|

Казачья слава в Азербайджане

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 0,00 out of 7)
Загрузка...

Первое упоминание о казаках содержит летопись, датированная 1444 годом. Первоначальная задача казачества – охрана южных рубежей Московской Руси – трансформировалась — границы империи расширялись, прежние противники оказывались внутри границ и верно служили престолу, а казаки уже сдерживали натиск иных народов. Постепенно, помимо Донского войска, образовывались вначале стихийно, а в последующем по высочайшему императорскому повелению, иные казачьи войска, практически охватившие все южные границы Государства Российского — черноморские казаки (юг Украины и Приднестровья), яицкие казаки (северо-запад Казахстана), верненские казаки (юго-восток Казахстана), амурские казаки (Дальний Восток), так называемые чалдоны(Прибайкалье), терские казаки (по реке Терек), ставропольские казаки. А в образовании Кубанского казачьего войска принимали участие запорожцы, переселившиеся на Северный Кавказ в XVIII веке.

Процессу формирования казачества в Азербайджане предшествовали довольно интересные исторические события. В середине XVII века российская императрица Екатерина II разгромила Запорожскую Сечь. Оставшись без крова, многие казаки ушли в турецкие земли, а другие — рассеялись по Украине и России. Казалось, основная часть казачества уничтожена, и пришел конец восстаниям и смуте, которые сеяли недовольные царствующим домом вольнолюбивые потомки Степана Разина.

Но тут разразилась русско-турецкая война, в ходе которой российская армия была измотана кровопролитными боями и стала ощущать нехватку людских резервов. Именно тогда фаворит Екатерины II, князь Потемкин Таврический, вспомнил о казаках.

Потемкин призвал к себе бывшего соратника по оружию Антона Головатого и по указу императрицы создал Черноморское казачье войско во главе с Кошевым атаманом С. Белым и войсковым судьей А.Головатым. Именно они объединили и сплотили казачьи общины, навеки покрывшие себя беззаветной доблестью и славой в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

Уже в 1795 г. по личному распоряжению императрицы Головатый во главе двух казачьих полков и десантной гребной Каспийской флотилии выступил в свой знаменательный Персидский поход с целью защитить южные границы Азербайджана от иранской экспансии. Казачьи подразделения, успешно форсировав Каспий, высадились на острове Сара, недалеко от Ленкорани (южная провинция Азербайджана). Здесь был создан казачий форпост, где и приступили к несению пограничной службы.

Первое упоминание о казаках в Азербайджане в официальных документах — это отчет 1795 г. о походе генерала-бригадира Головатого. Атаман Головатый спустя два года скончался от лихорадки и был похоронен на острове Сара, где недавно установлен надгробный памятник. Основание памятника сделано в форме восьмиконечной звезды, на которой установлена стела. Памятник посвящен атаману Антону Головатому и 500 казакам, погибшим на земле Азербайджана. В настоящее время на острове Сара находится и братская могила русских воинов. Могилы ухожены, за ними следит местное население.

Высокородный и высокопочтенный бригадир и кавалер Антон Андреевич Головатый, имея командование Каспийским флотом и войсками, на полуострове Камышевани состоящими, января в 28 день окончил живот свой, а 29-го с отличною церемонию от морских и сухопутных сил погребен на острове Сара – отмечалось в рапорте секунд-майора Ивана Чернышова от 25 февраля 1797 г.

Со времен русско-турецкой войны казаки начинают переселяться на азербайджанские земли в поисках приюта, дабы пережить лихую годину, а после вхождения Азербайджана в состав Российской империи, в Ленкоранском (в частности, село Пришиб) и Хачмасском уездах Азербайджана появляются первые казачьи поселения. Известно село Чухур-юрт Шамахинского района, жители которого преимущественно переселились из Ставрополья.

После победы большевиков в гражданской войне и последовавших за ней раскулачиванием и расказачиванием в России многие казаки нашли приют на земле Азербайджана. С распадом Советского Союза и началом демократизации постсоветского общества потомки казаков, волею судеб оказавшихся в Азербайджане и обретших в нем Родину, создали в 1994 году Землячество казаков.

Наши казаки с честью выдержали испытание карабахской войной, сражаясь в рядах азербайджанской армии. Защищая свою землю, пал смертью храбрых казак Плотников, посмертно получивший звание Герой Азербайджана, и его имя было увековечено в названии одной из бакинских улиц. Плотников не мог поступить иначе, ведь за ним стоял бесстрашный боевой дух наших предков, которые всегда были готовы отдать жизнь за Отчизну и которые никогда не предавали своих товарищей. Недаром у казаков существовала страшная, но справедливая традиция — если в бою казак подвел своего товарища и тот погиб, то струсившего закапывали вместе с погибшим.

Современные крупные народы сложились из различных, подчас не родственных по происхождению, племен. На земле древней Руси смешались воедино и восточные славяне, и тюрки, и германцы, и прибалты, и угро-финны. И казачество здесь — не исключение.Разве что у него тюркский компонент представлен больше, а угро-финский меньше. Они как бы являются тем звеном, которое соединяет континент Евразию, особую цивилизацию, творчество в основном двух этносов, славянского и тюркского.

Но казаки издавна сами себя осознавали особым сословием, главная задача которого — охрана границ. Интересно, что казаки или аналогичные группы населения есть и у других славянских народов — запорожские казаки на Украине, всегда тесно связанные с донским казачеством, или граничары в Сербии и Хорватии.

Теперь о самом названии — казак. Приведу четыре варианта объяснения происхождения

данного слова, добавив, что все они по сегодняшний день спорные. Первый связан со старинным названием одного из племен Северного Кавказа — касоги. Второй вариант — казар, связан с хазарами — народом тюркского происхождения, принявшим православие.

Третий — казахи — область в Закавказье, упоминавшаяся еще византийским летописцем

Константином Багрянородным. Четвертый — от монгольских слов ко — броня, защита и

зах — рубеж, граница, то есть монгольское название наиболее соответствует тем функциям, которые несли определенные этнические группы в монгольской империи, в последующем перенесенные на защитников империи Российской. Но этим варианты не исчерпываются…

ИСТОКИ КАЗАКОВ АЗЕРБАЙДЖАНА

В определении истоков формирования казачества можно выделить три основных подхода — Часть исследователей, ссылаясь на данные этимологии, относят процесс формирования казачества к дохристианскому периоду, порой делая выводы о генетической связи казаков с тюркскими народами, населявшими Кавказ и южные степи. Стремление удревнить казачью историю пронизано любовью к казачеству и гордостью за него.

Другие же связывают истоки формирования казачества с утверждением в стране крепостничества и появлением беглых крестьян, ставших той благодатной почвой, на которой и выросло казачество. При этом совершенно не учитывают тот факт, что в русских летописях казачество упоминается раньше, чем в стране возникли феодальные и крепостнические отношения.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что казачество сформировалось на славянской, православной основе в IV-V веках нашей эры во время так называемого переселения народов. В этот процесс были вовлечены германские, тюркские и славянские

племена. Наиболее активной зоной, через которую осуществлялось движение народов, было северное Причерноморье и Южнорусские степи. К IV веку относится появление славян в Южнорусских степях. Где-то к VII веку относится принятие христианства казаками, задолго до официального крещения Руси.

Впоследствии присутствие славянского населения на этих территориях обусловило создание Тмутараканского княжества, входившего в состав славянской Руси.

Изначально образовались две ветви казачества, которые впоследствии оформились в Донскую и Запорожскую — в зависимости от того, в сферу интересов каких государств они попадали, хотя сами казаки находились иногда вне государственных территорий и

Русского государства и Польши.

Запорожская Сечь — организация украинских казаков в XVI-XVIII вв. за Днепровскими порогами. До 1654 года — казачья республика, верховный орган – сечевая рада. Возглавлялась кошевым атаманом. Вела борьбу с крымскими татарами и турками.

В 1709 г. Старая Сечь была ликвидирована, а в 1734 г. правительством была создана так называемая Новая Сечь. В 1775 г. после крестьянской войны под руководством Е. Пугачева императрица Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь; казачьих старшин или выслали, или ублажили землями и офицерскими чинами. Рядовые казаки образовали Черноморское казачье войско. Другая часть запорожцев ушла в Турцию, на Дунай, и здесь появилась Задунайская Сечь.

После окончания войны с Турцией и по Кучук Кайнарджийскому мирному договору Россия получила некоторые территории, а Прикубанье, заселенное ногайскими кочевниками, де-факто вошло в состав России. Присоединение Прикубанья имело большое значение для Российской империи. Она получила выход из Азовского в Черное море и укрепила свои позиции на южных рубежах.

Тем временем казаки недавно разрушенного императрицей Запорожского Войска Сидор Белый, Захарий Чепега и Антон Головатый, заручившись поддержкой светлейшего князя Г. Потемкина-Таврического (сам светлейший князь числился в Запорожской Сечи с 1772 года как казак под именем Грицко Нэчоса, которого склонил записаться хитроумный Антон Головатый, будущий армии бригадир и судья Верного войска Черноморского), вручили Екатерине II во время ее пребывания в Кременчуге адрес, в котором просили разрешения о создании нового Войска, хотя бы и под властью императрицы. Осложнение отношений с Турцией зашло далеко, момент для подачи прошения был выбран весьма удачно, и вопрос о создании Войска был решен положительно.

В 1787 г. началась очередная русско-турецкая война. Вскоре указом Екатерины II было предписано учредить Верное войско Запорожских казаков, которое впоследствии Потемкин стал называть Черноморским казачьим войском. Не ожидая разрешения императрицы, Потемкин определил место для поселения черноморцев на берегу Черного моря, между Днестром и Бугом. В 1788 г. сам А.В. Суворов, вместе с документом о пожаловании земли Войску вручил кошевому атаману запорожские знамена и регалии, конфискованные при разрушении Сечи. Вскоре Потемкин препроводил казакам войсковую печать. Формирование Войска поручили кошевому атаману С.Белому. Войсковым судьей стал А.Головатый.

Войсковой судья Антон Андреевич Головатый — знаменитый георгиевский кавалер, бравший штурмом Измаил, человек, которого жаловали сама императрица, Потемкин, Суворов, прибыл с Кубани во главе двух казачьих полков и десантной гребной Каспийской флотилии в 1795 году в Азербайджан для охраны его южных границ.

Через два года атаман Головатый скончался и был похоронен на острове Сара, недалеко от Ленкорани. В настоящее время ожидается согласование даты открытия памятника, которое намечено провести в торжественной обстановке, со всеми почестями.

После русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в ходе которой русские войска громили турок не только на Дунае, но и на Северном Кавказе, Ясский договор закрепил за Россией Кабарду, правый берег Кубани, Тамань. Для защиты этих владений русское правительство начало переселение черноморцев на Кубань. В 1792 г. в Петербург отправилась делегация во главе с А.Головатым с просьбой о пожаловании Войску в вечное потомственное владение Тамань с окрестностями оной, которая оставалась пустынной после ухода

ногайцев.

Так в 1792 г. на месте Боспорского царства и Хазарского каганата, на территории Тмутараканского княжества и Крымского ханства возникло Черноморское казачье Войско, которое обладало собственной земельной территорией. В 1793 г. в устье реки Лабы была построена Усть-Лабинская крепость, а близ Архангельского редута, заложенного А. Суворовым еще в 1778 г., кошевой атаман Чепега выбрал место длявойскового града Екатеринодара, где и началась постройка крепости по образцу запорожского коша, в виде четырехугольника. Осенью 1794 г. строительство было завершено, и Екатеринодар стал центром Черноморского (позже — Кубанского) казачьего Войска.

Начиная с 1809 и по 1825 г. на Кубань переселилось еще почти 90 тысяч днепровских казаков. Следующими за черноморцами Кубанскую область заселили донские казаки. Так было положено начало заселению северо-восточной части Прикубанья.

В 1826 г. произошло переселение казаков Хоперского полка, первое упоминание о котором датируется 1696 г. при взятии русскими войсками Азова. В 1874 г. за Хоперским полком будет признано старшинство в Кубанском Войске. Организуя на Северном Кавказе мощное казачье Войско, русское правительство переселило на Кубань малороссийских казаков из Черниговской и Полтавской губерний и казаков

Азовского Войска.

В 1860 г. указом царя Александра II Черноморское казачье Войско переименовано в Кубанское казачье Войско — одно из наиболее крупных в России к началу XX века. Казаки Азербайджана являются потомками кубанских казаков.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ВОЙСКОВОЙ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ

Этот праздник отмечается 18 октября по решению правления казачьего объединенияВсевеликое Войско Донское с 2000 г. Традиционно отмечался до 1920 года донскими и кубанскими казаками, как день почитания предков, павших в битвах за Отечество. История этого праздника такова. В Отечественной войне 1812 года казаки принимали самое непосредственное участие, в частности, 1-й сборный полк Черноморского казачьего Войска. Его части — Черноморская гвардейская сотня, 9-ый пеший полк били французов от Москвы до Парижа. Подвиги казаков и их героев — А.Д. Безкровного, А.Ф.Бурсака, Д.В.Давыдова и других в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность. В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г. Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

 Виктор Мерешкин

АЗЕРБАЙДЖАН И АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ

№ II

НАРОДЫ АЗЕРБАЙДЖАНА

Центр исследований современных социальных процессов AREAT

Центр социокультурных исследований AN

Азербайджан

2009

Leave a Reply