|

Многоконфессиональность в Азербайджане

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Азербайджан в течение многих столетий является многоконфессиональной страной, в которой мирно уживаются и сосуществуют различные религии.

Первобытные человек был безрелигиозен, но верил в различные силы, поклонялся природе, диким зверям, соблюдал различные табу, чтил культ предков, создал для себя многочисленные обереги, тотемы, придерживался определенных традиций, обрядов.

С появлением государства и усилением социального расслоения общества появилась религия, как идеологическая защита высшего сословия от низшего. В целом же, религия – это совокупность верований, обрядов, культов, храмов, жречества, определенных священных книг, в которых изложены основные догматы и постулаты той или иной конфессии.

Вместе с тем религия тесно связана с этнокультурной традицией, что определяет незыблемость и принятие на веру ее базовых положений. В итоге, религия трансформируется в систему, когда обеспечивает ее принятие и внутреннюю детермированность, иными словами, —закономерность и обусловленность данной конфессии в данном социуме. Таким образом, важное значение для человечества, пришедшего к государственности, обретает проблема (или система) религия и общество. Именно в этом уравнении проявляются как возникновения его составляющих, так и их трансформация: и то, и другое не просто взаимосвязаны, но взаимозависимые, оказывая влияние друг на друга, дополняя друг друга.

В связи с этим, следуя теорий английского историка А.Тойби, можно в известной мере согласиться с его позицией, что история человечества это – история отдельных цивилизаций, причем фактически все они многое восприняли из соответствовавшей и современной им конфессии. В этом аспекте весьма близкая Азербайджану цивилизация – арабо-тюркской – может именоваться мусульманской. Ибо религиозно-культурная традиция со всеми ее аксессуарами и институтами действительно определяет особенности той или иной цивилизации.1Поэтому при всей многовековой полиэтничности и поликонфессиональности Азербайджана, вот уже более 1400 лет доминантной является в нашей стране религия Пророка Мухаммеда – ислам и мусульманская цивилизация. Данное утверждение объективно и правомочно, несмотря на то, что Северный Азербайджан около 200 лет входил в состав христианской Российской империи, затем более 70 лет – в состав безрелигиозного СССР. Точно так же, несмотря на такую государственную ситуацию, в стране существовали и продолжают существовать и немусульманские религии и религиозные течения.

Традиционно считается, что первой религиозной системой в Азербайджане являлся зороастризм, возникший в первой половине I тыс. до н.э.2 В IV веке в стране распространилось христианство, которое принесли сюда миссионеры. Тогда эта религия стала официальной в азербайджанском государстве – Албании (Северный Азербайджан)3, ее в Атропатене (Южной Азербайджан) оставила на второй позициях.4 В III веке здесь стали известны последователи учения Мана; в VVI веках – маззакиты – сторонники учения Маздака. В V веке в Азербайджане объявились носители иудаизма, последователи которого по сей день проживают на азербайджанской земле.

С VII века в стране начали распространяться ислам и связанная с ним мусульманская цивилизация.5 С тех пор последователи учения Пророка Мухаммеда являются в Азербайджане доминирующей массой верующих.

После завоевания Северного Азербайджана в первой трети XIX века здесь появились значительные массы христиан – православные и старообрядцы, раскольники и протестанты.6

Впоследствии, особенно после распада СССР в 1991 году, в Северном Азербайджане появились последователи традиционных для этой страны конфессий и религиозных течений, в том числе кришнаиты и ваххабиты, буддисты, и нурсисты, сулейманий и мевлана. Через нетрадиционные мусульманские течения на жизнь Северного Азербайджана определенное влияние оказывают Иран и Турция, Кувейт и ОАЭ, Саудовская Аравия.

В АР действуют более 1300 мечетей, 40 церквей, синагог и молитвенных домов, 500 мест поклонений.7

В 1907 году на средства миллионера-мусульманина и мецената З.Тагиева в Баку построен кафедральный собор РПЦ – церковь св. Жен-Мироносиц; 100 лет спустя, он восстановлен на средства миллионера-мусульманина А.Курбанова. В АР зарегистрировано более чем 260 религиозных общин, из которых только 23 немусульманские – христианские, иудейские, кришнаитские и бахаитские.

Ислам и мусульманская цивилизация занимают в АР доминирующие позиции, в связи с чем следует сказать о традиционных и нетрадиционных мусульманских течениях в конфессиональной сфере этой страны.

Традиционные течения наиболее распространены и довольно хорошо изучены. Это – суннизм и шиизм.8 Приверженцы суннизма в АР представлены относительно небольшом количестве, причем в северных районах АР. Они называют себя ахль ал-сунна (люди сунны; арабск. сунна – путь, пример, образец) и считают, что именно они придерживаются традиции Пророка Мухаммеда. Формально суннитом считается тот, кто признает законными первых четырех халифов – Абу Бекра, Умара, Усмана и Али; достоверность канонических хадисов – рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов (толков) ислама. Приверженцы шиизма в АР составляют большинство мусульман, они есть повсюду в стране, но преимущественно в ее центральной и южной зонах. Шииты (от арабск. шиа – присоединиться к кому-либо) признают Али и его потомков единственно законным преемником Пророка Мухаммеда. Основные различия между шиитами и суннитами состоят в различном толковании понятия имамат. Для суннитов имам есть избираемый духовный (халиф) и светский (султан) глава; для шиитов имам тот, кто таковым является по своей сущности.

Эти разночтения появились в VII веке. К этому же времени возможно отнести зарождениеполитического ислама, который периодически, в Иерусалиме для мусульманского и остального мира времен, активно выступал на первый план. При этом его проповедники и исследователи выступали и продолжают выступать с позицией традиционных мусульманских течений.

Сегодня именно политический ислам в первую очередь выступает на мировой арене, в том числе в Азербайджанской Республике. Как в прошлом, так и сейчас он непредсказуем и опасен как в глобальном масштабе, так и отдельно взятой стране.

Суть в том, что политический ислам, фактически, лишь формально связан с мусульманской конфессий, который он, как зонтиколо или хидтаболо прикрывает свои истинные цели. Вместе с тем в современных условиях глобализирующегося мира эта – попытка проникнуть в сознание истинно верующих. Причем зачастую используя традиционные мусульманские течения современности: ваххабизм, нурсизм, сулейманийе, суфии, дервиши, али-илахи, братья мусульмане; также явно выраженные в политическом аспекте – хомейнизм, либо связанные одновременно с терроризмом и военными формами борьбы – движение Бен Ладена, ХезболлаМученики аль-Аксы.

Радикализация религиозных движений в современном мире вообще, причем не только традиционных, нарастает, интенсифицируется. Определенную роль в этом процессе играют-

— нарастающая территориальная глобализация;

— давление на остальной мир стран золотого миллиарда;

— объявление ряда стран изоляции;

— увеличивающийся разрыв между благополучными и все более беднеющими странами;

— рост эксплуатации богатыми странами бедных.

Одним из результатов всего вышеперечисленного стал рост религии в политике, усиление влияния конфессии в неблагополучных странах. Поэтому традиционных, в том числе, деструктивные, дестабилизирующие метацию, религиозные течения легко находят своих адептов там и среди тех, где и кто бездуховен, беден, обездолен. Там, где коррупция и безработица, нищета и господства корпоративных групп, беззаконие и доминирование силовых методов во внутренней политике, резкая поляризация общества на богатых и бедных; там, где идет война, есть беженцы и перемешенные лица; там, где межгосударственные и межэтнические коллизии. Вместе с тем немалое значение имеет отсутствие путеводной звезды— национальных идей – идеологии — политики, специальных национальных программ, проектов, приоритетов.

Нетрадиционные течения после распада СССР в 1991 году получили в АР немалое распространение. Причин этого немало: политические и экономические, социальные и идеологические неурядицы, армяно-азербайджанская война и Карабахская проблема. Традиционный ислам не дает ответа на появившиеся проблемы, которые ныне характерны для АР и большинства ее жителей. Это – безработица и низкий уровень жизни, коррупция и засилье корпоративных групп, местничество и сепаратизм, межэтнические коллизии. Населению представляется, что в такой ситуации ответы могут дать нетрадиционные течения, что связано также с такими важными факторами, как исчезновение коммунистической идеологии, усилением миссионерской деятельности из зарубежья, самоустранение Государственного комитета по работе с религиозными объединениями и ликвидация структуры Государственного советника по национальной политике в Администрации Президента АР. Более того, по линии ДУМК многим ахундам мечетей платят ежемесячное содержание за счет Ирана.9

В такой ситуации активизировали свои усилия в АР религиозные структуры и религиозно-политические организации Турции, Ирана, арабских стран. В итоге, нетрадиционные, в том числе тоталитарное, течения находят в АР все возрастающее число своих адептов.10 Среди них:

— али-илахи (обожествляющие Али) или ахл-и хакк (люди истины); центр этой секты находится в Иране; это учение считает, что Али воплощался во всех пророках, имамах и святых;

— бабиты – сторонники учения Али Мухаммеда Ширази (XIX век), объявившего, что он открывает, как мессия, эпоху справедливости и равенства на земле; официальный шиизм осудил Ширази, который был казнен в 1850 году; его останки перевезли в Хайфу (Израиль);

— с этим течением тесно связано учение бехаитов, созданное Хусейном Али Нури (XIXвек) – одним из ближайших последователей Ширази; он проповедовал всеобщее братство людей и народов; создание единого языка и единой религии человечества. Нури похоронен в городке Акко, недалеко от Хайфы; в этом последнем, на месте погребения Ширази, создали грандиозный и великолепный архитектурно-парковый ансамбль Сад душевной отрады — бехаитские сады и террасы на горе Кармель.11 В Хайфе находится также штаб-квартира бехаитов;

— ваххабизм – основан XVIII веке проповедником Мухаммедом ибн Абу ал-Ваххабом, который призывал вернуться к чистоте раннего ислама времен Пророка Мухаммеда, строжайше соблюдать принцип единобожия, отказаться от поклонения святынь и святым местам и от заимствования новшеств, избегать всяких проявлений роскоши и быту, одежде, культе;

 Хезболлах (партия Аллаха) – религиозно-политическое течение, опирающееся на идеи лидера иранской революции 1979 года Хомейни;

— ахл-и-бейт (люди Дома или семья Пророка) – течение проповедует распространение ислама в форме шиизма во всем мире и считает шиитское вероучение справедливым;

— накшбандийа – учение появилось в XIV веке, его создатель Баха ад-Дин Накбанди Бухараи, отвергал показную набожность и обрядность, призывал отказаться от стяжательства, к духовной чистоте, к добровольной бедности;

— нурсисты – последователи Саида Нурси (ХХ век), который отдает пальму первенства религиозному началу, выступает за исламское государство, ибо светская власть «не от Аллаха».12

Среди нетрадиционных христианских течений в АР имеются:

— Церковь любви — ее деятельность запрещена в 2003 году;

— в 2004 году общины Свидетели Иеговы и Животворящая благодать серьезно предупреждены;

— в 2003 году запрещена нелегальная деятельность индийской секты Ошо;

— тогда же предотвращено распространение идей Церковь сатаны.13

21 июня объявлено ООН Международным днем мира и молитвы. В Азербайджане действует Форум религиозных общин Азербайджана, в ней представлены общины мусульман, иудеев, православных, католиков, лютеран, бахаитов, протестантов, кришнаиты, восстановленная Албанская церковь.14

1 Васильев Л.С. История религия Востока. М., 1983, с. 16.

2 Азярбайъан тарихи. 1-ъи ъилд. Бакы, 1998, с. 235-238.

3 Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984.

4 Касумова С.Ю. Христианство в Азербайджане в раннем средневековье. Баку. 2005.

5 Буниятов З.М. Азербайджан в VIIIX веках // Избранные сочинения, том Х. Баку, 1999, гл. III/2.

6 Вердиева Х.Ю. Переселенческая политика Российской империи в Северном Азербайджане: XIX – начало ХХ веков. Баку, 1999, гл. I/1, гл. IIгл. V.

7 Алиев Р.Я. Государство и религия. Баку, 2005, с. 26. 36.

8 Ялийев Рафиг. Ислам (икинъи няшри). Бакы, 2004. Х фясил.

9 Алиев Р.Я. Государство и религия. Баку, 2005, с. 25.

10 Ислам. Краткий справочник. М., 1986; Юнусов А. Ислам в Азербайджане. Баку. 2004. г. 6. 7; Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

11 Журн. «Ариэль». Иерусалим, 2002, № 34, с. 6-16.

12 Ялийев Р.Й. Ислам. Х фясил; Мяммядова К. Нурчулар: тарихи вя мцасир дуруму. Бакы, 2003.III фясил.

13 Алиев Р.Я. Государство и религия. Баку, 2005, с. 41.

14 Алиев Р.Я. Государство и религия. Баку, 2005, с. 115.

Рауф Гусейнзаде, профессор

источник: ethnoglobus.az

Leave a Reply