|

Малочисленным коренным народам на севере Красноярского края может угрожать тотальная безграмотность

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семен Пальчин призывает обратить внимание на проблемы получения среднего образования детьми малочисленных коренных народов. По мнению омбудсмена, уже в ближайшем будущем эти народности могут стать абсолютно безграмотными.

“Уровень грамотности среди детей кочевых народов сегодня очень низок. К сожалению, приходится констатировать, что при условии ведения традиционного образа жизни они испытывают серьезные трудности с получением даже школьного образования”, – заявил Семен Пальчин Interfax-Russia.ru.

Ранее уполномоченный уже заявлял о проблемах образования детей кочевых народов, когда зачитывал свой доклад “О соблюдении конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов в 2010 году” на последней в 2010 году сессии законодательного собрания Красноярского края. Также он направил этот доклад властям всех уровней и заинтересованным ведомствам.

Для справки. В настоящее время в Красноярском крае живут представители восьми коренных малочисленных народов – долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки и энцы. Всего их в общей сложности более 16 тысяч человек.

Не секрет, что для них традиционный уклад жизнь кочевой. Они также как и их предки живут в основном за счет оленеводства, охоты и рыбалки. Естественно, что дети, родившиеся в кочевых семьях, кочуют вместе со своими родителями и не могут получить полноценное школьное образование.

Сейчас перед кочевыми семьями стоит выбор: отдать ребенка в интернат, где он будет жить девять месяцев в году и непрерывно учиться, либо оставить его при себе и кочевать по тундре. Если ребенок остается с родителями, то лучшее, на что он может рассчитывать – это кочевая школа, где его научат считать и читать, а могут и вообще ничему не научить. К сожалению, чаще всего в кочевых школах с детьми некому заниматься, и они не получат даже самых минимальных знаний.

Родителей, стремящихся увести своих чад в тундру, понять в общем- то не сложно. Они стараются сохранить свою самобытную культуру и передать неизменной ее детям. Чтобы мальчик стал хорошим оленеводом или охотником, а девочка хорошей хозяйкой, необходимо с самого детства прививать им соответствующие навыки. Человеку, который вырос “в цивилизации”, даже выжить в тундре будет сложно, не говоря уже о том, чтобы жить там и вести промысел.

Проблема “тундрового” или, иначе говоря, кочевого образования в Красноярском крае стоит очень остро. Во-первых, в крае пока действуют только три экспериментальные кочевые школы – в носковской, тухардской и новорыбинской тундрах. А во-вторых, по мнению экспертов, они не всегда могут обеспечить высокий уровень образования.

“Уровень знаний, которые дети получают в кочевых школах, приемлем разве что для дошкольника. Там можно научиться читать и писать, не более. Моя принципиальная позиция – дети должны учиться в школах-интернатах, где для этого есть необходимые условия”, – считает Семен Пальчин.

Однако и с устройством детей в интернаты не все так просто. Так, уполномоченному по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае вот уже нескольких лет подряд жалуются на интернаты ненцы, оленеводы из поселка Тухард. Сейчас они отдают своих детей на учебу в интернат, расположенный в 150-200 км от мест их кочевий. Долгие месяцы разлуки с детьми, по словам кочевников, делают их неуправляемыми – они перестают слушаться родителей, отвергают родные традиции и приобретают дурные привычки. Школьники, состоящие на учете у нарколога, для этих отдаленных районов скорее обыденность, чем редкость.

Опасаясь таких последствий, представители малочисленных народов либо совсем не отдают детей в интернаты, либо забирают их оттуда до окончания обучения. Так, например, дудинский интернат в 2010 году окончили 3 ребенка, хотя в первый класс было зачислено более 20 детей.

“Решить проблему можно, если открыть дополнительные школы в местах компактного проживания коренных малочисленных народов. Если максимально приблизить их к кочевьям, тогда дети смогут постоянно видеться с родителями. Они не будут оторваны от своей культуры и при этом будут образованными людьми”, – заявил омбудсмен Семен Пальчин.

При этом надо отметить, что качество и “тундрового”, и “интернатовского” образования – вопрос неоднозначный. Так, например, в Якутии к качеству работы кочевых школ претензий нет. Там создано уже девять таких образовательных учреждений. Они оборудованы ноутбуками и беспроводной интернет-связью. Домашние задания и контрольные работы юные северяне получают по интернету и таким же способом отправляют их на проверку. Во время своей недавней поездки в Якутию главный детский омбудсмен страны Павел Астахов посетил одну из таких школ и остался доволен увиденным.

“Сейчас жителям севера Красноярского края действительно приходиться выбирать: либо научить своих детей традиционным промыслам, либо дать им современное образование. Получается, что родители выбирают за ребенка его путь, свернуть с которого ему потом не просто”, – сообщил Interfax-Russia.ru представитель Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов севера Красноярского края Виталий Маркунов.

По мнению экспертов, ребенок, не освоивший программу средней школы, не может поступить в вуз. Несмотря на то, что государство ежегодно квотирует для детей северян десятки бюджетных мест в различных вузах страны, оплачивает им проезд к месту учебы и обратно, ежемесячно платит дополнительную стипендию, число студентов – выходцев из коренных малочисленных народов год от года только сокращается.

Впрочем, возможно, что в скором времени проблема кочевых школ будет решена. По словам Семена Пальчина, в последнее время власти региона уделяет повышенное внимание вопросам образования коренных малочисленных народов. Прошедший 2010 год он назвал “переломным в этом плане”. В частности, благодаря властям региона в школах Таймырского Долгано-Ненецкого района детям начали преподавать их родной национальный язык.

“Очень часто приходится слышать рассуждения типа “Надо переселить их в города и села, и проблем не будет” или “Они сами выбрали этот образ жизни, поэтому и жаловаться не надо”, – отмечает Семен Пальчин. – Но подобные суждения и выводы противоречат основным свободам и правам человека. И тем более нормам, закрепленным в общепризнанных международных актах, касающихся прав коренных народов”.

Tags: ,

Leave a Reply


Fatal error: Call to a member function build_links() on null in /var/www/u0485828/data/www/gumilev-center.ru/az.gumilev-center.ru/wp-content/themes/transcript/single.php on line 62