|

Ночь Гадр

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

IslamЕго Светлость Мухаммад (с) сказал:

«Прощен будет тот, кто будет бодрствовать в ночь Гадр; даже если его грехи будут больше звезд на небе, тяжелее гор на земле и объемнее всех морей» («Васаилуш-шиа», т.8, стр.21).

«Прощен будет тот, кто будет бодрствовать в ночь Гадр» («Бихаруль-анвар», т.98, стр.145).

«В ночь Гадр распахиваются врата небес. За каждую саджду в намазе, совершенной в эту ночь, Аллах наделит таким деревом в Раю, что всадник будет скакать под тенью этого дерева тысячу лет. За каждый руку Аллах вознаградит домом в Раю, построенным из драгоценных камней. За каждый прочитанный аят Аллах наградит его одной из корон в Раю…» («Бихаруль-анвар», т.98, стр. 145).

«Будут прощены все прошлые и будущие грехи бодрствующего в ночь Гадр в состоянии имана и отчета за свои деяния» («Мустадракуль-Васаиль», т.7, стр. 458).

Некто спросил у Пророка (с): «Что мне попросить у Аллаха, если я буду бодрствовать в ночь Гадр?». Пророк (с) ответил: «Здоровье» («Мустадракуль-Васаиль», т.7, стр. 458).

«В конце ночи Гадр, когда восходит Солнце, Его Светлость Джебраиль (а) воскликнет: «Чем ответил Великий Аллах на чаяния уммы Мухаммада (с)?» Ангелы ответят: «Аллах призрел на них (мусульман), простил их грехи, кроме этих 4-х групп: употребляющих вино, не уважающих своих родителей, прервавших связь с родственниками и колдунов» («Мустадракуль-Васаиль», т.7, стр. 459).

Молясь Аллаху, Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу быть ближе к Тебе!». Аллах ответил: «Ко мне близок тот человек, который бодрствует в ночь Гадр». Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу заслужить Твою благость!». Аллах ответил: «Моя благость ниспосылается тому, кто в ночь Гадр заботится о нищих». Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу получить Твое разрешение, чтобы пройти через мост Сырат!». Аллах ответил: «Этого удостоится тот, кто будет раздавать милостыню в ночь Гадр». Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу деревья и плоды Рая!». Аллах ответил: «Этого удостоится человек, восхваляющий Аллаха (говорящий зикр)». Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу спастись от пламени Ада!». Аллах ответил: «Этого спасения удостоятся те, кто будет каяться от своих грехов в ночь Гадр». Его Светлость Муса (а) сказал: «Господи! Я хочу заслужить Твое довольство!». Аллах ответил: «Мое довольство заслужит тот, кто совершит намаз в два раката в ночь Гадр» («Васаилуш-шиа», т.8, стр.20; «Мустадракуль-Васаиль», т.7, стр. 456).

Его светлость Али (а) говорил, что при наступлении последней декады Рамазана Пророк (с) собирал и убирал свою постель. В 23-ю ночь будил членов семьи, чтобы те бодрствовали до утра. Ее Светлость Фатимеи-Захра (с.а) не позволяла членам семьи спать в ночь Гадр, в тот день кормила их мало, чтобы им меньше хотелось спасть. И сама, начиная с полудня, готовилась к этой ночи и говорила: «Лишен всего тот, кто лишен благости этой ночи» («Дааимуль-Ислам», т.1, стр.282).

У Имама Мухаммад Багира (а) спросили, в чем смысл аята «Ночь Гадр лучше тысячи ночей»? Тот ответил: «Благие деяния этой ночи лучше, чем такие же деяния в любой другой день года» («Аль-Кафи», т.4, стр.158).

Суждения о значении названия Священной ночи Гадр различны.

Некоторые ученые трактовали смысл слова «гадр» как «теснота» и «насыщенность» из-за большого количества ангелов, снизошедших на Землю. По их мнению, именно поэтому эта ночь называется «ночью Гадр». В 4-ом аяте суры «Гадр» содержится указание на это: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям».

Некоторые ученые разъясняли именование этой ночи тем, что бодрствующие и совершающие богослужения в эту ночь имеют большую ценность пред Аллахом.

Другая группа утверждает, что эта ночь названа подобным образом Аллахом именно так потому, что она очень величественна и ценна пред Всевышним.

Согласно еще одной версии, ночь Гадр названа так по причине определения Аллахом в этот промежуток времени событий, которые должны произойти в течение следующего года. Как известно, события, происходящие по воле Аллаха и которые никто не в силах изменить, кроме Аллаха, называются в религиозном лексиконе «газаву-гадар» или же просто «гадар». В ночь Гадр планируются события на следующий год. Нижеследующие аяты Корана являются своего рода тому свидетельством: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем» («Духан», 3-4).

В религиозных источниках очень трудно найти конкретное мнение о точной дате ночи Гадр. Некоторые видные личности даже не исключали вероятность того, что ночь Гадр приходится не на месяц Рамазан. Знаменитый сподвижник Абдуллах ибн Масуд и основатель мазхаба ханафитов Имам Абу Ханифа затруднились хотя бы приблизительно определить дату ночи Гадр и заявили, что ночь Гадр – это одна из ночей в году (Тафсир «Маджмауль-байан», т.10, стр.458). Абдуллах ибн Омар так объяснял позицию Абдуллаха ибн Масуда: Ибн Масуд знал, что ночь Гадр приходится на месяц Рамазан, однако поступил так ради предотвращения лени уммы (чтобы каждую ночь бодрствовали и занимались богослужением).

Подытоживая большинство преданий можно сказать, что ночь Гадр приходится на последнюю декаду месяца Рамазан. А если быть точнее, ночь Гадр – одна из нечетных ночей последней декады Рамазана. Мать правоверных Аиша, ссылаясь на Его светлость Мухаммада (с) говорила, что ночь Гадр следует искать среди ночей последней декады рамазана («Сахихуль-Бухари», хадис 2017). В той же книге содержится хадис, согласно которому ночь Гадр приходится на одну из последний 7-ми ночей месяца Рамазан. Ибн Аббас говорил, что ночь Гадр приходится на последние 9, 7 или 5 ночей месяца Рамазан («Сахихуль-Бухари», хадис 2021). Согласно широко распространенному мнению в мазхабе ахли-сунны, ночь Гадр приходится на 27-ую ночь месяца Рамазан. Знаменитый сахаб Убейй ибн Каб придерживался именно такой позиции («Сахих Муслим», хадисы 2777-2778).

В шиитских мазхабах также указывается, что ночь Гадр приходится на последние 10 дней месяца Рамазан. Когда у Имама Мухаммад Багира  (а) спросили о вышеприведенных аятах суры «Духан», тот ответил: «Да, это ночь Гадр, которая приходится на последние 10 дней месяца Рамазан» («аль-Кафи», т.4, стр.158). Если проанализировать хадисы на эту тему, то круг тоной даты ночи Гадр сужается, и мы можем уже говорить о 19, 21 и 23-й ночах месяца Рамазан. Одним из доказательств тому является хадис от Имама Джафара Садыка (а), повествуемый в книге «Маджмауль-байан» (стр.460). Имамы Ахли-Бейта, исключив 19-ую ночь, останавливали свой выбор на 21 и 23-ей ночах Рамазана. Когда сподвижник по имени Абу Басир спросил Имама Мухаммад Багира (а) о ночи Гадр, тот указал на 21 и 23-ие ночи. Когда Абу Басир попросил еще более конкретизировать, Имам ответил: «Тебе будет легко искать свои желания в этих двух ночах». Согласно другому хадису, Имам так ответил на этот вопрос: «По какой причине ты не можешь совершить одни и те же деяния (богослужения) две ночи, тогда как одна из этих ночей – ночь Гадр» («Маджмауль-байан», т.10, стр.460).

В одном из знаменитых хадисов говорится о том, что однажды араб пришел к Его светлости Мухаммаду (с) и спросил: «Я занимаюсь скотоводством в пустыне и не могу часто посещать Медину. Хочу раз в месяц Рамазан приходить в Медину и заниматься богослужением до утра. Какую ночь Вы мне посоветуете?» Пророк (с) прошептал ответ ему на ухо и араб ушел. После этого тот араб каждый год в 23-юю ночь месяц Рамазан посещал Медину с семьей и занимался богослужением до утра.  Этот хадис называется «Хадис Джухани» (в соответствии с названием племени, которому принадлежал араб) и считается одним из самых больших доказательств соответствия ночи Гадр 23-ей ночи Рамазана («Васаилуш-шиа», т.10, стр.359-360).

Для тех, кто хотел бы узнать, почему Пророк (с) посоветовал Джухани 23-юю ночь Рамазана, ключевым может стать хадис, передаваемый от Имама Джафара Садыка (а): «Предначертания определяются в 19-ую ночь, в 21-ую – уточняются и в 23-юю ночь подписываются» («аль-Кафи», т.4, стр.159). То есть планы событий, которые должны произойти в течение следующего года, строятся в 19-ую ночь Рамазана, в 21-ую ночь Аллах определяет уже судьбу, а в 23-ую ночь, волей Аллаха, эта судьба вступает в силу. Наверняка Пророк (с) посоветовал арабу 23-юю ночь по той причине, что именно она является решающей.

Как нужно проводить ночь Гадр

В хадисах рекомендуется в первую очередь не спать и бодрствовать в ночь (ночи) Гадр (Предопределения). В арабском языке это называется «ахья» (в народе ночи Гадр еще называют «ночами ахья»). Однако дело не ограничивается простым бодрствованием. Главным условием является проведение этой ночи в поклонении, молитве, в раздумьях о величии и могуществе Аллаха, совершении благих дел. В ночь Гадр можно молиться любым способом, совершать намаз в любом количестве и читать дуа. Каждый волен составлять программу своего поклонения в соответствии с умением и желанием.
В последние 10 дней месяца Рамазан Пророк собирал и убирал свою постель в сторону. В 23-юю ночь будил членов семьи, чтобы те держали «ахья»; брызгал водой на лицо сонных.
Одним из важных рекомендуемых деяний в ночи Гадр является традиционная молитва, выполняемая с Кораном. Согласно этой традиции, Коран держится над головой и читается следующая молитва: «Аллаhумма би-hагги hазал-Гуран. Ва би-hагги манн арсальтаhу биh. Ва би-hагги кулли моминин мадаhтаhу фиh. Ва би hаггика алейhим. Фала аhада а-рафу биhаггика минка». Перевод: «О, Аллах! Ради этого Корана, ради того (Пророка), которому ниспослал его, ради тех праведников, которых Ты восхвалил в Коране. Ради Твоего права над ними. Лучше Тебя никто не знает об этом». Затем по 10 раз нужно повторить нижеследующие слова: «Бика йа Аллах», «би-Мухаммад», «би-Алийй», «би-Фатима», «биль-Хасан», «билль-Хусейн», «би-Алийй ибниль-Хусейн», «би-Мухаммад ибни Алийй», «би-Джафар ибни Мухаммад», «би-Мусаибни Джафар», «би-Алийй ибни Муса», «би-Мухаммад ибни Алийй», «би-Алийй ибни Мухаммад», «билль-Хасан ибни Алийй» и «билль-Ходжа». После этого каждый должен загадать желание и попросить его осуществление у Аллаха. Как видно, таким способом человек просит Аллаха принять его молитвы ради Пророка, Фатимеи-Захры и 12-ти имамов. Вообще же, есть очень много преданий о более скором принятии молитв в ночь Гадр.
Кроме того, считается желательным (мустахаб) открыть Коран и прочитать эту молитву: «Аллаhумма инни асалука би-китабакаль-мунзали ва ма фиh. Ва фиhи-исмукаль-акбару. Ва фиhи-исмукаль-акбару ва асмаукаль-hусна ва мА йухафу ва мА юрджа. Ан таджалани мин утагаика минан-нар». Перевод: «О, Аллах, ради ниспосланной Тобой Книги (Корана) и того, что там написано, ради самого великого Твоего имени в Коране, ради самых лучших Твоих имен, ради любой новости, которой следует бояться и надеяться, я прошу у Тебя: даруй мне прощение от адских мучений».
Желательные действия в ночь Гадр разнообразны. Желающий получить еще больший саваб может выполнить в меру своих возможностей и нижеследующие деяния:
Рекомендуется в ночи Гадр совершить большое омовение — гусль (желательно до вечернего азана) и читать Коран. Особенным савабом считается чтение в 23-ю ночь сур «Анкабут» и «Духан», и тысячекратное повторение суры «Гадр».
В эти ночи можно читать также молитву «Джовшан-кябир».
В 19-ую ночь Рамазана (ночь, когда был ранен имам Али) рекомендуется 100 раз предать проклятию убийцу Имама Али (он был убит в мечети в эту ночь) следующими словами: «Аллаhуммаль-ан гаталата амирил-муминин» («О, Аллах! Прокляни убийцу повелителя правоверных»).
Желательно в ночи Гадр много каяться, то есть говорить: «Астахфируллаhа рабби ва атубу илейh» («Прошу прощения грехов у Аллаха и каюсь»).
Рекомендовано также в ночи Гадр совершить двухракатный намаз, в каждом ракате после суры «Фатиха» читать 7 раз суру «Ихлас», а в конце покаяться 70 раз, как указано выше. Пророк говорил, что прежде чем совершивший этот намаз сдвинется с места, Аллах простит его грехи, а также грехи его родителей.
Желательно в ночи Гадр совершать намазы, общее количество ракатов составить 1000. В 19, 21 и 23 ночи совершается намаз в 100 ракатов.
Мусульмане-сунниты, как и во все ночи месяца Рамазан, и в эти ночи совершают намаз таравих.
Считается саваб в ночи Гадр давать милостыню, входить в этикаф (заниматься как минимум 3 дня богослужением в мечети).
Есть и другие большие молитвы, рекомендованные к чтению в ночи Гадр. Они содержатся в соответствующих книгах (например, в книге «Мафатихуль-джинан»).

islam.az

Leave a Reply