|

Молокане Азербайджана

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

chuxuryurdМы выехали утром рано, чтобы добраться до горного села Чухурюрд, еще до полудня… Ехать до села не очень далеко, часа два. Чухурюрд находится на пути из Шемахи в Пиркули. На протяжении двух веков это село считалось молоканским…

Молокане пришли на земли в горах Шемахинского уезда в 1834 году и начали строиться. Одним из образовавшихся сел стал Чухурюрд. Дома строили из соломы и навоза (саман), с настоящей русской печью, резными наличниками и окрашивали белой известью. Очень быстро село стало развиваться и расцветать.

«В 1805 году в центральных регионах России молоканское движение начало приобретать массовый характер. При царе Николае 1 по просьбе Святейшего Синода началось изгнание молокан на дальние окраины, за инакомыслие. Большинство отправились в  Закавказье, а наши предки  — в Шемахинскую губернию,» — рассказывает молоканка в 4-м поколении Татьяна Свихнушина (Егорова)

Азербайджанское население близлежащих сел приняло молокан с радостью. Постепенно между жителями наладились добрососедские отношения.

«Тогда не было ни машин, ни велосипедов, и даже лошади были не у всех. Ходили пешком. Многие азербайджанцы выходили из верхних горных сел, и по дороге в Шемаху останавливались у нас в Чухурюрде. Ночевали. А на следующий день отправлялись в Шемаху,» — рассказывает Кастрюлин Михаил Михайлович, присвитер молоканского молебельного дома.

«Иногда после дождя заходили к нам, чтобы просушиться, отдохнуть, и потом шли дальше. Мама сушила их белье в сковородках на русской печи», — улыбаясь, вспоминает супруга Михаил Михайловича — Екатерина Ивановна.

В годы советской власти  в Чухурюрде создали колхоз. Так же, как и колхоз в Ивановке, чухурюрдский колхоз стал быстро развиваться. А дружба двух народов все крепчала.

«Наши веры очень похожи. Ведь почему нас, молокан, не приняли в России? Потому что наша вера считает, что Бог един, так же, как и мусульмане считают, что Аллах един. Крест, иконы, убранства — это все материальное. Наша вера призывает к любви. Есть любовь — есть Бог. Нет любви — нет Бога. И наш молебельный дом — это белые стены, табурет и стол. И в очень многом наш подход к вере похож на мусульманский. Самое главное — это Бог в Душе,» — говорит присвитер..

Как же случилось, что сегодня в Чухурюрде осталось всего 80 человек молокан? И это вместе с детьми, стариками и теми, кто живет в смешанных браках с азербайджанцами… А село постепенно превращается в застроенный большими каменными дачами и виллами дачный поселок.

В 50-ые годы начался интенсивный отток работоспособных колхозников в города Баку и Сумгайыт, где требовалось много рабочих рук, обеспечивалась стабильная зарплата, был нормированный рабочий день, была перспектива в недалеком будущем получить квартиру. Почти вся молодежь после окончания ремесленных училищ и службы в армии уходила жить в города.

В селе за какой-то десяток  лет резко уменьшилось русское население. Особенно этот процесс усилился с 1958 года, когда колхоз был преобразован в животноводческий совхоз. В совхозе прекратили заниматься зерноводством и овощеводством, да и количество скота значительно сократилось. Дошло до того, что не все работоспособные могли быть в селе обеспечены работой.

В 60-ые, 70-ые и 80-ые годы хозяйственные дела в совхозе продолжали ухудшаться, объем продукции уменьшился, а население значительно сократилось. Постепенно в селе азербайджанское население стало преобладать над русским. Из русских в селе остались проживать в основном люди пожилого и преклонного возраста, и лишь несколько семей были среднего возраста.

«К сожалению, мы последние из молокан в Чухурюрде. Вот так печально произошло. В Ивановке смогли сохранить и совхоз, и молоканство, и хозяйство. Они процветают. А нам не удалось. Сейчас бы сохранить хоть что-то для музея, для истории. Но вот наш молебельный дом, он тоже не совсем еще по закону наш. Хотим обратиться к правительству, попросить, чтобы его нам оставили. Тогда будет место, где мы, каждый понемногу, соберем все наши изделия — утварь, посуду древнюю, кружева, скатерти, дерюшку, вышивку крестиком, простыни, белье постельное кружевное, записи песен наших молоканских…  Глядишь, и останется хотя бы музей о нашей истории здесь в Чухурюрде», —  говорит Михаил Михайлович.

Рассказали молокане и о том, что увы, даже туристический бизнес в селе ушел на нет. Раньше турист был другой. Хотел быть ближе к земле, приезжал, чтобы подышать воздухом, покопаться в земле, пожить вместе с хозяевами деревенской жизнью.

А сейчас молоканские дома не в цене, с хозяевами жить не хотят, вода нужна горячая и холодная, современный санузел нужен. Даже сельский туризм современные люди предпочитают в идеальных условиях. А молоканский дом — это история… Это печка, санузел во дворе, банька по-черному и благородное отношение к земле, которая кормит….

«Молодым здесь делать нечего. Они все в город стремятся. У меня у самой трое детей. Пока двое живут со мной, но ищут работу в городе. А третья так давно уехала… Учиться в городе.  Правда, она знает все наши молоканские традиции. Очень красиво вышивает крестом… И часто приезжает.», —  говорит Татьяна.

Если подняться чуть выше, то Чухурюрд виден, как на ладони. Зеленый, красивый, со своим колоритом. Голубые крыши старых, белых молоканских домов теперь переплелись с красными крышами построенных дач. Но вид сверху на село по-прежнему прекрасен. Здесь бы гулять, бродить по улочкам, уйти повыше в лес… Взять бы рюкзачок да пожить эдак месяц деревенской жизнью…

Уезжали мы из села чуть расстроенные… Как будто на самом деле увидели последних из молокан… Как будто еще чуть-чуть, и все село превратится в длинные каменные заборы и закрытые на глухие запоры новые виллы.

И никто не выйдет посидеть на лавочке, полузгать семечки, посетовать на жизнь с соседями, потому что никто не будет знать, кто там живет за высоким забором. А уникальные молоканские дома, в которых летом холодно, а зимой жарко, канут в лету…

И еще было как-то странно… Наша группа много ездила по районам. Красивым, ухоженным, благоустроенным, и мы поймали себя на мысли, что Шемаха, Чухурюрд и вообще весь Шемахинский район как будто забыт и заброшен… Хотя история, архитектура, памятники старины, необыкновенная природа, уникальные поселения этого края достойны того, чтобы сюда массово привозить туристов. Остается надеяться, что в ближайшее время все изменится. И у молокан появится свой музей. И в Шемахинском районе наведут порядок. И мы будем ездить с туристами сюда и радоваться тому, как они восторгаются этим замечательным краем Азербайджана….

Съемочная группа Новости-Азербайджан сняла документальный фильм в Чухурюрде. Здесь все, о чем мы рассказали, можно увидеть вживую.    (видео здесь: http://novosti.az/tourism/2062.html)

 

Айтен АЛИЕВА

 

Джаваншир ДЖАВАДОВ

 

Эльдар КУЛИЕВ

http://novosti.az/tourism/2062.html

 

Leave a Reply