|

Мой Есенин

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

https://www.pinterest.com/landersova/yesenin/

Я последний поэт деревни,
я застал её гаснущий свет,
и склонялись над люлькой деревья –
погремушкой листвы шелестеть.
Шёл табун, рассыпая угли,
ночь зрачком огневым кипит!
но остался луною круглой
только след лошадиных копыт.
Отцветают махровые грозы:
тишь деревни, дубравы редь.
Отнесите меня к берёзе,
много легче под ней умереть.

МОЙ ЕСЕНИН
Посреди 20 века мы жили на 20-ом участке нефтяного промысла. Рабочий поселок обступали скрипучие нефтяные вышки, пологие горы с одиночными каменными резцами и слюдянистое море. Семья жила бедно, носила перелицованную одежку, еще не было в доме, сколоченном из дранки, ни холодильника, ни телевизора. Но бедность не замечалась, весь народ в округе жил бедно, и бедность затмевалась другими высокими ценностями.
Однажды за редким рядом книг на полке я обнаружил машинописные страницы, прошитые суровой ниткой. Десятилетний мальчик губкой впитывал стихи, читал с широко открытыми глазами. Перед ним открылся фантастический затерянный мир скандальной богемы, вдохновляющего вина и проституток. Отрава была тем более страшной, что детский ум мгновенно осознал великую поэзию. Я сразу понял какими должны быть стихи. Дело было лишь в том, что я так писать не мог.
«Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза,» – вот эта «сосущая синь» и переводит стихоремесленичество в другое качество – штучного Мастера. Этой магии нельзя научиться, она должна быть изначально заложена в сердце, как, скажем, совесть.
В школе изучали всех великих, но я напрасно пытался идентифицировать неизвестного автора с классическими. Рукопись скоро исчезла. Я не спросил отца, потому что раз это пряталось, значит, и разговоры – запретны. Отец работал телефонистом, имел доступ в разные госучреждения, наверное, в одном из них какая-нибудь чувствительная барышня-машинистка и отстукала эти листы.
Много лет спустя я наконец-то соединил Есенина школьного («Белая береза под моим окном») с Есениным «Москвы кабацкой». И открыл еще «одного», самого главного, поздне-эпического Есенина «Анны Снегиной», «Сорокоуста», «Пугачева», «Страны Негодяев», «Черного человека».
В новом информационном веке только к 30 годам завершается период ученичества и начинается самостоятельный путь. Есенин в 30 – закончил. Какой же насыщенной жизнью надо было жить, чтобы успеть – все увидеть и понять. И получается, что все легенды о праздном гуляке – это не есть вся правда.
Есенин имел диплом учителя, в 1913-1915 годах учился в Московском народном университете, писал литературную критику, рецензии, знал многое наизусть: русский фольклор, апокрифы, мировую традицию от Данте и Шекспира до Пушкина и Лермонтова. О его «пристальном уме», «прохладном и высоком веянии гения» рассказывали в воспоминаниях его близкие друзья.
И вот что еще хотелось бы добавить. Имя Шаганэ из известного есенинского стихотворения до сих пор остается загадкой – говорят и о некой батумской учительнице и о шуточном искажении фамилии Чагина. Но если даже из сегодняшнего Баку отправиться в Мардакяны, то, проехав аэропорт и свернув направо к морю, никак нельзя миновать село Шаган. По существующим здесь наскальным изображениям, относящимся к бронзовому периоду, видно, что люди жили здесь в III тысячелетии до нашей эры. Название деревни образовано из двух фарсидских слов «шах» – большой, «ан» – село и обозначает «большое село». И эта версия происхождения имени «Шаганэ» мне кажется наиболее убедительной.

МАРАТ ШАФИЕВ

http://luch.az/memorabledays/4828-moy-esenin.html

Leave a Reply