Этнокультурная идентичность и некоторые аспекты психологии межнационального общения в Азербайджане (Часть I)
Таир Фарадов
Для Азербайджана, который является многонациональным, полиэтническим государством, проблема оптимизации межэтнических отношений является одной ключевых практических проблем в транзитный, переходный период. Очевидно, что построение у нас демократического и гражданского общества было бы крайне затруднительно, без конструктивных, мирных и устойчивых отношений между различными национальными группами и общностями.
Современный этап развития азербайджанского общества поставил перед практиками и исследователями ряд новых проблем общественного развития, к числу которых относятся и проблемы развития межнациональных отношений и взаимодействия национальных культур, этнического самосознания, получивших новое содержание и значение в современной социально-политической реальности. Другой немаловажный аспект, раскрытию которого посвящена данная статья, обращен к проблеме формирования толерантных взаимоотношений между людьми разных национальностей, имеющими место в азербайджанской действительности.
Видимо, следует сразу оговориться по поводу терминологического аспекта. Понятия межнациональный и межэтнический будут употребляться нами как синонимы, хотя это не совсем идентичные понятия. В политологии зачастую разграничивают понятия нации и этноса, хотя, скажем, в социологии употребляют их как синонимы, но сейчас нет надобности вдаваться в эти терминологические тонкости.
Длительный и благоприятный опыт этнокультурных контактов представителей различных национальностей в Азербайджане способствовал выработке множества сходных культурных черт и духовных ценностей среди большинства населения страны. Одновременно они способствовали созданию в Азербайджане особой атмосферы межнациональной терпимости и взаимоуважения, выражающейся в резком неприятии всякого рода националистических крайностей, обособленности, радикально-сепаратистских настроений. Сегодня в Азербайджане существуют все необходимые предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития.
Представители всех наций и народностей, азербайджанцы, русские, татары, украинцы, аварцы, лезгины, цахуры, евреи, талыши, таты, ингилойцы, представители других этносов, осознают себя частью единой гражданской и этнокультурной общности — азербайджанского народа. По мнению одного из экспертов, каждый гражданин нашей страны, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, чувствовать, что Азербайджан — это его родина, а государство всегда готово защитить его права и свободы, гарантировать ему социальные блага и достойное существование. Только в этом случае появляется основа для воспитания чувства азербайджанского общегосударственного патриотизма, только в этом случае наши сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Азербайджан.
Для выработки и реализации оптимальной политической стратегии в сфере межнациональных отношений большое значение имеет изучение социальных и политических аспектов этнокультурной идентификации. Ведь национально-этническое самосознание, характеризуемое стойкими социально-психологическими признаками и установками, может при недооценке его особенностей свести на нет любые бесспорно прогрессивные реформы, значение государственной символики и атрибутики, даже единого гражданского и культурного пространства.
В конечном счете, осознание переходности, транзитивности того или иного исторического периода вызывает к жизни рефлексивные тенденции в сознании личности и общества, что проявляется и в повышении внимания к этнической идентификации. На значимость этнической принадлежности влияют не только объективная социальная и политическая реальность, переходность общества, этнополитические конфликты, миграционные процессы, но и ряд субъективных факторов, например, уровень образования и род деятельности индивида. Хотя, индивид идентифицирует себя не только и не столько по этническим признакам, поэтому этничность может иногда находиться и на периферии личностной мотивации.
В нынешних условиях резко повышается значимость национальных этнокультурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных сообществ, специфических особенностей конкретных этносов. Возрастание роли и значения этнокультурных парадигм в динамике современного социума, связанное с актуализацией типических установок национального самосознания сопряжено с неоднозначностью, многогранностью современных общественно-политических реалий.
Процессы демократизации, происходящие в современном азербайджанском социуме, всевозможные социальные и политические коллизии усиливают интерес к историческим корням этносов, определяющим самобытность и характерологические черты национальных групп, дают дополнительный импульс к их интегрированию в гражданскую общность.
Современные процессы, связанные с демократизацией и рыночными реформами, обострили национальные чувства, национальную идентификацию, интерес к этнонациональной культуре, этническим корням и языку у всех национальных групп страны. Резко возросла роль национального самосознания народов, выражающегося в отражении национальных особенностей бытия, а также в повышенном интересе к прошлому со всеми его достоинствами и недостатками, с частой идеализацией его. Выше обычного обострились изначальные чувства своей принадлежности к определенной нации, ревностного отношения ко всем ее специфическим чертам и особенностям.
Все эти процессы являются естественным результатом демократизации общественной жизни, освобождения от господствующей прежде идеологииинтернационализма, оказавшейся не способной к гармоничному сочетанию двух противоречивых тенденций к национальной самоидентичности и к интеграции, объединению с другими народами, то есть интернационализацию образа жизни населения.
Осознание значимости национально-этнической аутентичности в современных условиях обусловливает необходимость рассмотрения феномена национально-этнического сознания, для чего следует прояснить термины, при помощи которых осуществляется рефлексия данного явления.
Национально-этническое сознание можно определить как сложный социально-психологический феномен, характеризующийся общностью духовного облика, психологического склада, отражающими общность социально-исторического и политического опыта, хозяйственно-экономической жизни, специфические черты территориальности данного этноса. Оно представляет собой системное сочетание этнопсихологических свойств, обусловленных этнической принадлежностью людей, в которых этноспецифические черты являются преобладающими. Они связаны с особой окрашенностью когнитивно — деятельных процессов, обусловленной разнообразием и качеством социально-культурного опыта, языковыми семантическими структурами, влияющими на этническую идентификацию личности, играющими исключительную роль в формировании этноспецифической картины мира.
Система значимых социокультурных мотивов деятельности, интересов, ценностных ориентаций и норм, интериоризованных ролей и поведенческих кодов составляет то ядро, вокруг которого формируются этноспецифические характеристики сознания индивида. Принадлежность к этносу определяется сознательным приобщением к культурным ценностям и достижениям, которые образуют содержание его исторического пути. При этом, фиксация и объективация всех составляющих этой системы может осуществляться в совершенно различных формах.
Значимым фактором процесса культурно-политической идентификации является определение категории чужих или других. По мнению Б. Андерсона, сторонника популярного инструменталистского подхода к пониманию идентичности, критической границей любой нации является идея чужих или других — людей, которых нация отличает и, возможно, даже отдаляет от себя. Любая нация имеет ограниченные, возможно, эластичные границы, за пределами которых находятся другие нации.
Согласно современной теории аффилиации, каждому человеку в той или иной степени присуща потребность принадлежности к социальной группе. Тенденция к аффилиации возрастает в опасной и стрессовой ситуациях. Принадлежность к определенной группе, наличие рядом других людей, в общем, является позитивным фактором, поскольку снижает уровень тревожности, смягчает последствия стресса.
Для большинства людей в неустойчивой ситуации переходного общества этническая принадлежность, восприятие себя членом большой семьи, становится наиболее адекватным и приемлемым способом ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в национальной традиции. Отсюда, наверное, проистекает повышенное внимание людей к вопросам этнической идентификации, потребность в консолидации этнической общности, многократные попытки выработки интегрирующего национального идеала в новых социально-политических условиях,охранение и обособление своей национальной культуры, истории, духовных ценностей от внешнего вмешательства.
Каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможноисключить из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надёжной группой поддержки. Это одна из психологических причин роста этнической идентичности — поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина связана с интенсификацией межэтнических контактов, как непосредственных, так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации. Они актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее чётко воспринять свою русскость,азербайджанскость, немецкость как нечто особое.
Причины роста этнической идентичности едины для всех стран, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.
Именно в такой период, который переживает наше общество, человеку свойственно ориентироваться прежде всего на этнические общности и нередко преувеличивать позитивное отличие своей группы от других. Многие людипогружаются в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо зацепиться за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху социальных и политических трансформаций, в Азербайджане такими группами оказались межпоколенные общности — семья и этнос.
Этническая идентичность является важнейшей частью социальной идентичности личности, в структуре которой обычно выделяют три основных компонента — когнитивный, а именно знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её представителем, а также аффективный, состоящий из оценки качеств собственной группы, значимости членства в ней. Выделяется также и поведенческий компонент этнокультурной идентичности, представляющий построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.
Различные теоретические подходы к изучению проблематики социальных трансформаций национальной идентичности нашли отражение в трудах многих исследователей. Так, в литературе по этнологии принято выделять несколько типов этнической идентичности: нормальную, этноцентристскую, этнодоминирующую, этнофанатичную, индифферентную (этнонегативизм), нигилистическую, амбивалентную (сдвоенную). [1, 70-71]
Говоря о процессе национальной идентификации, О. Волкогонова и И. Татаренко предложили выделить три его основные фазы-
1) Фаза этнодифференциации, в ходе которой происходит осознание особенностей своей общности, отличий мы от они. Речь идет об определении этнонима, мифологизации прошлого общности, ее почвы в виде территории, языка, культуры, религии.
2) Фаза выработки авто — и гетеростереотипов, в рамках которой складываются представления о национальном характере, психическом складе типичного представителя данной общности, для описания которого обычно используется терминмодальная личность. В конечном счете, этнодифференциация приводит как к осознанию психологических особенностей своего этноса, так и особенностей других этнических общностей. Образ мы фиксируется в системе автостереотипов, образы других этносов — в гетеростереотипах, то есть речь идет о непроизвольной и часто не осознаваемой представителями общности психологической установке в восприятии себя и других. Этнические стереотипы образуют систему, которая аккумулирует некий стандартизированный коллективный опыт и является неотъемлемым элементом массового обыденного сознания.
3) Фаза формулирования национального идеала, являющаяся своего рода синтезом двух предыдущих, поскольку включает в себя не только оценку своего этноса, но и представление о его социально-исторических задачах, предназначении, а также о господствующих ценностных ориентациях, специфических для данной общности. На этой стадии этнической идентификации осуществляется выработка модели будущего, которая призывает к частичному или полному изменению существующего в данное время порядка вещей, как бы взрывает этот порядок вещей изнутри. [2]
Другие исследователи, например, М. Кучуков, дополняют представления относительно структуры национально-этнического самосознания следующими компонентами 1) история этноса как представление народа о своем прошлом, настоящем и будущем; 2) традиции, которые играют роль хранителя социальных ценностей; 3) этнические представления, которые в содержательном плане состоят из а) представлений об этнической специфике в статусе знаний всего того, что составляет мы и окружающие они; б) отношения к этой специфике при помощи формирования ценностного отношения к другим народам, выражающегося в образовании стереотипных образов этноса, где эталоном выступает свой этнос; в) представлений о будущем этноса и, в соответствии с этим, мнений и убеждений, находящих выход в поведении и деятельности человека, социальных групп и этноса в целом. [3]
Адекватное представление об особенностях национально-этнического сознания можно составить на основе комплексного изучения его феноменов, получающих свое концентрированное воплощение и объективированных в идентификационных константах, стереотипах восприятия, этико-моральных нормах, соционормативной культуре.
Продолжение следует…
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Г. Солдатова. Психологическое исследование этнической идентичности. В кн. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов, М., 1994.
2. О. Волкогонова, И. Татаренко. Этническая идентификация и искушение национализмом — Мир России, № 2, 2001.
3. М. М. Кучуков. Нация и социальная жизнь, Нальчик, 1996.