|

Народы Азербайджана и Северного Кавказа — историко-культурная общность

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 1,00 out of 7)
Загрузка...


 

Севиндж Алиева, доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории НАН Азербайджана

Народы Азербайджана и Северного Кавказа в силу общности историко-культурного поля издавна поддерживали тесные культурные и экономические связи.

В XVII веке оживляются торговые связи между различными частями Азербайджана. Торговые пути пролегали по линии Гидатль – Чох – Кумух – Чирах – Самурская долина и далее по перевалам через территорию Джаро-Белоканских обществ в Ширван. Еще в XV века действовала Белоканская дорога: Шеки – Шемаха – Дербент – Астрахань.

Самым оживленным был путь Ахты – Шеки через Салаватский перевал, действовавший весь год.[1]

Жители Северного Кавказа совершали торговые сделки в следующих центрах Азербайджана: Закаталах, Шеки, Кахи, Кубе, Шемахе, Баку, Дербенте и др.

Жители Самурской долины с давних времен перегоняли свой скот на зимние пастбища Азербайджана. А из Азербайджана перегоняли скот на горные пастбища современного Южного Дагестана. Так же вплоть до ХХ века в конце сентября овцы и козы, иногда и крупный рогатый скот из современной территории Дагестана перегонялись на зимние пастбища, расположенные на Терско-Сулакской и Приморской низменностях, а также на равнинах Азербайджана и Грузии. Например, жители селений Мискинджи и Ахты отводили скот на зимние пастбища Кубинской[2] и Шекинской провинций. Горцы также предпочитали уходить на заработки в Азербайджан.[3]

Итак, азербайджано-северокавказские отношения развивались в масштабах международной и местной торговли. В рассматриваемый период народы Северного Кавказа активно взаимодействовали с Азербайджаном и имели перспективу улучшения своего экономического положения за счет благоприятных условий, создаваемых азербайджанскими владельцами. Так, кубачинцы, цудахарцы, андийцы совершали маршрут по трассе Северный Азербайджан – перевалы Ахты – Чираг – Кумух – Чох – Чечня. Жители с. Хнов путешествовали в город Шеки по трем направлениям:

  1. с. Хнов – ущелье Пучар-дере – с. Борч – гора Салават – перевал Горве – долина Шикафлан-дере – с. Шин – Квехник (Бехют) – Ашага-Шабалут – г. Шеки. На этой линии находились два карвансарая и две стоянки.
  2. с. Хнов – яйлаг Наур – вершина Саридаш – яйлаг Кам – с. Кайнар – с. Киш – г. Шеки.
  3. с. Хнов – долина р. Гдымчай – с. Гдым – перевал – с. Даш-оглы – с. Урубан – с. Келдык – г. Шеки.

Кроме этого, в летнее время жители Северного Кавказа использовали перевалы:

—          перевал Мачхал Россо соединял верховья Аварского Койсу с территорией Джаро-Белоканских сельских обществ и Закаталами через с. Катах;

—          перевал Гумилевский связывал верховья Кара-Самура и Кази-Кумухского Койсу с территорией Закатал;

—          перевал Диндинский соединял верховья Самура и Самурскую долину, а также долину Кара-Койсу с Закаталами;

—          перевал Аттагайский объединял с. Цахур с с. Сарыбаш – Илису и Кахи;

—          перевал Цудурский соединял с. Лучек и Кахи, с. Борч и Кахи.

Таким же образом долина р. Ахтычая соединялась с Азербайджаном.

—          перевал Салаватский соединял с. Ахты и Самурскую долину с г. Шеки;

—          перевал Гдымский соединял долину р. Ахты-чай с районом г. Шеки.

Население Шиназа пользовалось тремя маршрутами:

  1. Шиназ – Рутул – Цiайлахъан – Борч – Салаватский перевал – Гюнюк – Шеки. Зимой этот путь был непроходим, поэтому использовали дорогу: Шиназ – Рутул – Ахты – Хнов – Салаватский перевал – Гейнюк – Шеки;
  2. Шиназ – Амсар – Лучек – Кина – Гельмец – Курдул – Билакадинский перевал – сел Сарыбаш – Кахи;
  3. Шиназ – Амсар – Лучек – Микик – Цахур – Мишлеш – Кальял – Диндинский перевал – Мухах – Закаталы.

Эти проходные пункты были жизненно важными для народов современного Дагестана. Таким образом доставлялись хлеб из Закатал, необходимые товары и продукты из Шеки и т.д. даже в ХХ столетии. Из Апшерона в бурдюках на вьючных животных, арбах на Северный Кавказ перевозили также нефть. Не стоит сбрасывать со счетов возможность использовать перечисленные стоянки и дороги для военных целей.[4]

Перевальные пути являлись главными местами интенсивных экономических и культурных взаимоотношений многочисленных народов Северного Кавказа и Азербайджана.

Важно добавить, что северокавказские народы наравне с азербайджанцами пользовались на территории Азербайджана льготами: освобождались от таможенных сборов, пользовались гостиным двором, не платили пошлины. Такие же привилегии имели азербайджанцы, торгующие на Северном Кавказе, в основном на территории современного Дагестана.

Итак, история взаимоотношений народов современного Северного Кавказа и Азербайджана уходит корнями в далекое прошлое. Проникнув с севера через Дербентский и Аланский проходы на территорию Азербайджана (Аран, Ширван, Муган) тюркские и кавказские племена взаимодействовали с местным населением, передавая и заимствуя культурные и этнические особенности. С появлением тюркских племен, прибывших с Северного Кавказа, связывают, в частности, распространение тюркского языка и появление полукочевого скотоводства.


[1] Записки о Кизляре. Б.м., б.г. С. 3, 6 – 7.

[2] Кубинское ханство граничило на севере с Кюринским ханством, на востоке с Шекинским ханством, на юге с Бакинским ханством, а на востоке – с Каспийским морем.

[3] Гасанов М.Р. Из истории дагестано-грузинских взаимоотношений XV – XVII вв.// Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 89, 92 – 93; История Дагестана. Т. I. С. 277 – 279; История Дагестана. Т. II. М., 1968. С. 33; Шихсаидова Р.С. Из истории дагестано-азербайджанских торгово-экономических отношений в XVII веке// Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Вып. 1. Махачкала, 1974. С. 110, 116.

[4] Ашурбейли С.Б. Очерк истории средневекового Баку (VIII – начало XIX вв.). Баку, 1964. С. 197; Шихсаидова Р.С. Из истории дагестано-азербайджанских торгово-экономических отношений в XVII веке// Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974. С. 108 – 110.

Leave a Reply