|

Казахи из Великой Степи

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (11 votes, average: 1,55 out of 7)
Загрузка...

Рано или поздно, но каждый из нас задумывается над таким вопросом: а кем же были наши предки, где и как они жили, чем занимались, как выглядели? В этой статье, я хочу проследить историю своего народа — казахов. Литературы много. Разногласий среди ученых еще больше! Но попытаюсь изложить, правда, очень кратко, ход истории образования моей нации.

Понятно, что первые сведения об этом все мы получили в школе,  но взрослея, набираешься множеством новой информации и понимаешь, что оказывается,  многие, казалось бы, классические постулаты истории рушатся. С одной стороны, это связанно с тем, что находятся все новые и новые, довольно аргументированные доказательства, которые меняют историю развития человечества, написанную в учебниках, а с другой стороны, что с избавлением от коммунистической цензуры, ученые теперь могут выдвигать свои независимые исследования. Конечно, нам, не историкам, трудно разобраться — где правда, где искажение, а где и вовсе вымысел, но сопоставляя реальные факты, которые можно видеть и сейчас, все больше и больше убеждаешься, что фальсификаций в истории было много!  Взять хотя бы татаро-монгольское «иго» на Руси – уже многие  историки оспаривают его и, как, оказывается,  не безосновательно.[1]

От Дона до Алтая[2] (значит, и территория современного Казахстана тоже сюда входила) в древнейших веках (II-I тыс. до н.э.) проживали индоевропейцы – арии, как они сами себя называли и о которых известно из сохранившегося древнейшего памятника ираноязычной литературы, своде священных книг зороастризма — «Авеста».[3] Это был полукочевой народ, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство. Эти люди были среднего роста (около 170 см), имевшими крепкое телосложение, прямой нос,  длинные, зачесанные назад, волосы, и, европейскую внешность.

Начиная с XI века до н.э., преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки – саки и савроматы. Греки называли саков — скифами. Это был воинственный народ,  объединивший  в союз племена, который  постепенно приобретал черты своеобразного государства раннерабовладельческого типа во главе с царём. Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересными предметами являются приборы и украшения, декорированные в знаменитом зверином стиле.

В этом же периоде, скифы мигрировали в Восточную Европу с Востока, с Южного Урала и территории Казахстана, вытеснив из Северного Причерноморья киммерийцев и заняв территории современных Южной России, Украины, частично Молдавии и Добруджи.

На территории Казахстана археологами обнаружены многочисленные их памятники. Из хорошо известных  — могильники Тегискен и Уйгарак, Иссык, Чиликтинские курганы; в погребальной камере кургана Иссык было обнаружено, вместе с множеством других предметов, свыше четырёх тысяч изделий из золота, а также богатое облачение «Золотого человека». [4]

В своей знаменитой работе «Полынь половецкого поля», опубликованной в 1994 году, евразийский ученый Мурад Аджиев утверждает, что предводитель гуннов Аттила и, даже полулегендарный король Артур были по происхождению скифами. Основываясь на новых исследованиях позднеантичных литературных источников, проведенные зарубежными учеными, он пришел к выводу, что оба  знаменитых полководца принадлежали к одной и той же культурной традиции – скифской. В своей книге он пишет следующее:

«Наверно, если  бы была обнаружена корона Чингисхана, то никаких сомнений в его скифском происхождении не осталось бы. Кстати, согласно свидетельствам современников, и Аттила, и Артур, и Чингисхан были высокими, со светлыми и длинными волосами, с окладистыми бородами и голубыми (либо зелеными) глазами. Что-то не очень это вяжется с монголоидной внешностью Чингисхана или Аттилы, как их рисует академическая наука»…

С середины I тысячелетия н.э. начинается изменение этнической среды — преобладание переходит к тюркским племенам, центром которых стал Алтай.  Всю Южную Сибирь с Байкалом на востоке и с Памиром на западе — огромную горную страну, которая доходила до Тибета, называли Алтаем.

Оттуда пошло Великое переселение народов во II-V веках, что неузнаваемо преобразило жизнь на евразийском континенте. Тогда тюркские конники устремились в разные стороны света, из Центральной Азии они вышли к берегам Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Начиная именно с этого события, древний или античный, мир вступил в эпоху средневековья.

На Саяно-Алтае выделены археологические культуры, сопоставимые с ранними кыргызами, ранними кыпчаками, ранними огузами. В ходе междоусобиц, племенных воин, борьбы за власть и пастбища жившая в степях, долинах Казахстана,  часть тюркских племен переселилась на юг — в Центральную Азию (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки), Малую Азию, на Кавказ (туркмены и сельджуки), в восточную Европу (кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, торки-огузы, черные клобуки-каракалпаки).

Казахское ханство в XVI веке

Итог Великого переселения — это государство Дешт-и-Кыпчак (конец XI — начало XII в.в.). Это страна кыпчаков — Великая Степь (Половецкая степь) – важнейший исторический регион Евразии, простиравшийся от устья Дуная до низовий Сырдарьи и озера Балхаш.[5] В позднем Средневековье и в Новое время Половецкую степь населяли народы кыпчакской группы: ногайцы, татары, башкиры, кыргызы, казахи, кумыки, узбеки. На Руси кыпчаков называли половцами, а в Европе —  куманами.

В Великой Степи города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье, через Центральную Азию, Иран, цивилизации Запада и Востока: Японию, Корею и Китай, с государствами сельджуков, Русью и Византией, Францией, Германией и Италией.

Но в культурном плане Великая Степь вовсе не была «проходным двором», как обозначают ее некоторые ученые. Известно из средневековых карт, из книг арабских и западноевропейских путешественников того времени, где находились города тюрков, хорошо известные своими укреплениями. В столичных центрах обитала аристократия, там были базары и храмы, куда приезжали люди со всей округи. Иные жители Дешт-и-Кыпчака с IV века были христианами, от них религия пришла к язычникам-венедам. А в V веке (в 449 году) Кыпчакскую епархию зарегистрировали на Эфесском церковном соборе под названием «Скифская».

Нунций Папы Римского, Плано Карпини, с дипломатической миссией побывавший в Степи в 1246 году и видевший ее жителей своими глазами,  писал:

«Эти народы (население Центральной Азии – прим. автора) имели одну форму лица и один язык, хотя между собой разделялись по областям и государям».[6]

Этнонимы «половцы», «плавцы» и другие обозначают «бледновато-желтый», или «соломенно-желтый» – названия, служившие для обозначения цвета волос этого народа. Хорошо известно, что и сейчас среди тюрков действительно встречаются светловолосые люди. Европеоидная внешность древних тюрков подтверждается и результатами современных раскопок. Антропологи, изучая останки, найденные в курганах VIII века, не отличают их от материала могильников XIII века.

На территории Казахстана с VI века до начала XIII века существовали, последовательно, сменяя друг друга, вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркский, Тюргешский, Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимеков, кыпчаков. После монгольского нашествия, в начале XIII века сложились улусы Монгольской империи Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, Моголистану. Соответственно, добавился и новый этнический компонент — монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие.

В середине XV века под предводительством двух чингизидов Ак-Орды — Жаныбека и Керея, в степях, у реки Чу, из родственных племен образовалось полукочевое государство, впервые назвавшее себя «казахским». Почему именно «казахским»? Можно предположить, что,  давая это название молодому государству, султаны Жаныбек и Керей вкладывали в него политический смысл. Слово «казах» (қазақ) на русский язык переводится как «вольный, свободный», и прежде всего «независимый». Таким образом, в 1460 году юное государство провозглашало свою независимость от Узбекского улуса.[7] Этот новоявленный этнический союз был создан отнюдь не случайно, их объединяла еще более древняя история — этническая память степных племен и идентичность языка, религии, а также, кочевых традиций Ка (древнекит.: «великие») Саков (племена саков, т.е. скифов).[8]

Памятник ханам Жанибеку и Керею.

Древние рода жалаир, найман, алчин, кыпчак и другие стали этническими компонентами казахской народности. Объединенные тюркоязычные племена обрели самоназвание и окончательно стали называться казахами, а страна  — Казахстан. Новое этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало развитию собственно казахской государственности.

В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее XIV-XV веков на основе окончательного взаимодействия двух больших рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому и понятно желание человека познать не только окружающий мир, свою индивидуальную природу, но и коллективные особенности общества, в котором он живет. Без знания прошлого своего народа невозможно построение его успешного будущего. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, предложивший  идею создания  Евразийского Союза,  сказал:

«Я убежден — ХХI век должен стать эпохой возрождения и нового расцвета Евразии, ее многовековых устоев и традиций. Здесь не должно быть места ни столкновению цивилизаций, ни конфликту религий и культур».[9]

И это  должно быть так, потому что все мы — потомки  тех народов, которые уже  жили в едином государстве  под названием Дешт-и-Кыпчак — Великая Степь — Евразия!

Галлия Фазылова  (студентка 2 курса МО, член Клуба Евразийской интеграции МГИМО (У).

Общая литература:

1. Кляшторный С.Г. Султанов Т.И. «Летопись трех тысячелетий». Алматы. 1992 г.

2. Абдакимов А. «История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)». Алматы. 1994 г.

3. Аджи М.Э. «Полынь половецкого поля». Москва. 2000 г.

4. Воротной К. «Вещее слово Вечной Руси: Чудеса и приключения». Москва. 2002 г.


[1] Вахитов Р. Статья «Были ли кочевники остальными и дикими (реабилитация культур кочевников евразийцами 1920-х-1930-х годов)». // http://www.gumilev-center.ru/?p=2554

[2] Оранский И. М. «Иранские языки». Москва. 1963 г.

[3] Лелеков Л.А. «Авеста в современной науке». Москва. 1992 г.

[4] Акишев К. А. «Курган Иссык, Искусство саков Казахстана». Москва. 1978 г.

[5] Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая Степь».  Москва. 2006 год.

[6] Плано Карпини Дж. Д. «История Монголов, которых мы называем Татарами». Москва. 1957 г.

[7] Джанибеков У. Абдакимов А. Статья «Этноним казах» // http://www.kazakhistory.ru/post5.html

[8] Там же.

[9] Назарбаев Н.А. Статья «Десять лет будущего» // http://www.rg.ru/2011/06/03/nazarbaev.html

Tags: , , ,

Leave a Reply