|

Об истории религиозного образования в Азербайджане

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1,00 out of 7)
Загрузка...

Джейхун Мамедов Валех о. Ректор Азербайджанского Института Теологии,

Доктор философии по теологии, (ceyhunmv@gmail.com)

Введение

 

Азербайджан, расположенный на стыке Европы и Азии, был местом, где жили люди разных убеждений и культур  с древних времен.Представители разных религий, которые подвергались пыткам в разных регионах мира, всегда жили в мире, взаимопонимании и  покое.

В доисламском Азербайджане функционировал ряд религиозных учебных заведений, действующих в области зороастризма, иудаизма и христианства.После распространения ислама на территории Азербайджана начался новый этап в этой области –открывались образовательные учреждения, где преподавали исламские науки.

Как и во многих мусульманских странах, религиозное образование и религиозные учебные заведения в Азербайджане также совпадают с ранними годами распространения ислама по всему региону.Это было связано с тем, что Ислам придает большое значение науке и знаниям.

 

О значении науки в Исламе

 

Со дня появления ислама он побуждал мусульман изучать науку, быть образованным и осведомленным, переносить трудности ради науки и провозглашать, что образованные люди превосходны и добродетельны у Всевышнего Аллаха по сравнению с  невежественными людьми ( 1, 113).

Первые аятыСвященного Корана начинаются со слов «читать» и «ручка», во многих аятах Аллах заповедовал людям думать, раздуматься, быть мудрым и интеллектуальным, держаться подальше от суеверий и невежества( 2, 7).

Чтобы привлечь внимание к важности науки и образования слово «наука» использовалось 80 раз в Коране, и другие слова о науке 100 раз, слово «ум» 16 раз, другие слова, связанные с умом 49 раз, слово «мысль» 18 раз, слово «понимать« 21 раз, слово «мудрость» 20 раз, слово «доказательство» 7 раз, что указывает на значение науки и знаний, придаваемым Исламом ( 3, 4).

В первые периодыИслама мечети служили так же как образовательными учреждениями, и мусульмане направились этим религиозным местам для получения образования.

Во время пророка Мухаммеда мусульмане собрались в курси мечети Пророка и слушали проповеди. Этих людей называли «Асхабус-суффа» — люди курси. Таким образом, «суффа» считается первым образовательным учреждением в Исламе.

Пророк Мухаммед время от времени терпеливо объяснял стихи из Корана народу «суффа», объяснял различные вопросы, связанные с исламской религией, отвечал на их вопросы, пытался обучать их, заботился о них (4, 69).

Согласно историческим источникам, в мусульманском мире стали появляться медресе, известные как«Низамийя». Медресе «Низамийя» сперва было построено в Нишапуре, находящимся на территории Исламской Республики Иран в настоящее время. Функционированиев Ираке нового медресе «Низамийя», где работали всемирно известные исламские ученые, образование было бесплатным и 100 000 динаров было потрачено на его строительство, приводило к резонансу в мусульманском мире. Новые медресе «Низамийя» начали действовать в Исфахане, Рей, Герате, Басре, Мерве, Мосуле и других городах ( 5, 346).

В этих медресе преподавали арабский язык и арабскую грамматику, персидский язык, логику, фикх, математику, каллиграфию, историю и литературу.В медресе,расположенныхв городах недалеко от центра, также преподавалисьпредметы как греческая философия, астрономия, логика, литературоведение, геометрия, медицина, химия и другие науки.

 

Влад азербайджанских ученых в исламскую культуру

 

Следует отметить, что наука и культура на мусульманском Востоке в IX-XII веках бурно развивались, и достигнутые результаты были удовлетворительными. Азербайджанские ученые, познакомившиеся с трудами некоторых из великих мыслителей Востока как Абу Али ибн Сина, Бируни, Ахбери, Масуди, аль-Истахри, Рудаки, Фирдовси и Ибн Рушд, а также древнегреческих философов как Аристотель, Платон и других ученых, внесли большой вклад в развитие мировой культуры(6, 326).

Интересно, что знаменитый арабский путешественник Якут Хамави отмечает имена десятков азербайджанских ученых, которые учились и жили в крупных городах Востока: Макки ибн Ахмед ибн Садавейх Аль-Бардаи, Саид ибн Алури аль-Азди, Абу Абдулла Ахмад бин Тахир Миянечи, Хафс ибн Омар аль-Ардебили, Абдулазиз бин Хасан Абу Бакр аль-Бардаи(7, I, 380, 381),  Абулмеали Абдулмалик ибн Ахмад аль-Бейлекани  (7, I, 533), Абу Закарийя Яхья ибн Али Хатиб Табризи, Гази Абу Салих Шуайб ибн Салих Табризи (7, II, 13), Мухаммед ибн Абдалла ибн аль-Бандар аль-Мардан, Абу Абдулла Мухаммед ибн Муса аль-Маранди (7, V, 110), Джафар ибн Мухаммед ибн аль-Харис аль-Марагаи (7, V, 93), Абулвалид Дарбанди (7, II, 449), Абу Хафс Омар бин Осман Аль-Джанзи, Ахмед ибн Ибрагим аль-Джанзи, Абульфазл Исмаил ибн Али Ганджави  (7, II, 171-72).

В то же время Абдул-Хасан Якуб ибн Муса аль-Ардебили, Саид ибн Амир аль-Бардаи, Абу Бакр Хусейн ибн Али Йездани, Ахмед ибн Сулейман Табризи, Мир Хусейн Ширвани, Бахманьяр ибн Марцбан, Хатиб Табризи и другие завоевали известность в различных областях благодаря своим достижениям(6, 326).

 

Исторически существующие медресе в Азербайджане

 

С XII века Ислам появился в Азербайджане и начал развиваться быстрее. Этот этап называется «золотым веком» азербайджанской культуры. Главной особенностью этого этапа было преподавание в медресе, функционировавшем возле мечетей, арабской грамматики, медицины, астрономии, восточных языков, литературы, логики и других предметов, наряду с схоластическими религиозными науками.

В XII-XV веках многие медресе функционировали в Тебризе и Баку, в том числе «Казанийя», «Фелакийя», «Шейх Кемаледдин Ходженди», «Дамашикийя», «Гази шейх Али» и другие в Тебризе; учебные заведения Сейид Яхья возле «Мечети Шаха» во Дворце Ширваншахов в Баку и Шейх Сафи в Ардебиле были довольно известны.Университет в Раби-Рашид на северо-востоке Тебриза считался крупнейшим учебным заведением на Ближнем и Среднем Востоке.

Вся административно-педагогическая деятельность медресе, функционирующих в мечетях и частных домах велась священнослужителями.Государственные органы, как правило, не оказывали никакой помощи образовательным учреждениям. Школы и медресе действовали за счет дарений родителей и отдельных государственных служащих или за счет доходов священников вне школы. Надир-шах, пришедший к власти в 1776 году, лишил школ последнего источника средств к существованию –вакуфных земель. Позднее ханы, захватившие власть в этих местах, отказались вернуть эти земли их законным владельцам — религиозным общинам и их школьным медресе(8, 28).

Среди первых школ, созданных в Азербайджане, можно назвать медресе Шамахи «Мельхам». Дядя Азербайджанского поэта Хагани Ширвани выдающаяся фигура своей эпохи доктор Кофиеддин Омар был основателем этого знаменитого научного учреждения.

 

Отношение к религиозному образованию после оккупации Азербайджана царской Россией

 

В период, когда Азербайджан был оккупирован Россией, в стране существовала двухуровневая система образования.В первых учебных заведениях под названием «школа» предоставлялось начальное образование, а на следующем этапе под названием «медресе» среднее образование. Школьное образование было необходимо и важно, чтобы поступить в медресе. Уроки на обоих уровнях преподавались в основном на персидском и арабском языках.Уроки проводились религиозными деятелями, студентам были пройдены предметы как философия, литература, логика, математика, психология и другие предметы, наряду с такими как шариат, исламская история, фикх и тафсир (разъяснение).

Многие прогрессивные деятели науки, образования и культуры в нашей стране прошли обучение у мусульманских религиозных деятелей в религиозных школах, действующих в мечетях.

Начало функционирования первых светских школотносится к 30-м годам XIX века (реальные гимназии и т.д.).В целом, при сравнении,основную часть академической нагрузки в школах и медресе составляют предметы, связанные с Исламом.Кроме того, студенты проходили обучение по предметам Астрономия, Математика, Литература, Логика, Философия, История, География и другие предметы.

После оккупации северной части Азербайджана царской Россией в первой половине XIX века начался новый этап религиозного образования.Однако с этого периода началось внедрение альтернативной светской системы образования.Одной из основных причин задержки в организации прогрессивного образования был суть колониальной политики, проводимой Царским правительством в отношении нашей Родины.Оккупационная держава не была заинтересована в широком распространении передовой науки и образования в Азербайджане.Другим моментом было амбиции центрального правительства, поскольку правительство не могло согласиться с тем фактом, что все образование было сосредоточено в руках местной мусульманской интеллигенции.Учитывая вышеупомянутые факторы, Хартия о Кавказских школ была подготовлена в 1829 году, и на основе этой Хартии были открыты уездные школы в Гяндже, Шуше, Нухе, Шамахе, Губе, Нахичеване, Ордубаде, Газахе.В упомянутых школах наряду со светскими науками преподавалисьнауки, связанные с шариатом и религией.В преподавании гуманитарных наук предпочтение отдавалось проповеди христианских ценностей.

В ХХ веке религиозные школы в Северном Азербайджане начали играть важную роль в системе образования, согласно неполным данным, в 1842 году в Азербайджане было 713 школ и медресе.7,15 религиозных деятелей и учителей обучали 7,306 учеников здесь.

Газета «Кавказ» написала о широкой зоне образовательной сети в регионе: «В Нухе, кроме уездных школ, в каждой мечети есть школа, где муллы обучали детей татарскому языку…. Даже у женщин дома есть школы, где они обучали не только девочек, но и мальчиков». –В первой школе для девочек, основанной Благотворительным обществом «Нины» в Азербайджане (школа была основана в 1848 году в Шамахе, в 1860 году была перенесена в Баку), преподавалисьшариат, наряду с некоторыми светскими науками.

Азербайджанские мыслители и педагоги были, по сути, не противниками новых школ, а скорее высоко ценили преподавание многих точных и светских наук;например, известный азербайджанский общественный деятель, поэт А. Бакиханов обратился к русскому царю в 1830 году и попросил открыть школы, в которых будут проводиться светские уроки в уездных школах в Северном Азербайджане.Двенадцать лет спустя, поэт составил проект документа о создании 20 мусульманских светских школ и представил его кавказскому солдату. По мнению многих интеллигентов, в таких школах следует уделять серьезное внимание на преподавание родного языка и шариата, а преподавание Корана следует рассматривать в качестве основной квалификации.

Необходимость этих двух вопросов привела к ожесточенным дискуссиям на I съезде Учителей Азербайджана, состоявшемся в августе 1906 года, и принятие соответствующих решений не было случайным.

Считалось возможным проводить уроки шариата в мусульманских школах в Хартиях (принятых в 1829г. и 1853г.), Постановлениях (принятых в 1872г. и 1874г.),регулирующих образование на Южном Кавказе,а также в официальных документах о новой методологии (предметы типа усули джадид), которая начала применяться в конце XIX века.

Одной из основных трудностей в преподавании светских наук было наличие серьезных проблем в подготовке кадров, которые могли бы организовать обучение в соответствии с требованиями этих школ.Во многих случаях известные религиозные деятели были приглашены для таких целей; например, муфтий Закавказья Мирза Хусейн Эфенди Кайибзаде и сальянец Шейхулислам Абдуссалам Ахундзаде были приглашены на проведение занятий по Родному языку и шариату на знаменитом семинаре в Гори(8, 29).

 

Состояние религиозного образования в советское время

 

После установления советской власти в Азербайджане можно заметить, что все предметы, связанные с религией, были исключены из школьных программ, а учебный процесс был основан на идеологии атеизма. Меры реформистского характера конечно, сначала были приняты населением неоднозначно. Родители не отпускали своих детей в школу и пытались учить их дома.Однако в результате жесткой и бесповоротной политики, инициированной большевистской администрацией в 30-х годах прошлого века, такие попытки были предотвращены, и началась 70-летняя эра «атеизма» во всех учебных заведениях нашей страны(8, 30).

После установления Советской власти в Азербайджане — с20-х годов ХХ века -в результате отмены шариатского образования и репрессий против религиозных лидеров и учителей медресе, религиозное образование в нашей стране ослабло за 70 лет. После многих лет репрессий, особенно накануне распада СССР, были созданы религиозные образовательные центры в Бухаре (Узбекистан), Самарканде (Узбекистан), Казани (Татарстан) и других городах Союза.

 

Религиозное образование в Азербайджане за годы независимости

Обретя независимость, Азербайджан вступил в новый этап в государственно-религиозной области.После возвращения к власти общенационального лидера Гейдара Алиева внимание и забота о религиозной сфере возросли, начали функционировать мечети, церкви и синагоги. Общенациональный лидер Гейдар Алиев регулярно встречался с лидерами религиозных общин в Азербайджане, и интересовался их проблемами и заботами.

Господин Ильхам Алиев, Президент Азербайджанской Республики, с большим пристрастием и успехом последовал за этой благородной миссией, инициированной Общенациональным Лидером. В нашей стране были построены новые мечети, церкви и синагоги, созданы учебные заведения.Азербайджанский Институт Теологии был создан именно благодаря вниманию и заботе Президента Азербайджанской Республики г-на Ильхама Алиева.

Фонд Гейдара Алиева во главе с первым вице-президентом Азербайджанской Республики Мехрибан Алиевой уделяет особое внимание ремонту, реставрации и строительству религиозных центров поклонения. Многие мечети, церкви, синагоги были отремонтированы и восстановлены в последние годы благодаря Фонду, который назван в честьОбщенационального Лидера.

В настоящее время два университета в Азербайджане обеспечивают высшее религиозное образование — это БакинскийИсламскийУниверситет и Азербайджанский Институт Теологии, созданный на базе факультета теологии в Бакинском Государственном Университете.Бакинский Исламский Университет был основан в 1989 году как первое исламское учебное заведение в стране и был создан на базе Бакинского Исламского Медресе, действующих в течение двух лет.

Бакинское исламское медресе стало Бакинским исламским институтом в январе 1991 года решением Совета Ветеранов Управления Мусульман Кавказа. Были проведены первые вступительные экзамены в институт и 20 успешных молодых стали студентами этого вуза. Только юноши, окончившие медресе, получили право поступить в этот университет. До сих 3380студентов окончили БИУ. В Загатале также функционирует местный филиал Бакинского Исламского Университета также работает.

Большинство преподавателей университета являются выпускниками БИУ. Педагогический состав учебного заведения состоит из ректора, 1 проректора, заведующего отделом образования, 1 декана, 3 руководителя кафедр, 1 методиста, 2 тютора и 58 преподавателей по различным специальностям. В целом в вузе преподаются 23 предмета. В качестве примера светских дисциплин может служить: азербайджанский язык и речевая культура, история Азербайджана, Педагогика, Информатика и Компьютерные Технологии, персидский, английский, арабский;Классическая арабская литература, Психология религии, Социология религии, Философия религии, История религий, География исламских стран, Философия Ислама и Гражданская оборона(9, 10).

Еще одним высшим учебным заведением в Азербайджане был Теологический факультет Бакинского Государственного Университета. Факультет начал свою деятельность с 1992 года. До поступления в структуру Азербайджанского Института Теологии в факультете функционировали кафедры исламских наук, и языков, здесь были подготовлены кадры по специальностям теологии, преподавателя арабского языка и переводчика.

С тех пор как факультет, проводящий пятилетное обучение, начал свою деятельность, религиозные предметы преподавались квалифицированными преподавателями Управления по Делам Религий Турецкой Республики; а иностранные языки и другие гуманитарные предметы местными экспертами.

Студенты, поступившие на факультет в 1992-1998 гг., были направлены на теологические факультеты университетов Турецкой Республики для прохождения годичного курса.До сих пор факультет имеет 870 выпускников.

Почти 25 выпускников факультета были отправлены в Турцию для продолжения обучения на магистратуре и докторантуре.Почти 10 из них зокончили свое образование и вернулись в Азербайджан, и продолжили работать преподавателем на факультете теологии.По линиифакультетамногие теологи были отправлены в Турцию для продолжения образования. В педагогическом коллективе факультета работали 1 академик, 6 докторов философии по теологии, 5 докторов философии по филологии.

На факультете теологии БГУ наряду с религиозными предметами преподавались и светские предметы. Следует особо отметить предметы как история Азербайджана, социология религии, философия религии, история религии, психология религии, логика, информатика, география исламских стран, общая арабская лингвистика, гражданская оборона, английский, арабский, персидский и турецкий языки.

согласно указу президента Азербайджанской Республики г-на Ильхама Алиева от 10 февраля 2018 года было созданоновое учебное заведение — Азербайджанский Институт Теологии. Факультет теологии Бакинского Государственного Университета было включено в структуру этого Института. В 2018 году Азербайджанский Институт Теологии осуществлял прием студентов по двум направлениям — Исламоведение и Религиоведение. По направлении Исламоведения будут подготовлены религиозные деятели, по Религиоведения религиоведы. В настоящее время в Институте обучаются 109 студентов. В АИТ существует один факультет – Теология, 3 кафедры – Языки и общественные науки, Религиоведение, Исламоведение.

Одной из основных задач Института является превращение Института в одного из самых мощных религиозных учебных заведений в регионе.В связи с этим изучается опыт Турции, Ирана, европейских стран и США. Также планируется создание научно-исследовательских центров и русских, английских и арабоязычных групп в Институте, в том числе, подготовка специалистов по иудаизму и христианству в будущем.

В настоящее время в Азербайджане функционируют 3 медресе – Алиабад, Шеки и медресе Шебнем для девушек.

 

Заключение

 

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в Азербайджане с древних времен функционировали различные религиозные учебные заведения, здесь вырос ряд известных личностей, многие азербайджанские ученые внесли большой вклад в исламскую культуру. Также было подчеркнуто, что было уделено особое значение религиозному просвещению и религиозному образованию в нашей стране.

После того, как Азербайджан восстановил независимость, в стране были созданы новые религиозные учебные заведения, и были окружены вниманием и заботой государства. Одним из религиозных учебных заведений, недавно начинающих функционировать, является Азербайджанский Институт Теологии. Создание Азербайджанского Института Теологии является одним из самых серьезных решений, принятых в истории религиив Азербайджане. Перед институтом стоят большие задачи. Одним из важных вопросов является подготовка исламоведов и религиоведов, имеющих глубокие религиозные и светские знания, знания иностранных языков, с высоким уровнем интеллекта. Уже был принят ряд мер в этом напрвлении.

Для достижения высоких результатов особенно важно изучать зарубежный опыт и обмениваться опытом. С этой целью изучаются образовательные программы вузов мусульманских и немусульманских стран, в том числе всемирно известных Оксфорда и Кембриджа, и налаживается сотрудничество с различными университетами мира.

 

 

 

 

 

РЕЗЮМЕ

 

Религиозное образование в Азербайджане

 

В статье рассматривается история религиозного образования в Азербайджане. Здесь подчеркивается, что со времени распространения ислама в Азербайджане, в регионе начали функционировать различные медресе, здесь выросли многие известные личности, и азербайджанские ученые внесли большой вклад в исламскую культуру. После оккупации Азербайджана царской Россией, к деятельности медресе были применены ограничения, а после создания советского правительства, их деятельность была полностью прекращена, и многие религиозные ученые были убиты. В статье также отмечается, что после нескольких лет репрессий, в частности, накануне распада Советского Союза, в Бухаре (Узбекистан), Самарканде (Узбекистан), Казани (Татарстан) и других городах Союза были созданы учебные центры, где преподавались религиозные науки, и мусульманское население СССР, в том числе азербайджанцы направились в эти центры для изучения религиозных наук.

В работе также дана информация о том, что после обретения Азербайджаном независимости, в нашей стране уделяется большое внимание религии, начали функционировать новые учебные заведения.

Ключевые слова: история, медресе, ислам, ученый, независимость.

 

SUMMARY

 

Religious education in Azerbaijan

 

The article discusses the history of religious education in Azerbaijan. It emphasizes that since the spread of Islam in Azerbaijan, various madrasahs began to develop in the region, many famous persons grew up here, and Azerbaijani scholars made great contributions to Islamic culture. After the occupation of Azerbaijan by tsarist Russia, restrictions were applied to the activities of madrasahs, and after the creation of the Soviet government, their activities were completely stopped, and many religious scientists were killed.

The article also notes that after several years of repression, in particular, on the eve of the collapse of the Soviet Union, in Bukhara (Uzbekistan), Samarkand (Uzbekistan), Kazan (Tatarstan) and other cities of the Union were established educational centers, and Muslim population of the USSR, including Azerbaijanis, took part in these centers to study religious sciences.

It also provides information that after independence of Azerbaijan, great attention was paid to religion in our country, and new educational institutions began to function. The article deals briefly with activities of Baku Islamic University and Azerbaijan Institute of Theology.

Keywords: history, madrasah, Islam, scientist, independence.

 

 

Ədəbiyyat

 

  1. Paşazadə A.H., “Qafqazda islam”. Bakı, “Azərnəşr”,
  2. Məmmədəliyev V.M., “Quran və elm”. Bakı, “Qismət”, 2005.
  3. د. يوسف القرضاوي، الرسول والعلم، مؤسسة الرسالة،بيروت، 1991.
  4. Məmmədov C.V., «Şəmsəddin əs-Səxavi və onun «Richanul-kəffəti fi bəyəni nubzətin min əxbəri əhlis-suffə əsərinin İslamda yeri». Bakı,“Nafta-Press”,
  5. , dr. Kazıcı Z., “İslam medeniyeti ve müesseseleri tarihi”. İstanbul, “Emre” matbaası, 2003.
  6. “Azərbaycan tarixi”, I cild. Bakı, “Çıraq”, 1994.
  7. ﻴﺎﻗﻭﺕ ﺍﻟﺤﻤﻭﻱ، ﺸﻬﺎﺏ ﺍﻟﺩﻴﻥ ﺃﺒﻭ ﻋﺒﺩﺍﷲ ﺒﻥ ﻋﺒﺩﺍﷲ، معجم البلدان، الناشر : دار صادر-بيروت. تأريخ الاصدار: 1397هـ-1977م.
  8. Həsənov S.S., “Din təhsili və dini təhsil müəssisələri”. Bakı, “Elm və təhsil”. 2016.
  9. Dini Qurumlarla İş üzrə Dövlət Komitəsinin bülleteni. № 1, sentyabr-oktyabr, 2001.

http://ethnoglobus.az/index.php/vse-novosti/item/3453-%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%B2-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0

Tags: , ,

Leave a Reply