|

Научный и политический портрет Номто Очирова: штрихи к биографии

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

В октябре в Калмыкии и Волгоградской и Астраханской областях начинается празднование 125-летия рождения великого калмыцкого просвятителя Номто Очирова. Центр Льва Гумилёва в Калмыкии активно участвует в чествовании выдающегося народника. Этой публикацией мы открываем серию статей на нашем сайте, посвящённых наследию Очирова.

Номто Очирович Очиров родился в 1886 г. в семье калмыцкого крестьянина Довукин Очира. В 1898 г. окончил Малодербетовскую улусную школу. С 1898 по 1905 гг. обучался в реальном училище в Астрахани. Начальное образование получил в Малодербетовской улусной школе, затем продолжил обучение в Астраханском реальном училище, диплом которого давал право на поступление в вуз. Но для этого нужны были средства. Калмыцкое правление в то время ходатайствовало о предоставлении стипендий для своих студентов. Среди документов Национального архива Республики Калмыкия за 1904 г. имеется «Дело по вопросу определения учеников Астраханского реального училища Хеечи Окиева и Номто Очирова в морское инженерное училище им. Николая I», а также датированные 1905–1915 гг. документальные материалы о предоставлении ученикам Астраханского реального училища Очирову, Сазырову, Хонгорову и другим, стипендий для получения образования в высших учебных заведениях страны.
В 1905 г. Номто Очиров поступил на Восточный факультет Петербургского императорского университета. Годы учебы в столице вблизи научных центров под руководством видных ученых-востоковедов были очень плодотворными для начинающего ученого. Во время учёбы совершил две поездки в Калмыцкую степь (1908, 1909 гг.), где записал песни калмыцкого эпоса «Джангар». Летом 1908 г. будучи студентом Восточного факультета Петербургского императорского университета, Номто Очиров участвовал в полевой студенческой экспедиции, во время которой записал от рапсода Ээляна Овла несколько песен калмыцкого эпоса «Джангар». В 1909 г. в журнале «Живая старина» была опубликована его первая научная статья, посвящённая малым жанрам магической поэзии калмыков – благопожеланиям и проклятиям.
Летом 1909 г. Номто Очиров вторично посетил калмыцкие степи с целью продолжения сбора этнографо-фольклорного материалы. Об этой поездке он составил научный отчет, известный под названием «Отчет о поездке Номто Очирова к астраханским калмыкам летом 1909 года». В «Отчете …» описаны топонимика, этнонимия, языковые особенности калмыков, топонимические предания и легенды. При поддержке профессора В.Л. Котвича, он организовал при Восточном факультете курсы учителей калмыцкого языка для школ Большедербетовского улуса.
После окончания Восточного факультета Петербургского Императорского университета Номто Очиров устроился на работу в Этнографический музей Петербурга, где служил с 1910 по 1916 гг. Будучи сотрудником Этнографического музея, Номто Очиров продолжал собирать памятники калмыцкого устного творчества.

Марина Янова на фоне Центра Льва Гумилева


В 1910 г. в Астрахани им были изданы два тома «Материалов статистико-экономического и естественно-исторического обследования Калмыцкой степи». По настоянию профессора Владислава Людвиговича Котвича Номто Очиров совершил ещё одну поездку в Ики-Бухусовский аймак, где записал ещё несколько песен калмыцкого эпоса, а в 1911 г. он также совершил научную командировку в Александровский (Хошеутовский) улус Калмыцкой степи. Об этой поездке он также опубликовал научный отчет.


Фольклорный материал, собранный Номто Очировым, сосредоточен в двух частях рукописного сборника «Материалы по устной народной литературе астраханских калмыков», сохраненная рукопись его записей хранится в Архиве востоковедов г. Санкт-Петербурга. В рукописный сборник вошли 26 сказок разных жанров – волшебные, богатырские, несколько образцов преданий, мифологические рассказы, 115 пословиц, 144 образца загадки, 59 песен, образец «яс кемялген – сказывание по кости», жанр 72-х небылиц. В описании жанров Номто Очиров обозначил имя каждого исполнителя сказки и песни. В описании жанровой принадлежности фольклорного образца Номто Очиров использовал народную терминологию: «ахр дун» – короткие песни, «ут дун» – протяжные песни, «шаальг дун» – шуточные песни. Говоря о фольклорной традиции калмыков этого периода, Номто Очиров отмечает, что «устная народная литература… становится все беднее и беднее как по внешней красоте, так и по внутреннему содержанию».
Осенью 1914 г. вместе с калмыцким князем Д.-Ц. Тундутовым совершил агитационную поездку по Калмыцкой степи, призывая калмыков перейти в казачье сословие. В 1915 г. в Петербурге Номто Очировым было издано сочинение «Астраханские калмыки и их современное экономическое состояние».
В 1916 г. закончил юридический факультет Петербургского университета. После февральской революции 1917 г. был членом Центрального комитета по управлению калмыцким народом (ЦК УКН), позднее – Калмыцкого войскового правительства.
В марте 1917 г. Номто Очиров переезжает в г. Астрахань, где в составе национальной интеллигенции Калмыкии 26 марта 1917 г. принимает участие в работе Первого съезда представителей калмыцкого народа, на котором избрается заместителем председателя Центрального комитета по управлению калмыцким народом (ЦК УКН г. Астрахань). 16 мая 1917 г. Номто Очиров по поручению ЦК УКН вместе с Данзаном Тундутовым отправляется в Петроград, чтобы заявить Временному правительству протест по поводу планировавшегося раздела Астраханской губернии на две части, в результате которого могло произойти административно-территориальное разделение калмыцкого народа. Во время встречи с представителями Временного правительства Номто Очиров также заявил о правах калмыцкого народа на земельные угодья Калмыцкой степи. В самые сложные социальные потрясения страны, во время политических трансформаций и на переломных моментах истории Номто Очиров оставался рядом с народом, разделяя трудности и невзгоды, он являлся до конца убежденным защитником своего Отечества, и даже находясь в политических ссылках, он продолжал писать о духовных истоках культуры этноса. В самое сложное для страны время, в период нехватки продовольствия в Калмыцкой степи с весны 1917 г., Номто Очиров 22 мая был назначен ЦК УКН председателем продовольственного совета.
23 декабря 1917 г. ЦК УКН был преобразован в Калмыцкое войсковое правительство, в котором Номто Очиров продолжал ведать продовольственными делами и одновременно заведовал образованием.

Джангар

После установления Советской власти в Калмыкии в 1918 г. Номто Очирова пытались арестовать органы ЧК. Избежать ареста ему помог руководитель Совета депутатов трудового калмыцкого народа Араши Чапчаев. До осени 1918 г. Номто Очиров проживал в Червлёном, где помогал отцу в сельскохозяйственных работах.
После занятия территории Калмыцкой степи войсками генерала С.В. Денисова Номто Очиров перебрался в Новочеркасск, где продолжил работу в Калмыцком войсковом правительстве. В 1919 г. Номто Очиров был выведен из состава Калмыцкого военного правительства генералом Деникиным, который запретил ему возвращаться в Калмыцкую степь. Номто Очиров поселился в Екатеринодаре, где работал делопроизводителем в Кубанско-Черноморском лесном хозяйстве.

Татьяна Юркова

С 1920 г. занимал различные административные должности. Листая страницы архивных документов, еще раз убеждаешься, каким образованным и многогранным был этот человек, как преданно он защищал народные взгляды и интересы. В 1920 г. Номто Очиров и Антон Амур-Санан, занимавший пост представителя Автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей, осуществляют прямую связь между правительством РСФСР и Калмыкией. За два года работы в Калмыцком представительстве они решили множество вопросов, связанных со становлением молодой калмыцкой автономии. Это земельные и продовольственные проблемы, вопросы народного образования, бюджетных ассигнований, восстановления и развития животноводства, борьбы с голодом и его последствиями. В марте 1920 г. Номто Очиров был арестован ЧК и отправлен в Астрахань. За него заступился председатель Калмыцкого ЦИКа Араши Чапчаев, который обратился к В.И. Ленину с просьбой амнистировать Номто Очирова. 23 сентября 1920 г. Номто Очиров был освобождён и амнистирован, после чего был назначен заместителем к писателю А.М. Амур-Санану, занимавшему пост представителя Автономной области калмыцкого народа при Наркомате по делам национальностей. Через два года работы в Москве 2 в 1922 г. Номто Очиров возвратился в Калмыкию. В конце 1922 г. Очиров уже работает членом правления и заместителем председателя Калмыцкого областного союза кооператоров.
В 1923 г. Номто Очиров работал над реформой калмыцкой письменности. Призвав сохранить тодо-бичиг, он предложил также одновременно использовать в калмыцкой письменности и кириллицу. С 1924 г. Н. Очиров стал работать в областной плановой комиссии, одновременно он не оставляет научную деятельность и находит время в январе 1924 г., чтобы выступить с докладом «Зая-пандитский алфавит и русская транскрипция» на собрании в Астрахани, где он предложил калмыцкой общественности новый калмыцкий алфавит на основе кириллицы с дополнительными шестью буквами для обозначения звуков, которых не было в русской фонетике. Предложенный Номто Очировым вариант калмыцкого алфавита с небольшими изменениями применяется до сих пор.

Елена Панасенко


С середины 1925 г. он переходит на постоянную работу в Облплан в качестве заместителя председателя. Занимаясь народнохозяйственными проблемами, Номто Очиров активно продолжает просветительскую деятельность: в конце 1925 г. Номто Очиров организовал выпуск журнала «Калмыцкая область» – орган областной плановой комиссии; в 1925 г. выходит второе издание его сочинения «Астраханские калмыки и их экономическое состояние» (1 декабря 1925 г.).
Номто Очиров был вынужден оставить государственную службу в связи с «чисткой» советского государственного аппарата и до 1929 г. вынужден вновь обосноваться у своего отца в Червлёном, занимаясь сельским хозяйством.
В середине 1929 г. Номто Очиров был арестован ОГПУ и заключён под стражу в саратовской тюрьме, где пробыл до 23 марта 1930 г. Освобождённый по амнистии, Номто Очиров пробыл на свободе всего восемь месяцев.
Уже 11 ноября 1930 г. он был арестован Сталинградским ОГПУ, а 5 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ вынесла приговор, осудив Номто Очирова на 5 лет лагерей в Новосибирской области. Был освобождён в июле 1934 г.
5 июня 1941 г. его снова арестовали и сослали в Семипалатинскую область, он был освобождён ноябре 1941 г.
23 декабря 1950 г., когда Номто Очиров работал районным адвокатом при Кокпектинском суде Семипалатинской области, он снова был арестован по ложному доносу. Во всех этих случаях ему вменялась в вину деятельность в составе Калмыцкого войскового правительства и участие в «калмыцкой националистической контрреволюционной повстанческой организации «Нарна герл». С 1950 г. находился в спецпоселении в Семипалатинской области Казахстана. 17 ноября 1956 г. Номто Очиров был освобождён из заключения и стал проживать в посёлке Советское Приозёрного района Калмыцкой АССР (ныне пос. Кетченеры Кетченеровского района Республики Калмыкия).
Таким образjм, с 1929 г. Номто Очиров четырежды подвергался арестам: в середине 1929 г., осенью 1930 г., июне 1941 г. и декабре 1950 г.
Этнограф, просветитель, общественный деятель Калмыкии начала XX в., Номто Очирович Очиров (калм. Очра Номт), родился 10 октября 1886 г. в пос. Червлёный Малодербетовского улуса Российской империи. Представитель немногочисленной в то время калмыцкой интеллигенции Номто Очиров как учёный состоялся уже в советское время, но как участник белого движения, находившийся в составе Калмыцкого войскового правительства, Номто Очиров в последствии долгие годы не мог найти научного и политического признания в советской науке, не смотря на его записи песен монументального калмыцкого эпоса «Джангар», участие в издании первой в истории народа Калмыкии газеты «Ойратские известия» и реформации в 20-х гг. XX столетия калмыцкой письменности. Научная деятельность Номто Очирова была многогранна. Его интересы разносторонни: история, экономика, литература, язык, народные обычаи, фольклор. Умер 11.июля 1960 г. в пос. Советское (сегодня — Кетченеры) Приозерного района Калмыцкой АССР. Научная общественность страны еще не смогла в полной мере осознать и оценить заслуги ученого, творчество которого пока не стало широким народным достоянием, а проблемы, волновавшие исследователя, оставались долгое время не познанными.
Как ученый Номто Очиров принадлежит к петербургской школе востоковедов, являясь учеником профессора В.Л. Котвича. Находясь под большим влиянием своего наставника, он несколько раз посещал калмыцкие степи с целью записей фольклорных образцов. Многие образцы калмыцкого устного поэтического творчества до сих пор полностью не опубликованы, в том числе и рукописный сборник одного из первых калмыцких ученых-просветителей Номто Очировича Очирова, хранящийся в Архиве востоковедов г. Санкт-Петербурга.

Е.О. ПОНАСЕНКО, Т.Ю. ЮРКОВА – студенты 1-го курса Невинномысского института экономики, управления и права (научный руководитель: к. и. н. М.В. Янова), г. Невинномысск, Россия.

Tags: , , , ,

Leave a Reply