|

«Мать всех церквей» — уникальное архитектурное строение времен Кавказской Албании в селении Киш.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

«Албанскими тропинками» — Шеки

Древняя Сакасена, ныне Шеки , древнейший город,лежащий на южных предгорьях Большого Кавказа ,возрастом около 2 500 лет. История Шеки многоярусная, яркая,к 3-5 векам ,ставшая частью Кавказской Албании! Дух Великой Албании и по сей день витает над этим древним и прекрасным уголком Азербайджана,встречаясь в различных поселениях и лесных массивах

К великому сожалению поведать историю каждого Албанского памятника на территории Шеки не представляется возможным, в связи со скудными данными или полным их отсутствием

Но прикоснуться к Шекинской Албании посредством нескольких ее детищ все же постараемся…………

   «Мать всех церквей» — уникальное архитектурное строение времен Кавказской Албании в селении Киш.Ее относят к Х-ХII векам.По мнению некоторых ученых она стоит на месте первой церкви, основанной равноапостольным Елисеем в 1 веке н.э.Благодаря норвежскому ученому Туру Хейердалу были проведены исследования артефактов,найденных под церковным алтарем,показавшие,что данный участок относится приблизительно к 3000 году до н.э. Что вполне допускает мысль о том,что апостол Елисей возможно воздвиг лишь алтарь, а сама церковь раннее являлась неким языческим сооружением.На территории храма так же были обнаружены древние захоронения,датируемые более ранним периодом и возможно уже существовали на момент возведения храма

Албанский храм в Бидеизе находится от самой деревни на расстоянии полутора — двух километров.Расположение храма таково ,что его видно с любой части села и с основной дороги Огуз-Шеки.Он относительно не большой, без особых архитектурных изысков.В нем имеется алтарь ,а так же ниже оконного проема два отверстия и что-то вроде полочек,по видимому предназначенных для свечей.Все это место напоминает небольшое святилище.У храма, по словам сельчан раннее имелись надгробные плиты,в частности безо всяких надписей и символов,возможно выветренные временем,учитывая их древность. Местность ,на которой стоит храм и сама этому способствует.Селевые потоки во время непогоды за считанные секунды превращаются в разрушительную лавину ,унося за собой огромные каменные глыбы

Продвигаясь вверх по тропинке ,заросшей деревьями от этого святилища к вершине горы ,обнаруживаешь еще один храм,спрятавшийся посреди густого леса.Сами сельчане не советуют посещения этого древнего памятника из-за наличия вокруг диких животных.Но тем не менее этот храм представляет большой интерес сам по себе.Он расположен на вершине ,прямо посередине между первым храмом Бидеиза и следующим храмом в местности Баш Кюнгют ,с противоположной стороны горы,к которому мы вскоре подойдем.Именно у этого храма имеется сооружение,напоминающее дымоход.Отсюда напрашивается мысль о том,что все храмы связаны между собой и центральный является неким сигнальным объектом на случай бедствия.

Продолжая свой путь вниз по склону ,уже в направлении села Баш Кюнгют попадаешь в место ,носящее название Гетгайыт,среди многолетних величавых дубов,которое жители считают священным.Святость этого места скорее всего связана с наличием там древних захоронений,которые тоже стерты временем и говорящие о себе лишь обломками надгробных плит.Люди посещают это место,привязывают ленты к ветвям старого дуба, оставляют детские пинетки или обувь,кругом рассыпаны

монеты.Вероятно там имеется погребение некоего святого , чьи мощи исцеляют, избавляют от бед и даруют благословение просящим.

Это место полнится тайнами и мистикой,разгадка которых пролила бы свет на многие,ныне неизвестные детали для воссоздания более ясной картины ушедшей эпохи.

На подходе к третьему храму в селе Баш Кюнгют создается ощущение, что он совершенно идентичен двум предыдущим .Храм почти полностью разрушен.Но подойдя ближе и присмотревшись, подмечаешь,что он довольно таки большей площадью,в отличии от остальных и окружен каменной стеной. Храм состоит из нескольких комнат,оснащен высоким потолком и имеет общий двор. Возможно этот храм играл более значимую роль в регионе и служил местом собраний прихожан и местного духовенства.

Деревня Баш Кюнгют сама по себе является очень древним поселением,по преданиям,названная в честь некоего полководца по имени Кунгут. «Кут,Гут» с Тюркского означает «Благословенный», а Кюн — Солнце. «Благословенный солнцем». Похожие имена очень распространены у Тюркского этноса. К примеру: Тангут — «Благословенный Всевышним Тенгри» или же Тургут и т.д. Название поселения в честь полководца не является достоверным фактом. Возможно это связано и с дохристианским мировоззрением местных жителей. И отсюда название КюнГут — «Благословенное Солнцем».

Допустимы и другие вариации с названием Баш Кюнгут, но точной информации к сожалению не имеется.

Шекинская Албания очень важное и неотъемлемое звено в истории Великого государства.Ее древние храмовые комплексы и захоронения — маячки на пути более подробного изучения Кавказской Албании ,так несправедливо остающиеся в тени…..

Исследование и фотографии : Sabit Djodjulu

Автор : Ina Babayeva

http://ethnoglobus.az/index.php/vse-novosti/item/2938-%D0%B0%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D1%88%D0%B5%D0%BA%D0%B8

Tags:

Leave a Reply