|

Международный «Оскар» и народная любовь Владимира Меньшова, который родился в Баку

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Режиссер, сценарист и актер умер на 82-м году жизни – в конце прошлого месяца стало известно, что он заболел коронавирусом. В его фильмографии более сотни ролей и около 10 фильмов, над которыми он работал в качестве постановщика и автора, – почти каждый стал хитом национального проката, а одному, картине «Москва слезам не верит», и вовсе удалось совершить практически невозможное – завоевать «Оскар».

Родившийся в Баку и выросший в Астраханской области Меньшов, перебравшись в Москву, поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ, а окончив его, продолжил обучение в аспирантуре ВГИКа, на этот раз на режиссерской кафедре. Свою первую роль – и сразу главную – он сыграл в короткометражке «Счастливый Кукушкин» 1970 года, к которой сам же и написал сценарий по мотивам рассказа Валентина Катаева. А в режиссуре впервые попробовал себя в 1976 году с фильмом «Розыгрыш». Несмотря на то что Меньшов активно снимался – ленты с его участием выходили каждый год, – настоящая слава, причем сразу же международная, пришла к нему только в 1979 году. Мелодрама «Москва слезам не верит», повествующая о нескольких отрезках жизней трех подруг, разных историях «покорения» столицы и поисках заветного женского счастья, завоевала премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. О фильме, точнее о его смыслах и посылах, спорили и в момент его выхода, и продолжают сегодня. Тогда упрекали в излишней гламурности (но именно мелодраматичность и хеппи-энд, пожалуй, и принесли «Оскар»), сегодня же лента в целом – а в частности история Катерины и Гоши – никак не согласуется с фем-повесткой. Упрек, несомненно, справедливый, что, впрочем, не лишает картину художественной ценности и статуса значимой вехи в истории отечественного кинематографа.

Последовавшая за этим работа Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984) завоевала не меньшую – и не утихающую и по сей день – народную любовь. Фильм буквально растащили на цитаты, Сергея Юрского и Наталью Тенякову, сыгравших дядю Митю и бабу Шуру, можно по праву считать одним из лучших комедийных дуэтов советского кинематографа, а Раису Захаровну в исполнении Людмилы Гурченко – главной русской «фам фаталь». Этой работой Меньшов закрепил за собой звание мастера мелодрамы, жанра на первый взгляд простого и непритязательного, но в российском кино не столь уж популярного – в том числе из-за отсутствия авторов, способных, как Меньшов, обогатить простую, трогательную основную любовную историю разными по тональности и даже по жанру линиями и деталями, а также запоминающимися персонажами.

Такой же хитовый статус и у авантюрной фарсовой комедии «Ширли-мырли», снятой Владимиром Меньшовым в 1995 году, – сам же он написал к фильму сценарий и сыграл в нем одну из эпизодических ролей. К слову, сниматься актер, уже обретя славу режиссера, не перестал, в кино и на телевидении его можно было увидеть в самых разных образах вплоть до этого года. Самыми запоминающимися его партиями уже в новейшее время стали роли в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», сериале «Ликвидация», комедии «Каникулы строгого режима» и экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П». Появился Меньшов и в одной из частей новогодних «Елок», и в кассовом хите «Легенда № 17». Последним фильмом с участием Владимира Меньшова должен стать «Иван» – его съемки были прерваны пандемией, выход задержался, но все же намечен на 2021 год.

Международный «Оскар» и народная любовь Владимира Меньшова / Кино / Независимая газета (ng.ru)

Tags:

Leave a Reply