|

Национальному театру Азербайджана — 143

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

azer nemetpawaАзер Паша Нейматов — личность в стране известная, человек уважаемый, профессионал признанный: профессор, председатель СТД АР, член попечительного совета фонда «Знание» при Президенте Азербайджана, народный артист, режиссер, директор и художественный руководитель Академического Национального драматического театра.

В преддверии 143-й годовщины со дня создания театра в Азербайджане (а отмечается этот праздник сегодня, 10 марта), мы поговорили с ним о театре. О театре как виде искусства и о театре, который он теперь возглавляет, — Азербайджанском государственном академическом национальном драматическом театре. А по-простому — Аздраме.

«Национальный театр драмы, — говорит директор, — это необычный театр. В нем необычно все: актеры, технические службы. Театр имеет свои традиции, свою историю. Он — родной для меня. Я здесь много ставил, многих актеров знаю с точки зрения профессии, потому что они были заняты в моих постановках; со многими — просто знаком. Мне кажется, что между нами уже установилось творческое доверие. А это — гарантия хорошего совместного будущего»…

Это — правда. Он не заблуждается. Я знаю от коллег из театра, что это именно так. Между худруком и коллективом есть взаимопонимание и доверие. А еще — вера в интересную творческую перспективу. Это — важно, потому что концептуальное строительство театра — процесс не из простых и рассчитан не на один год.

«Надо формировать труппу, формировать репертуар. Программа долгосрочная. Надеюсь, что за несколько лет мы достигнем нужного нам результата».

И опять нельзя не согласиться. Азер Паша муаллим знает, о чем говорит. Труппа в театре не маленькая. Актеры — с высоким профессиональным потенциалом: и старшее поколение, и молодые. Словом, есть, с кем заниматься творчеством, строить совместные творческие планы, мечтать и осуществлять мечты. И я спросила у него, что он думает по поводу дисциплины в театре, потому что все чаще приходится слышать: актеру дисциплина не нужна. Она, знаете ли, мешает его творческой свободе.

«Дисциплина нужна не только актеру, но и любому человеку. И в разных проявлениях: как в работе, так и в личной жизни, в семейных отношениях, — веско сказал директор. — Если нет дисциплины и самодисциплины, то о каком творчестве тогда говорить? Это не творчество, а элементарная расхлябанность. И знаете, может быть в профессии актера дисциплина нужна больше, чем в любой другой. Потому, что актер это ведь даже не профессия, а стиль жизни. Куда бы ты ни шел — она всегда с тобой. Уходя после репетиции, актер не может оставить свою профессию в репетиционном зале. Он уносит ее с собой. Если вы понимаете, о чем я».

Я понимала. И дополнительных вопросов по этой теме не задавала. Но мне было интересно узнать, что планируется театром и его худруком в рамках Госпрограммы развития театров: приедет ли кто-то на постановку из сопредельных стран? Ведь он — персона довольно известная и за пределами своей страны. Следовательно, творческих контактов и дружеских связей вполне достаточно, чтобы решить этот вопрос.

«Чем талантливее режиссер, тем он более востребован. У таких мастеров творческая жизнь расписана на несколько лет вперед. Я недавно говорил по телефону со своим другом Валерием Фокиным. Была идея пригласить его к нам. Интересный режиссер, признанный мастер. Он сказал, что готов рассматривать предложение только на 2018 год! Потому, что в графике — постановки в Японии, Германии, Финляндии, нескольких европейских странах. А приглашать кого-то просто так… не вижу смысла. Надо растить своих», — считает Нейматов.

Впрочем, это не предположение. Не теория. Это — его практическая позиция. Уже сегодня в Национальном театре работают его ученики — Анар и Алиф. Они ассистируют своему мастеру и имеют самостоятельную постановочную работу, которую выпускают под его пристальным «присмотром».

«Они сейчас работают над постановкой спектакля «Обманутые звезды» по М.Ф.Ахунд-заде. Репетируют интересно. На эти репетиции актеры бегут с удовольствием. Иногда репетируют дополнительно, тайно от меня, и меня это радует. Значит, они взаимно интересны друг другу — режиссеры и актеры. А это — хорошо», — улыбается мастер.

— Вы сказали, что они еще и ассистируют вам?

— Да. Но это уже в моей постановке пьесы Дж.Мамедкулизаде «Мертвецы». Я вижу их в момент практического входа в профессию. Это процесс очень непростой. Если нет личностного начала — нет будущего в профессии. Режиссеров-то много, а постановщиков мало.

— У ваших учеников есть гарантированное профессиональное будущее?

— Я — не оракул, и не господь Бог. Их будущее предугадать не могу. Но могу сказать, что все зависит от них. В том числе и гарантия на профессиональную востребованность. Наблюдая их в работе, я отмечаю, что у них есть свой оригинальный взгляд на видение драматургии; свое нестандартное прочтение пьесы. Они ничего не пропускают и не упускают. Даже мелочи. Меня это радует. Так, что… Работать, работать и работать: над собой, над пьесой, с актерами, художниками. И тогда все у них получится. Режиссура — ремесло практическое…

Мы говорили, а я все думала: и как он все успевает? В сутках всего 24 часа. И в них должна уложиться вся дневная деятельность — и в театре, и в СТД. Непременно должна быть команда, которая помогает и поддерживает: те, на кого можно опереться в ежедневной текучке дел.

И я спросила:

— Есть ли в вашем театре Художественный совет?

— Есть. Это — реально работающая структура на идейно-общественных началах. Структура, которая для меня необходима, как совещательная. Принимая то или иное решение, я должен быть уверен, что решение принято правильно. И в этой ситуации коллегиальность необходима. Поэтому в состав входят ведущие актеры театра как старшего поколения, так и молодые.

— 10 марта национальному театру исполняется 143 года. Что бы вы хотели пожелать вашим коллегам как директор, худрук и председатель СТД?

— Любви к творчеству и живого Театра. Театра, который нужен зрителю, нужен городу, нужен всем нам. Начинающим свой путь в театральном искусстве — дружбы и любви Мельпомены.

Валентина Резникова

http://news.day.az/culture/757767.html

Leave a Reply