Народы Азербайджана и Северного Кавказа — историко-культурная общность
Севиндж Алиева, доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории НАН Азербайджана
Народы Азербайджана и Северного Кавказа в силу общности историко-культурного поля издавна поддерживали тесные культурные и экономические связи.
В XVII веке оживляются торговые связи между различными частями Азербайджана. Торговые пути пролегали по линии Гидатль – Чох – Кумух – Чирах – Самурская долина и далее по перевалам через территорию Джаро-Белоканских обществ в Ширван. Еще в XV века действовала Белоканская дорога: Шеки – Шемаха – Дербент – Астрахань.
Самым оживленным был путь Ахты – Шеки через Салаватский перевал, действовавший весь год.
Жители Северного Кавказа совершали торговые сделки в следующих центрах Азербайджана: Закаталах, Шеки, Кахи, Кубе, Шемахе, Баку, Дербенте и др.
Жители Самурской долины с давних времен перегоняли свой скот на зимние пастбища Азербайджана. А из Азербайджана перегоняли скот на горные пастбища современного Южного Дагестана. Так же вплоть до ХХ века в конце сентября овцы и козы, иногда и крупный рогатый скот из современной территории Дагестана перегонялись на зимние пастбища, расположенные на Терско-Сулакской и Приморской низменностях, а также на равнинах Азербайджана и Грузии. Например, жители селений Мискинджи и Ахты отводили скот на зимние пастбища Кубинской
Итак, азербайджано-северокавказские отношения развивались в масштабах международной и местной торговли. В рассматриваемый период народы Северного Кавказа активно взаимодействовали с Азербайджаном и имели перспективу улучшения своего экономического положения за счет благоприятных условий, создаваемых азербайджанскими владельцами. Так, кубачинцы, цудахарцы, андийцы совершали маршрут по трассе Северный Азербайджан – перевалы Ахты – Чираг – Кумух – Чох – Чечня. Жители с. Хнов путешествовали в город Шеки по трем направлениям:
- с. Хнов – ущелье Пучар-дере – с. Борч – гора Салават – перевал Горве – долина Шикафлан-дере – с. Шин – Квехник (Бехют) – Ашага-Шабалут – г. Шеки. На этой линии находились два карвансарая и две стоянки.
- с. Хнов – яйлаг Наур – вершина Саридаш – яйлаг Кам – с. Кайнар – с. Киш – г. Шеки.
- с. Хнов – долина р. Гдымчай – с. Гдым – перевал – с. Даш-оглы – с. Урубан – с. Келдык – г. Шеки.
Кроме этого, в летнее время жители Северного Кавказа использовали перевалы:
— перевал Мачхал Россо соединял верховья Аварского Койсу с территорией Джаро-Белоканских сельских обществ и Закаталами через с. Катах;
— перевал Гумилевский связывал верховья Кара-Самура и Кази-Кумухского Койсу с территорией Закатал;
— перевал Диндинский соединял верховья Самура и Самурскую долину, а также долину Кара-Койсу с Закаталами;
— перевал Аттагайский объединял с. Цахур с с. Сарыбаш – Илису и Кахи;
— перевал Цудурский соединял с. Лучек и Кахи, с. Борч и Кахи.
Таким же образом долина р. Ахтычая соединялась с Азербайджаном.
— перевал Салаватский соединял с. Ахты и Самурскую долину с г. Шеки;
— перевал Гдымский соединял долину р. Ахты-чай с районом г. Шеки.
Население Шиназа пользовалось тремя маршрутами:
- Шиназ – Рутул – Цiайлахъан – Борч – Салаватский перевал – Гюнюк – Шеки. Зимой этот путь был непроходим, поэтому использовали дорогу: Шиназ – Рутул – Ахты – Хнов – Салаватский перевал – Гейнюк – Шеки;
- Шиназ – Амсар – Лучек – Кина – Гельмец – Курдул – Билакадинский перевал – сел Сарыбаш – Кахи;
- Шиназ – Амсар – Лучек – Микик – Цахур – Мишлеш – Кальял – Диндинский перевал – Мухах – Закаталы.
Эти проходные пункты были жизненно важными для народов современного Дагестана. Таким образом доставлялись хлеб из Закатал, необходимые товары и продукты из Шеки и т.д. даже в ХХ столетии. Из Апшерона в бурдюках на вьючных животных, арбах на Северный Кавказ перевозили также нефть. Не стоит сбрасывать со счетов возможность использовать перечисленные стоянки и дороги для военных целей.
Перевальные пути являлись главными местами интенсивных экономических и культурных взаимоотношений многочисленных народов Северного Кавказа и Азербайджана.
Важно добавить, что северокавказские народы наравне с азербайджанцами пользовались на территории Азербайджана льготами: освобождались от таможенных сборов, пользовались гостиным двором, не платили пошлины. Такие же привилегии имели азербайджанцы, торгующие на Северном Кавказе, в основном на территории современного Дагестана.
Итак, история взаимоотношений народов современного Северного Кавказа и Азербайджана уходит корнями в далекое прошлое. Проникнув с севера через Дербентский и Аланский проходы на территорию Азербайджана (Аран, Ширван, Муган) тюркские и кавказские племена взаимодействовали с местным населением, передавая и заимствуя культурные и этнические особенности. С появлением тюркских племен, прибывших с Северного Кавказа, связывают, в частности, распространение тюркского языка и появление полукочевого скотоводства.