|

Культура еврейской общины г.Казани: история и современность

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Раис йманов

Раис Сулейманов, 

Центр евразийских и международных исследований

Казанского государственного университета

История появления евреев на территории современной Республики Татарстан стоит начинать с 20-30-х гг. XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников подтверждающих это. Несмотря на существование в VIII-X вв. в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории современного Татарстана нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.

Тем не менее, евреи стали появляться в Казанской губернии в 1820-1830-е гг., что было связано с существовавшем при императоре Николае I институте военных кантонистов, которыми часто становились еврейские подростки, забираемые из семей западных областей Российской империи на военно-гарнизонную службу зачастую в отдаленных от мест рождения регионов страны. «Именно с этого времени, то есть рубежа 1820-1830-х гг., — пишет казанский историк Игорь Алексеев, — следует вести отсчет существования в Казани так называемой постоянной еврейской диаспоры»[1]. Часто такие кантонисты (а это были в большинстве своем элементарно дети в возрасте 9-12 лет) принимали православие в силу того, что были оторваны от своего дома, не имели возможности совершать без взрослых религиозные обряды, а также как считает цитируемый уже Алексеев, имело место «обнаруживавшееся стремление молодых евреев хоть как-то компенсировать «потерю» своей прежней семьи, заведя родственные связи и пустив корни в новой для них среде, было вполне понятным как с чисто человеческой, так и с сугубо прагматической точек зрения, что нередко и предопределяло их выбор в пользу принятия христианства»[2].

И надо отметить, что евреи-кантонисты и заложили начало формирования еврейской общины Казани. Пусть многие из них в дальнейшем ассимилировались с принятием православия, но если мы говорим об этнической, а не конфессиональной диаспоре, то именно с этого времени стоит начинать отсчет истории казанских евреев.

В ходе изучения истории местной еврейской общины удается придти к различным, весьма любопытным открытиям. Так, например, восприемником одного из кантонистов Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший в то время ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея[3]. Относительно самого Лобачевского можно много найти весьма любопытного для иудаики: и то, что он добивался преподавания иврита в Казанском университете[4], и то, что он был масоном (исторический факт: на дворянском гербе Лобачевского изображена шестиконечная звезда Давида)[5].

После расформирования института кантонистов при Александре II, а также с общим курсом его либеральных реформ (здесь сыграли роль два правовых акта: Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 18 июня 1865 года, дозволявшее поселяться вне черты оседлости евреям из числа квалифицированных ремесленников по определенному списку специальностей, и  закон 1867 года, по которому отставным солдатам разрешалось поселяться в любом месте Российской империи), появилась возможность поселиться за пределами черты оседлости.

Именно поэтому формирование еврейской иудейской общины стоит относить к 1950-м гг.[6], когда заканчивается правление Николая I. О численности еврейской общины в XIX веке мнений достаточно много. Православных евреев-кантонистов было 996 человек[7]. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г. иудеев насчитывалось 1558 человек (0,1 % от всего населения Казанской губернии)[8]. По другим сведениям, в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев[9]. Игорь Алексеев склоняется к мысли, что в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками[10]. Подавляющее их число проживало в Казани, но были и те, что селились в других городах Казанской губернии: в 1884-1885 гг. в г.Чебоксары проживало 10 евреев (или 0,2 % от общей численности всего его населения), в г. Чистополь – 8 евреев (менее ),1 %), в г.Лаишев – 6 евреев (или 0,1%), в г.Козьмодемьянске – 5 евреев (или 0,1%), в г.Тетюши – 1 еврей (менее 0,1%), в г.Свияжске не проживало ни одного еврея[11].

История появления синагоги в Казани тоже заслуживает своего внимания. Построена она была в период с 1913 по 1915 гг. в стиле неоклассицизма[12]. В дальнейшем ее ждала своя судьба, о чем мы скажем чуть ниже.

В начале ХХ века в Российской империи стала развиваться благотворительность, которая особенно связана с именами таких крупных меценатов, как Третьяков и Морозов. В Казани состоятельные евреи в 1909 году организовали Общество вспомоществования бедным евреям, которое занималось удовлетворением заявлений просителей о выдаче денежных ссуд на лечение, поездку, обучение, уплату долгов за квартиру, оказанием бесплатной медицинской и юридической помощи, организацией бесплатного кошерного питания и др. Возглавлял эту организацию, просуществовавшую до 1913 года, казанский нотариус Александр Гедеонович Бат[13]. Благодаря Обществу беднейшие слои еврейского населения Казани смогли получить материальную и духовную поддержку, а сама идея взаимопомощи в условиях национальной дискриминации евреев России в начале ХХ века, ставшая целью этой благотворительной организации, способствовала консолидации диаспоры в Казани, сглаживанию социальных различий между евреями и появлению чувства защищенности и заботы со стороны собратьев по крови и вере[14].

С началом Первой мировой войны произошло резкое увеличение численности евреев в Казанской губернии, что было связано с потоком беженцев-евреев из Польши. Количество еврейского населения в Казани достигло 3 тысяч человек.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года окончательно уравняли в правах евреев. Однако полученное равноправие не означало свободу вероисповедания и избавления от проблем, которые вскоре встали перед евреями теперь уже Татарской АССР.

В 1929 году была решена судьба синагоги. Тогда в середине 1920-х гг. в СССР был создан Союз воинствующих безбожников (председатель – Емельян Ярославский), который и в Татарстане развернул свою антирелигиозную работу. В ходе проверки состояния антирелигиозной работы в Доме еврейской культуры (бывшая синагога) выяснилось, что среди евреев существует «отсутствие заинтересованной массы в антирелигиозной работе»[15]. Судя по этому отчету в Казани существовало 6 молитвенных домов и 1 синагога. В итоге на заседании Президиума ТатЦИКа от 27 февраля 1929 года было принято решение закрыть ряд религиозных храмов, среди которых значилась и синагога. В1940 г. здание синагоги было реконструировано по проекту Р.М. Муртазина в Дом учителя.

В 1937 году по доносу председателя Татарского Общества землеустройства еврейских трудящихся Вениамина Иосифовича Шмулевича в Отдел агитации и пропаганды Казанского горкома ВКП (б) была свернута религиозная деятельность еврейской общины города. Лишь после войны удалось возродить этот процесс, и в 1947 году было зарегистрировано Еврейское религиозное общество, которое не имело своей синагоги, а в качестве молитвенного дома арендовало пристрой частного дома по ул.Дегтярной, 35/7.

Возрождение еврейской национальной культуры в Татарстане стоит относить к концу 1980-х гг., что связано с общим подъемом национального движения в Татарстане. Тогда группой казанских евреев во главе с музыкантом Леонидом Сонцем был создан Клуб еврейской культуры «Менора», который переформировался в 1993 году в Казанский еврейский культурный центр «Менора», располагавшийся в ДК Медработников.

Религиозная иудейская община была зарегистрирована в 1990 году, однако первоначально за отсутствием раввина и синагоги все обряды совершались на частной квартире, пока здание синагоги не было возвращено общине в 1995 году (официально она была возвращена в ноябре 1997 года специальным Указом). С сентября 1994 года раввинами Казани были Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром, представители движения «Хабад Любавич», а затем их сменил раввин Ицхак Горелик, который и поныне является раввином Татарстана (помимо этого он является еще членом Общественной палаты Республики Татарстан).

С 1998 году в Казани функционирует еврейская гимназия №12, в которой обучаются не только еврейские дети, но и дети других национальностей, а в школе совмещаются общеобразовательные предметы (гимназия имеет статус государственной) с этнокультурным еврейским компонентом.

Отдельной уникальной «изюминкой» татарстанских евреев является единственный в республике Клезмерский ансамбль «Симха» («Радость»), который исполняет еврейские песни. Ансамбль был создан в 1989 году и сумел завоевать популярность не только в Татарстане, но и далеко за его пределами.

Еврейская община г.Казани издает свою газету «Еврейская улица» (главный редактор – Анна Сандлер), а молодежный еврейский клуб «Афифон» («Воздушный змей») издает газету «Бумка».

В 2006 году в здании синагоги был основан Музей истории еврейской общины Казани, в котором собраны экспонаты, рассказывающие историю евреев нашего края.

С июня2007 г. в здании синагоги был открыт единственный в Татарстане кошерный магазин, где продаются продукты, изготовленные в соответствии с кашрутом.

Численность евреев в Татарстане сократилась по сравнению с советским периодом. Если по предыдущей тогда еще всесоюзной переписи населения 1989 года в Татарстане проживало 7294 еврея (ашкеназы), то в 2002 году таких составило 3472 человека, т.е. на лицо сокращение численности еврейского населения в два раза. Это можно объяснить, главным образом, эмиграцией как в Израиль, так и в другие города России (в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург). Численность остальных субэтнических групп евреев изменилась незначительно, да и самих их было немного. Так, горских евреев в 1989 году было 9 человек, в 2002 году стало 7; среднеазиатских евреев было в 1989 году 2 человека, теперь всего 1 человек; татов (интересно, что они не обозначали себя в переписных листах как горские евреи) было 4 человека, а осталось 2. Таким образом, общая численность всего еврейского населения Татарстана на 2002 год составляла 3482 человека. Отдельным особняком стоят караимы, которых в 1989 году было 3 человека, то сейчас всего 1 караим на весь Татарстан. И хотя с момента переписи прошло уже пять лет, можно сказать, что в целом такова и на сегодняшний день численность евреев Татарстана (никто не отрицает, что и за последние пять лет часть из них могла эмигрировать или умереть, но цифра в 3 тысячи евреев нам кажется, что не изменилась).  В процентном отношении евреи в Татарстане (общая численность населения республики 3 779 265 человек) составляют 0,09 % от всего населения этого поволжского региона[16].

Отдельно надо сказать о развитии в Казани иудаики (Jewish Studies) – направления в ориенталистике, специализирующееся на изучении истории и культуры еврейского народа. Функционировать это направление стало на историческом факультете Казанского государственного университета с 1999 года, когда отдельные лекции читались по истории еврейского народа В.Жигуниным, Л.Кацисом, М.Членовым, Р.Каплановым. Вскоре с 2001 года началась факультативная специализация по иудаике на истфаке КГУ (куратором ее был Е.Чиглинцев). Также иудаика развивается в Казанской государственной архитектурно-строительной академии на базе существующего в ней Центра изучения сакрального пространства, занимающегося изучением храмов, в том числе и синагог, и существующего с 2006 года Центра евразийских и международных исследований на базе Института непрерывного образования КГУ, в структуре которого имеется Сектор изучения Израиля[17].

Крупным и знаменательным событием в истории еврейской общины Казани стало внесение нового свитка Торы 11 октября 2007 года в синагогу. До этого использовались старые свитки, которые весьма истрепались и пришли в полную негодность. Теперь же еврейская община Татарстана может и дальше продолжить свою жизнь и деятельность по сохранению и развитию национальных традиций своего народа и внесения вклада в многонациональную культуру города.



[1] Алексеев И.А. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.) / И.Алексеев. – Казань: Издательство, 2005. – с.26

[2] Там же. – с.48

[3] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 139

[4] Сулейманов Р. Лобачевский и иврит. – Еврейская улица. — №4 (84). — 2007

[5] Туманов Д. Кто видел лилию Хирама… — Versus. — №2 (002) – август 2007. – с.33

[6] Иудаизм. – Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.231

[7] Алексеев И.А. Указ. соч. – с.181-290

[8] Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии / И.К. Загидуллин. – Казань: Татарское книжное издательство, 2000. – с.39

[9] Энциклопедический словарь / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. — Т.XII – СПб., 1894. — с.899

[10] Алексеев И.А. Указ. соч. – с. 177

[11] Зорин А.Н. Города и посады дореволюционного Поволжья / А.Н.Зорин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2001. – с.120

[12] Синагога. — Татарский энциклопедический словарь. – Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – с.518

[13] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). — ф.257. — оп.1. — д. 1-5

[14] Сулейманов Р. Про бедных и богатых евреев. – Еврейская улица. — №7. – 2004; Сулейманов Р.Р. Общество вспомоществования евреев г.Казани (1909-1913) // IV Сытинские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение историко-культурной среды как основа консолидации современного общества», г.Ульяновск, 19-20 октября2006 г.: Тезисы докладов. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2006. – с.42-43

[15] Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). – Ф.Р-5263. – оп.1. – д.46. – лл.83-84 об.

[16] Сулейманов Р. Евреи Татарстана: итоги переписи 2002 года. – Еврейская улица. — №3 (83). – 2007.

[17] Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Казанский университет. — №21-22. – 2005; Сулейманов Р. Иудаика в Казанском университете. – Историк. — №3 (9). – 2006; Сулейманов Р. Казанская иудаика в XXI веке. – Еврейская улица. — №3(83). – 2007.

Leave a Reply