|

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

     Мультикультурализм – это политика,
связанная с культурами различных народов, проживающих в одной стране. Это совокупность прав народов данной страны, независимо от этнических, расовых и религиозных различий.

Если говорить об отечественной войне – это понятие в тот период можно рассматривать как часть интернационализма.

Начавшаяся 1 сентября 1939 г. II мировая война невиданный в истории, самый крупный конфликт в истории человечества.

В войне приняло участие 61 государство мира, на территории которых проживало 80% населения Земли. Военные действия велись на всех океанах, в Евразии, Африке и Океании. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов человек.  Если Первая мировая война длилась чуть больше 4 лет, то Вторая – 6 лет. Она стала и наиболее разрушительной из всех войн.[i]

Общее количество погибших было столь значительным, что его можно определить лишь приблизительно. С учётом все уточняющихся данных о потерях СССР число погибших составила 65-67 миллионов человек.

Около половины погибших – гражданское население, ставших объектом бомбежек, массовых расстрелов и депортаций; это говорит об особой жестокости войны. В её ходе были уничтожены колоссальные материальные ценности, разрушены многие памятники культуры,[ii] вывезены за рубеж произведения искусств.

Война 1941-1945 гг. – небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против гитлеровского фашизма. Война являлась важнейшей и решающей составной частью второй мировой войны 1939-1945 гг. В войне с фашизмом решалась судьба не только бывшего Советского Союза всей Европы, всего мира,[iii] но и нашей республики богатой нефтью.

В годы войны представители художественной интеллигенции являлись идеологами политической и культурно-массовой работы, как на фронте, так и в тылу. Патриотизм, любовь к Родине, личная ответственность за судьбу своего народа, стойкость, мужество, отвага, уверенность в победе – воспитывалось посредством литературы, музыки, искусства.

Война изменила содержания произведений искусства, написанных в этот период. Представители художественной интеллигенции в качестве вне-штатных лекторов с докладами и лекциями выступали перед населением города. Среди них, к примеру, поэт Самед Вургун. Его произведения «Наставление матери», «Доблесть героя», «Сестра милосердия» были очень популярны среди народа.

Вся художественная интеллигенция была практически пропагандистом, идейно-политическим вдохновителем народа.

Значение агитационной, пропагандисткой, идейно-воспитательной ра­боты в годы войны было необходимым для поддержания нравственного морального духа, импульса надежды на скорую победу, освобождения от бремени войны, веры в светлое будущее в борьбе над врагом.

Особое значение имели выступления представителей творческой ин-теллигенции непосредственно в боевых местах, на фронтах, на промыслах, в госпиталях и др. В республиканских газетах печатались произведения дея­телей литературы. В Азербайджане выходили следующие газеты: «Ком­мунист», «Бакинский рабочий», «Молодёжь Азербайджана», «Вышка», а также отраслевые газеты – «Большевик Каспия», «Железнодорожник Азер­байджана», «Литературная газета», «Гражданский флот», а также некоторые пропагандистские и литературные журналы.

В газетах регулярно публиковались также публицистические статьи видных советских писателей – А.Толстого, А.Фадеева, М.Шолохова, И.Эрен­бурга и др. Среди азербайджанских писателей можно назвать, М.С.Ордубади, М.Арифа, М.Джафара, М.Ибрагимова, М.Рафили, А.Шарифа, И.Камен­ковича, Дж. Джафарова, М.Гусейна, А.Агаева и др.

Видные место в республиканских газетах занимали статьи Азиза Шари­фа «Кавказ», «Народные мстители», «Ганнибал на нашем пороге», «Уроки истории», «Год великих испытаний».

Азербайджанскую публицистику представляли  произведения М.Ариф «Фашизм будет уничтожен!», «Любовь к отчизне», «Почему фашисты не приемлют Гейне», «Мечта Наполеона», Джафара Джафарова «Немец, ко­торого я видел», «Талисман», «Назад Германия», «Фронтовые записки», Мамед Джафара Джафарова «Победа за нами!», Мирзы Ибрагимова «Фа­шизм будет уничтожен», Сулеймана Рагима «Мы придём к победе!», Мехти Гусейна «Фашизм и культура», Мир Джалала «Сердечное слово народа», Михаила Рафили «Поучительный урок истории» и др.[iv]

 Плодотворная творческая деятельность известного писателя Мир Джалал вошла в историю литературы произведениями «Солдат тыла», «Мерджаннаме», «Вуран Элляр», «Материнское соревнование», «Дядя Хи­лал» и многие другие.

В Литературной газете регулярно печатались произведения писателей и поэтов Азербайджана – С.Вургуна, М.Ордубади, М.Рагима, А.Шаика, Мир Джалала, С.Рагимова, С.Рустама, А.Велиева, М.Арифа, О.Саравелли, Расула Рзы, М.Джафарова, А.Шарифа, О.Гасанова, А.Агаева, М.Гусейна, Э.Мамед­ханлы, Нигяр-ханум Рафибейли, Мирвари-ханум Дильбази, Ю.Азимзаде и многих других.

В мае 1942 г. в Баку был создан Дом Интеллигенции им.Физули. важной задачей данной организации было сконвертировать всю пропаган­дистскую работу среди интеллигенции Баку. За время существования Дом Интеллигенции проводил творческие литературные, музыкальные вечера, лекции, доклад и другие мероприятия. К примеру, встреча в Доме Ин­теллигенции 19.07.1942 г.,[v] или собрание интеллигенции города Баку, посвящённое встрече с командованием Н-ской Дивизии 17 августа 1943 г.[vi] и др.

Именно произведения литературы, искусства воспитывали, вдохнов­ляли, являлись важными средствами укрепления духовных сил народа и общества в целом.

Ведущей темой произведений искусства стала война, героические под­виги народа, сплочённость народов, несмотря на их национальность и религию. Это был настоящий мультикультуральный этап, когда народ несмотря на различие, наций и религий шли к одной цели – победе над фашизмом!

В годы войны продолжали работать творческие союзы, оставаясь центрами сплочения творческой интеллигенции. (Союз писателей возглавлял выдающийся поэт Самед Вургун, Союз композиторов – основоположник оперного искусства – Узеир бек Гаджибеков, Союз художников – известный мастер кисти Азим Азимзаде, после его смерти Исмаил Ахундов). Руко­водство творческими организациями, театрам, киностудиями поручалось видным представителям художественной интеллигенции.

Народный комиссариат просвещения возглавил народный писатель Мирза Ибрагимов, Управления по делам искусств было поручено видному режиссёру и артисту Адилю Искендерову, его заместителем стал драматург Сабит Рахман.

Поэты Расул Рза, Сулейман Рустам, Эйюб Аббасов, писатель Мехти Гусейн трудились на разных государственных и партийных должностях.

Азербайджанские поэты и писатели сражались в самых горячих точках, направлялись на фронт в качестве политработников. Среди них Абдулгасан Алекперзаде, Беюкага Касумзаде, Энвер Алибейли, Эйюб Аббасов, Зейнал Джаббарзаде, Ислам Сафарли, Абиль Юсифов, Гусейн Аббасзаде, Орудж Гашгарлы, Гусейн Гусейнзаде, Иосиф Оратовский, В.Иванов, Фаррух Га­санлы, Гусейн Натиг, Энвер Казиев и др.[vii]

Всего ушли на фронт свыше 40 человек,[viii] представителей литературы. Поэмы, стихи, повести, рассказы печатались с первых же дней войны. Они писали о подвигах большого многонационального народа это ли не мульти­культурализм?

В азербайджанской драматургии так же тема войны, патриотизма была одной из важных. Среди пьес, написанных в исследуемый период можно назвать:

 «Любовь» М.Ибрагимова, «Верность» Р.Рзы, «Ожидание» М.Гусейна И.Ибрагимова, «Лежбище льва» М.Тахмасиба, «Месть»З.Халила, историчес­кие произведения – С.Вургуна «Фархад и Ширин», М.Гусейна «Низами» и «Джаваншир», А.Шаика «Нушаба», М.С.Ордубади «Тавриз туманный», З.Халила «Гатыр Мамед», С.Рахмана «Атака продолжается», Мир Джалала «Земля слышит», С.Турабова и А.Алекперова «Победа», К.Гусейнзаде «Патриоты», А.Аббасова «Месть», Дж.Джаханбахши «Украинский борщ» и др.

За пьесу «Фархад и Ширин» выдающий поэт Самед Вургун в 1912 г. был удостоен Государственной премии.[ix]

Несмотря на трудности военного времени, юбилеи классиков литера-туры проводились не только в Баку, но и в блокадном Ленинграде.

800-летие великого Низами было торжественного отмечено в Ленин-градском Эрмитаже (17 октября 1941 г.). В юбилеи участвовали учёные и литературы всего бывшего Союза. Также в годы войны были отмечены юбилеи А.С.Грибоедова, М.Ф.Ахундова, А.Бакиханова.[x]

Сотни произведений литературы, воссоздающих образцы героев войны, воспитывали народ в духе патриотизма, любви к Родине, ненависти к фашизму и внесли свой неоценимый вклад в историю литературы Азер­байджана.

В исследуемые годы, несмотря на трудности войны, создавались новые театры, на сценах которых ставились как произведения азербайджанских авторов, так и мировых классиков Шекспира, Мольера, Лопе де Вега. К примеру, только в Гяндже было открыто 3 новых самостоятельных театра: Азербайджанский государственный драматический театр им.Л.Берия, Ар­мянский Государственный драмтеатр и русский передвижной театр. Здесь ставились также и детские спектакли. Дети, школьники, молодёжь Гянджи увидели постановки новых спектаклей – «Юный партизан», «Тимур и его команда», «Зоя Космодемьянская». И это ещё один фактор единство народов!

Наряду с литературами важное место отводится художникам, скуль-пторам, деятелям искусства, которые наглядно выражали ненависть к врагу, воспитывали в народе веру и надежду на скорую победу.

Свыше 20 художников Азербайджана ушли в действующую армию.[xi] Среди них легендарный Мехти Гусейнзаде, Кафар Сейфуллаев, гасан Ахвердиев, Эйюб Мамедов, Октай Садыхзаде, искусствовед Мурсал Наджафов.[xii]

В годы войны важным и эффективным средством воспитания народа были плакат и листовки. Именно поэтому по инициативе видного мастера кисти Азима Азимзаде стали выпускаться плакаты «Агитокно», «Сражаю­щийся карандаш» и другие, над которыми работали художники К.Кязимзаде, «Мать дающая наказ сыну», И.Ахундов, Г.Халыков, А.Гаджиев, С.Салам­заде, А.Власов, М.Рахманзаде, живописцы С.Шарифзаде, И.Рыженко, впоследствии народный художник М.Абдуллаев и многие другие.

Несмотря на тяготы войны представители изобразительного искусства участвовали в декадах, Днях искусства Азербайджана в Москве, Ленинграде и других городах. Выставки художников прошли в городах Москва, Тбилиси и других, всего более 15.[xiii]«За Родину», «Великая Отечественная война», «Героические сыны Азербайджана», в 1943 г. в г.Москва в Третьяковской галлери «Произведения Азербайджанских художников в дни Великой Отечественной войны» небольшой перечень названий тематических выставок.

Об азербайджанских художниках писали центральные газеты – «Известия», «Труд», «Литература и искусство» и др. И это также доказывает мультикультуральный характер, создававших произведений.

Музыкальное искусство имеет своё особое место в подъёме боевого духа народа Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Фикрет Амиров, Джовдет Гаджиев, Солтан Гаджибеков, Ашраф Аббасов, Тофик Кулиев, Сулейман Алескеров, Адиля Гусейнзаде, Мамед Исрафилзаде, Афрасияб Бадалбейли, Шафига Ахундова внесли неоцененный вклад в повышении, моральной стойкости, развития патриотических чувств народ.

Многие композиторы и музыканты создавали свои произведения, находясь в рядах армии. Среди них Тофик Кулиев, Мамед Исрафилзаде, Закир Багиров, Фикрет Амиров, Абрам Кабаков, Рауф Гаджиев, Андрей Бабаев, А.Аббасов, Г.Нейматов, музыковед И.Исмайлов, Х.Меликов и др.

Среди погибших героев-музыкантов можно назвать М.Исрафилзаде, Г.Нейматова, М.Сребницкого и др.

Видное место в пропаганде музыкального искусства занимал Театр оперы и балета им.М.Ф.Ахундова (директор – выдающийся режиссёр И.Идаетзаде), Филармония в г.Гяндже (директор – выдающейся композитор Ф.Амиров) и др.

Здесь звучала музыка, ставились постановки, посвящённые герои­ческим эпосам, героям войн и народно-освободительному движению («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годуков» Мусорского и др.). И не важно какой национальности и веры автор. Вот настоящие факторы мультикультурализма в годы войны.

На декаде музыки республик Закавказья в г.Тбилиси среди избранных композиторов дирижёров, удостоенных представлять лучшие музыкальные силы Закавказских республик – Солтан Гаджибеков был самым молодым дирижёром, исполнившим свою симфонию «Фа-минор»,[xiv] что является ещё одним подтверждением мультикультурализма в те годы.

Исследование проблемы вклада художественной интеллигенции в победу над фашизмом, показала какую важную роль, играла культура для поднятия боевого духа, патриотизма народа в исследуемый период, какой огромный вклад внесли представители художественной интеллигенции для победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., и не важно, что тогда не знали данного термина. Было  единство, была вера, не было национальных и религиозных различий! Поэтому и была победа над фашизмом!!!

Литература

 


[i]А.А.Кредер. Новейшая история  зарубежных стран. Москва, 1998, с. 129.

[ii]Там же.

[iii]Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) Словарь-справочник. Под общей редакцией доктора военных наук  Генерал-Лейтенанта М.М.Кирьяна. Москва, 1985, с. 9.

[iv]А.З.Багирзаде. Интеллигенция Азербайджана в годы Великой Отечественной войны. Баку, 1989,  с. 175.

[v]Научный архив Института истории НАНА, (далее НАИИ НАНА), оп. 22, 8, с. 1.

[vi] Там же, с. 40.

[vii] А.З.Багирзаде. Указ. раб., с. 167.

[viii] Там же, с. 166.

[ix] Там же, с. 182.

[x] Там же, с. 199.

[xi] Там  же, с. 202.

[xii] Там же.

[xiii]Azərbaycan incəsənət. Bakı, 1991, s. 271.

[xiv] НАИИ НАНА, ф. 119, оп. 4, с. 7.

Нигяр Ахундова, Доктор философии по истории

 Доклад на конференции Международного онлайн информационно- аналитического центра Этноглобус » (ethnoglobus.az) на тему : «Роль мультикультурализма в победе на Второй Мировой войне» 2 мая 2014 г.

Leave a Reply


Fatal error: Call to a member function build_links() on null in /var/www/u0485828/data/www/gumilev-center.ru/az.gumilev-center.ru/wp-content/themes/transcript/single.php on line 62