|

Конференция «Этноглобуса» на тему «Общий взгляд на «азербайджанство»

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

19 февраля в Международном Пресс Центре прошла конференция на тему «Общий взгляд на «азербайджанство». Конференция проходила в рамках бессрочного  проекта Международного онлайн информационно -аналитического центра «Этноглобус» (ethnoglobus.az) «Этничность как один из факторов Азербайджанства».

На конференции принимали участие ученые этнографы, историки, языковеды Национальной Академии Наук Азербайджана, политики , представители этнических групп, проживающих в Азербайджане, сотрудники  дипломатических корпусов, эксперты.

Директор центра «Этноглобус», эксперт Гюльнара Инандж рассказала о целях проекта и методах его реализации.

«Проект будет охватывать различные темы , связанные с этничностью, религиозностью, национальным и этническим мышлением, этнической культурой и т.д. Вопросов для обсуждений достаточно, и один за другим с участием специалистов, представителей общественности они будут вынесены на обсуждение»,-сказала Г.Инандж.

Со слов Г.Инандж, целью мероприятия является изучение различных взглядов на термин «азербайджанство», имеющие место в Азербайджане и их предоставление общественному мнению.

На конференции исследуемая тема рассматривалась с исторической, этнографической, лингвистической точки — зрения.

Научный сотрудник Института по правам человека  НАН Азербайджана Ризван Гусейнов говорил об истории возникновения термина «азербайджанство» и попытки его различной  трактовки. По мнению историка, Азербайджан давно пережил этап формирования политической нации. Но так как на Западе мультикультурализм как политическо-культурно-общественный формат не состоялся, Азербайджану следует найти новый формат для понятия политической нации.

  Ученый также считает, что для пропаганды «азербайджанства» необходимо учитывать конфликт с Арменией и тюркский фактор.

Председатель Партии «Гражданин и развитие» Али Алиев отметил, что «азербайджанство» формировалось  на основе этничности , народы, населяющие страну участвовали в формировании азербайджанской культуры.  Политик отметил, что отсутствие этнической дискриминации в Азербайджане опирается на историю, на культуру толерантности азербайджанских тюрков и  современную общественно-политические условия.

«В понятии «политическая нация» составляет одну из основ построения  государства. Поэтому нужно развивать и пропагандировать «азербайджанство»,- отметил Алиев.

Председатель курдского культурного центра Азербайджана «Ронахи» Фахреддин Пашаев отметил, что этничность дана нам Аллахом , при этом человеку не дано право выбора.

Далее Ф.Пашаев рассказал о том, что 6 этнических курдов-беженцев из оккупированного Лачинского района обратились в Европейский Суд с иском против Армении.  Этот факт свидетельствует тот факт, что жертвами армянской политики этнической чистки стали не только азербайджанские тюрки, но и другие этносы, в том числе курды.

Выпускница Международного Религиозного Колледжа в Иранском городе Гум Эльнара Пашаева заметила, что Ислам против разделения людей по этническому, расовому и религиозному признакам.  Она также  подчеркнула, что азербайджанцы национальную идентификацию сохранили только в культуре кухни и родном языке:  «В Куме учились студенты со всего мира. В Индонезии, Индии, Малайзии, Мадагаскаре, Средней Азии люди носят национальную одежду или его элементы.  Знакомила же я иностранцев с Азербайджаном посредством нашей кухни. Азербайджанца нельзя отличить от других народов никакими внешними отличиями.»

Председатель Удино-христианской общины Роберт Мобили заметил, что несмотря на то, что удины живут на низменности, не подвреглись ассимиляции. «Этот факт опровергает ложные заявления о политики ассимиляции в Азербайджане «, — подчеркнул Р.Мобили.

Отметим, что Р.Мобили ранее выступал о необходимости создания епископии Албанских церквей, для предотвращения присвоения Арменией церквей Кавказской Албании.

Заместитель председателя Польской общины Азербайджана Александр Костин

обратил внимание на тот факт, что в Азербайджане представители разных народов и религий не только жили рядов, а роднились. Что  есть результат высокого уровня толерантности : «Люди могут жить рядом,  но ненавидеть друг друга. И в случае создания благодатной ситуации будут готовы уничтожить друг друга. В Азербайджане же все граждане  независимо от религии, этничности адаптированы в общественно-политическую , социально-экономическую жизни страны. «

Сотрудник Института Этнографии НАН Азербайджана Рафик Сафаров

в своем выступлении провел исторические параллели формирования политической нации в истории разных народов. Ученый подчеркнул, что термин «азербайджанство» является формулировкой одновременно понятия политической нации и азербайджанских тюрков.

Писатель Алыгезал Мамедов отметил, что всех народов Азербайджана объединяет нагорно-карабахский конфликт и «азербайджанство»: «Все государственные органы, в том числе общественные структуры должны заниматься пропагандой «азербайджанства».  Мы в своей пропаганде не должны забывать конфликт с нашим соседом-агрессором.»

Г.Инандж в завершении отметила необходимость учета в пропаганде «азербайджанства» этнического и этнопсихологического фактора.

В марте пройдет очередная конференция , посвященная этническому и национальному самосознанию.

Leave a Reply