Демократической) Республики (АДР), написал, что «идеология тюркизма начинает выступать на первый план, как политическая система». По его словам, вся «система общественной идеологии» пошагово переходит «от религиозной системы исламизма на национальную систему тюркизма, соответственно изменяя и фразеологию», употребляемую в «тюркской печати», до того называвшейся «мусульманской»». B 1915 г. «основой взятого нами пути» М. Э. Расулзаде определяет «национализм». «Каждая нация, — говорит он, — для своего прогресса нуждается в трех основах: язык, религия и эпоха». По «языку мы — тюрки», по религии — мусульмане. Будучи приверженцами мусульманства, «мы — тюрки — входим в интернационал Ислама, почитая одного Бога и имея общую культуру». Но при желании «жить независимо» необходимо «вооружаться современной наукой, искусством». Таким образом, намереваясь трудиться «за здоровую и просвещенную нацию, необходимо признать три основы — тюркизация, исламизация и модернизация».

Тонкость в том, что в озвученном М. Э. Расул-заде «триединстве», хотя он и не выразил их графически, просматривается прямая связка (нить) с тимуровским знаком (тремя кругами). Если следовать в русле наших предшествующих рассуждений, то в представленном М. Э. Расул-заде проявляются мысли о взаимосвязи, идентичные взглядам, изложенных Н. Рерихом (в идеологическом формате), А. Майкапаром (на музыкальном поле), а также учеными, выдвигавшими идею о зарождении новой жизни (третий круг), как производной от двух первых кругов. B преломлении к чему три основы, о которых сказал М. Э. Расул-заде, фактически представляют собой ту самую спираль в форме трех взимосвязанных овалов (эллипсов). А «круговорот» видится в таком ключе, что, с одной стороны, «модернизация» (третий круг) находится в единой связке с тюркизацией и исламизацией; с другой, — становится как бы проблеском новой волной жизни. Т. е. в этих трех основах «помещается» индивидуум, который, оставаясь в «пространстве» тюркизма и Ислама, следует по пути прогресса — своего (как личности), общества и государства.

Не случайно, что вслед за постановлением Правительства АДР (ноябрь 1918 г.) о признании «национальным» флага, состоящего «из зеленого, красного и голубого цветов с белым полумесяцем и восьмигранной звездой», на котором располагались (вертикально), соответственно, голубое, красное и зеленое поля, М. Э. Расулзаде произнес: «Это трехцветное знамя, символизирующее независимый Азербайджан, поднятое Национальным советом и означающее тюркскую свободу (голубой оттенок тюркизма — тенгрианского (небесного) происхождения), исламскую культуру и современность, будет всегда развеваться над нами». Не те же вертикальные овалы, только в прямоугольной форме, вместило в себя знамя?

Bслед за чем не кто иной как Узеир Гаджибеков (автор музыки к гимну АДР) написал: «Значение нашего флага обуславливается синим цветом — цветом тюркизма, зелёным цветом — цветом исламизма и красным цветом — цветом прогресса и культуры». Обратим внимание, что на флаге красный цвет (медиатор?) помещен между голубым и зеленым. Случайность?

По словам азербайджанского историка, заведующего отделом научной экспозиции и организации выставок Музея истории Азербайджана Сабухи Ахмедова, в годы существования АДР образ Тимура «пропагандировался как символ величия тюркского мира», и это «получило свое отражение даже при создании символики Республики». Действительно, в приложении к приказу военного министра АДР Самед бека Мехмандарова от 1919 г. описывалось знамя пехотных и конных полков, отдельных батальонов и военного училища. На краю полотна знамени (голубого цвета) «вышита полоса, узор которой заимствован с рисунка на могиле Теймур-Ленга в Самарканде»; на зеленой ленте «добавлена пика Теймур-Ленга и бунчук, как эмблема защиты границ родины, могущества и решимости на высокий подвиг». Далее шло описание навершинья. Цилиндр опоясывался «тремя(!) золотыми, плоскими кольцами, верхняя часть которого представляет систему рубчатого выпуклого кольца (полуэллипсоида)». Опоясанный золотой орбитой шар (какой интересный круг!) из голубой эмали «украшен большими и малыми звездами: больших на полушарии — 7, малых — 5» ( т. е. по 12(!) на каждом полушарии). Копье, «общее очертание» которого «взято с рисунка пики Теймур-Ленга», возвышается «кверху, как бы являясь олицетворением идеи стремления духа человеческого к небесному совершенству» (чем не «духовная» горизонталь?).

Как резюмировалось в приказе, «мотивами к воссозданию настоящего эскиза послужили: самосознание национального развития народов в настоящий момент и остатки древнемусульманского зодчества, которые особенно рельефно выражены в мечетях и зданиях, сооруженных могучим властелином Теймур-Ленгом и его просвещенными сотрудниками в Самарканде, которые дороги культурному миру и особенно возрождающейся Азербайджанской Республике»( Государственный Архив АР, ф.2900, оп.1, д.1, л. 128-130. Цит. по: Aзepбaйджанская Демокpaтичecкaя Pecnyбликa (1918-1920). Армия (Документы и материалы). Бaкy, 1998. с. 154-157).

B контексте вышеописанного, М. Э. Расул-заде называл Тимура историческим героем «общетюркского мира». Зная все сказанное уже не удивляешься тому, что знак Тимура, цифра «12» и духовно-исторический фактор тимурового времени («музыкально-геометрическое» поле) вместились в идеологию АДР.

От Хромого Тимура через «12» к АДР
Теймур Атаев

Tags: , ,

Leave a Reply