|

Окаменевшие животные огузов

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

О Тюркской культуре, к коей принадлежит наш народ можно говорить бесконечно. Обычаи, обряды, культурные ценности, память о великих сынах и дочерях Тюркского мира и многое другое дошедшее до нас,  восхищают своими богатством и величием.

Цель данной статьи уделить внимание одному из важных составляющих Тюркской культуры —  Зооморфные памятники, подаренные (возможно) Тюрками-Огузами и встречающиеся на территории  как Азербайджана ,так и других государств, входивших в зону расселения Огузских племен. Но об этом позже…

Конь….Это животное у древних Тюрков олицетворяло Солнце, было народным достоянием,  приведшим к формированию культа коня. Изображения коней в более раннюю эпоху можно увидеть в Гобустане, а так же изображения коня и всадника в районе Гемигая , которые относятся к IV тысячелетию до н.э.  В более позднюю эпоху их можно наблюдать в качестве памятников на могилах.  Азербайджанский археолог Вели Алиев в районе г. Нахичевани обнаружил Тюркский курган ( 4 тыс.до н.э) , в котором были найдены два захороненных коня.

  Традиция жертвоприношения коней очень долго была распространена в Тюркском мире.  В ранний период их убивали и клали в могилу. Об этом упоминал арабский путешественник ибн Фадлан, который сам стал свидетелем данного ритуала и описал это словами : » Это его лошади,на которых он поедет в рай» .

Уважаемый Н.И.Рзаев отмечает,что этот обычай был актуален

при большом поголовье скота. Однако далее,  в частности начиная от 15-16 веков , в связи с многочисленными войнами и сокращением поголовья скота , живые лошади стали заменяться каменными изваяниями.

Подобная идея (возможно) Тюрков — Огузов стала распространяться и на территории иных стран Востока. Изображения,  фигурки, украшения были обнаружены:  и в Корее, и в Казахстане,  и на Алтае , в Хакасии , Турции , Грузии и т.д.

Подобные наскальные изображения и имеющиеся факты показывают нам, что Конь впервые был приручен именно в Тюркском мире. Курганы в первую очередь указывают на их этническое происхождение, так как они принадлежат лишь культуре Тюркских народов. Никакие иные народы курганы не возводили.

Помимо лошадей у древних Тюркских народов повсеместно встречаются изображения , памятники , вышитые древне — Тюркские тамги — орнаменты Гочей  —  Туров или же рогатых Овнов , которыми Тюрки украшали различные изделия и которые так же возвышались над могилами усопших, в частности воинов или вождей. Не редко, как показатель тотема племени, к которому принадлежал умерший человек. Ведь Даш Гоч, то есть каменный баран являлся одним из тотемов Огузских племен. Фигуры Овнов или Туров по мировоззрению древних Тюрков дарили возможность покойному вернуться из потустороннего мира мрака к новой жизни, к миру света.

Образ барана нес в себе очень глубокий смысл еще издревле. Этот образ соотносят еще к 1 тыс.до н.э, когда на территории Азербайджана процветал Зороастризм. Баран был символом незыблемости власти.

Имели место и множественные поверья у древних Тюрков. Например наши уважаемые предки считали, что если ты находишься в стаде баранов,  то тебе не страшны злые духи,  баранов считали покровителями рода и племени. Особенно почитался черный баран, который использовался в шаманских обрядах, чьей кровью поливали больного.

Овцы для Огузов являлись очень ценным животным, которое обеспечивало их пропитанием, одеянием и необходимыми принадлежностями в хозяйстве .

Надгробья в виде баранов стали появляться в 12-13 веках , а к 15 веку их число сильно возросло  в связи с возникновением могущественных Тюркских государств  —   Гара Гоюнлу и Аг Гоюнлу.

Скульптуры баранов , как и лошадей так же встречаются и на других территориях   Огузских племен. Например Грузинский археолог Манана Ивановна Синауридзе отмечает, что в позднем  средневековье аналогичные , как и в других странах надгробья баранов и лошадей особенно были распространены в Квемо Картли , Триалети , Месхети и др. В Квемо Картли они иногда занимают практически целое кладбище. Скотоводство, в частности овцеводство являлось для местного населения основной отраслью хозяйства. Соответственно возведение надгробий на местах захоронений являлось одним из звеньев этой мощной цепи данной Тюркской культуры.

Места погребений со скульптурами коней и баранов жители называют «Огуз зягасы» , что значит Огузские могилы.

Зооморфные памятники являются ценным наследием великого Тюркского народа.  Несут в себе многовековую память о жизни, мировоззрении и

традициях, высеченных в их очертаниях руками Тюркского человека….

………………..

«Любой древний камень с исторической датой, надписью или изображениями является окаменевшим сердцем когда-то живого человека-творца, человека-созидателя, сохранившего в огне и пламени истории нашу прекрасную землю, нашу историю, веками создававшего величественную и прекрасную почву для развития науки, культуры и искусства»

(С.Вургун)

……………………..

Статья написана , опираясь на труды и исследования : Фадлуна Эфенди, Н.И.Рзаева, Фарида Алекперли, Вели Алиева и Мананы Синауридзе. Выражаем искреннюю благодарность!

………………………

К статье прилагаются фотографии из Азербайджана, Грузии ( Дманиси), Турции, Алтайского края (Барнаульский музей) и Казахстана (Мангистау)

……………………………..

Исследование и фото :  Sabit Djodjulu

Автор :  Ina Babayeva

 

http://ethnoglobus.az/index.php/tyurkologiya/item/2968-%D0%B7%D0%BE%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D1%85-%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Tags: ,

Leave a Reply