Из истории спорта в древнем и средневековом Азербайджане
Майя БАГИРОВА, Эмин МАМЕДОВ доктор философии по истории
Первые спортивные опыты человека вос- ходят еще к палеолиту, когда основным занятием первобытного человека был поиск пищи. Он собирал плоды, семена, корни различных растений, охотился. Успех охоты зави- сел прежде всего от быстроты бега. Необходи- мым дополнением к крепким и быстрым ногам первобытного человека были сильные и ловкие руки. Помимо сбора плодов и ловли зверей, руки постепенно приобретали навыки, благодаря которым человек мог не только защищаться, но и нападать сам. Изобретение первых орудий труда и охоты – камня, палки и деревянного копья расширило возможности человека и способствовало воз- никновению новых навыков. Человеку нужно было специально тренировать руки, ноги, тело для того, чтобы оттачивать эти навыки, в совершенстве овладеть новыми движениями. Возрастающая сложность орудий предъявляли к каждому члену рода новые требования. Про- исходили стычки с соседними племенами за луч- шие охотничьи угодья. Поражение в этой борьбе означало голодную смерть. В Гобустане, этом археологическом музее под открытым небом недалеко от Баку сохранилось большое количество наскальных изображений, которые представляют собой памятники перво- бытного искусства. Наскальные изображения Гобустана в основном охватывают временной отрезок от мезолита (средне-каменного века) до средневековья. Большое место здесь занимают изображения сцен охоты на быков, кабанов, козлов, джейранов и др. На камне № 100 (холм Язылы, середина II тыс. до н.э.) изображена сцена охоты на оленя, на которой всадник одной рукой ухватился за гриву лошади, а в другой, высоко поднятой над головой, держит копье, собираясь метнуть его в преследуемого оленя.
На камне № 101 (Беюкдаш, верхняя терраса, XVI-XVII вв.) имеется изображение охотника-луч- ника. В согнутой руке он держит большой лук со стрелой, направленной на оленя. Изображение выгравировано металлическим предметом. На камне №103 (Беюкдаш, верхняя терраса, V-IV тыс. до н.э.) также высечена сцена охоты на оленя. В охоте участвуют два всадника, из которых пер- вый находится в верхней части рисунка, непо- средственно за оленем, а второй внизу. Впереди него изображение шагающего человека. Вода служила для первобытных людей второй по значимости жизненной средой. В изобрази- тельном искусстве древности часто встречаются рисунки лодок с экипажами, вооруженными длинными палками. Это говорит о том, что люди занимались рыбной ловлей, а следовательно, и плаванием. На камне № 8 (Беюкдаш, нижняя терраса) во всех изображенных лодках сидят люди, нари- сованные вертикальными черточками. В одной из лодок двое из них вооружены луками. Здесь же имеются изображения трех лодок. Передняя лодка с вооруженными луками людьми на борту тащит на буксире вторую лодку, и последняя, в свою очередь, тянет на буксире третью, неболь- шую лодку. По-видимому, перед нами сцена увода двух лодок с невооруженными людьми. Рисунок датируется VI-IV тыс. до н.э.(1, прил.). Еще одной ценной реликвией материаль- ной культуры древнего Азербайджана служит памятник Гямигая, находящийся в Ордубадском районе Нахчыванской Автономной Республики, на одной из самых высоких вершин Малого Кав- каза.
Среди многочисленных петроглифов здесь обнаружены изображения сцен охоты. На камне № 239а изображена фигура охотника в длинной, до колен одежде. Одной рукой он держит лук, другой натягивает тетиву. На плече у него колчан со стрелами. Напротив изобра- жен горный козел, стоящий к человеку спиной (2, с.214). На камне №242 мы видим композицию, изо- бражающую охоту двух человек на горного козла. Один охотник изображен с луком и наце- ленной на животное стрелой, другой стоит в ожидании добычи (2, с.216). На камне №524 изображены охотник и три горных козла. Один из козлов уже ранен пущенной охотником стре- лой. Вышеприведенные петроглифы Гямигая относятся к бронзовому веку (III – II тыс. до н.э.). Изображения лучников как в Гобустане, так и в Гямигая позволяют предположить, что еще в глу- бокой древности проводились состязания в стрельбе из лука (2,с.284).
В первобытном обществе часто проводились своего рода празднества, имеющие целью про- верку физической подготовки. Возрастающая роль мужчин в охоте проявлялась в том, что в ритуальных танцах обычно участвовали в основном мужчины, которые проходили испытание на мужество, силу и выносли- вость. Значительную часть таких празднеств составлял коллективный хороводный танец, который, по сведениям этнографов, был неиз- менным атрибутом всех праздничных ритуалов первобытных обществ. В Гобустанском запо- веднике привлекают внимание изображения СПОРТ 17 № 1 (73), 2015 Деревянные гири («багир»). XIX в. Национальный музей истории Азербайджана 18 www.irs-az.com № 1 (73), 2015 азербайджанского хороводного танца «Яллы» — танца мужества и выносливости, исполнявшегося под ритмичные удары о «Гавал- даш» (камень-бубен) — музыкальный инструмент каменного века. На нижней части поверхности камня № 86 (Беюкдаш, верхняя терраса, IV тыс. до н.э.) выбито изображение группы из 7 мужчин, исполняющих этот танец. Они держатся за руки, ноги широко расставлены и согнуты в коленях. Крайний слева отличается от остальных укра- шением на голове. По-видимому, он главный среди танцующих (1, прил.). Кроме танца «Яллы», который по сей день бытует в народе, древние жители Гобустана исполняли также ритуальные и обрядовые танцы. Необходимо указать, что первобытные люди отнюдь не воспринимали празднества как раз- влечение или отдых. Первобытный человек обо- жествлял все явления природы, которые он не мог объяснить. Смена времен года, дня и ночи, дождь, ветер, солнце, луна – все это приписы- валось сверхъестественным силам, которые на празднествах старались умилостивить.
Таким образом, в празднествах нашли свое отражение не только борьба человека за существование, но и его представления о природе и своем месте в ней. С появлением частной собственности на празднествах стали демонстрировать свою физическую силу, ловкость, и умение владеть оружием вожди племен, владельцы скота. На этих празднествах проводились состязания по перетягиванию каната, поединки по борьбе, кулачному бою, бою с применением дубины, копья, щита, лука и стрел. В сложном процессе осмысления реальности возникали различные подвижные игры. Охота на вольной природе послужила импульсом для возникновения состязаний колесниц, игр с животными. Правители и их приближенные спе- циально обучались управлению колесницами и владению оружием, в первую очередь луком и стрелой. Уже при воспитании будущих пра- вителей значительное внимание уделялось физической подготовке. Умение владеть ору- жием стоя на быстро движущейся колеснице, естественно, требовало специального обучения.
В число обязательных занятий каждого пра- вителя входила и охота, ставшая развлечением аристократии. Другой излюбленной формой раз- влечения высшего света служило наблюдение за охотой. Изображения сцен охоты можно встре- тить на керамических изделиях, серебряных чашах, военных доспехах, щитах, оружии и т. д. Военное искусство и спорт неотделимы друг от друга. Ведь воин должен быть сильным, ловким, смекалистым и закаленным. Все эти качества достигаются не только ратным трудом, но и ежедневными занятиями физи- ческой культурой и спортом. Из атлетических состязаний следует назвать единоборство. Заро- дившаяся в Азербайджане и получившая широ- кое распространение борьба «гюлеш» была не просто забавой, а играла огромную роль в физи- ческой подготовке воинов. «Пехлеваны», как называют в Азербайджане богатырей, пользо- вались большим уважением в народе. Во время боя богатыри враждующих сторон сходились в поединках. Борец, одержавший победу в этом поединке, решал исход сражения. Этот фактор заставлял правителей уделять подготовке пех- леванов самое серьезное внимание (3, s. 453). Элементы борьбы содержались в боевых танцах и играх с оружием, а также в различных видах единоборства: кулачных боях, рыцарских турнирах, фехтовальных поединках. В Нацио- нальном музее истории Азербайджана хранится шлем с вытравленными на нем позолотой сце- нами охоты и борьбы.
Древние народные спортивные традиции сохранились и в средние века. На праздниках крестьяне мерялись силой, состязались в лов- кости. Наиболее распространенными развлече- ниями был бег, хождение по канату, лазание по шесту за призом, борьба и конные скачки. СПОРТ 18 www.irs-az.com № 1 (73), 2015 Сцена борьбы на шлеме XVIII века. НМИА 19 № 1 (73), 2015 В период правления основателя азербайд- жанской державы Сефевидов шаха Исмаила I Хатаи (1501-1524) во всех военных лагерях страны были построены специальные залы для тренировок, именовавшиеся «зорхана», что означает место приложения физической силы, силовой борьбы. В зорханах проводи- лись спортивных упражнения, игры и различные состязания. Занятия проходили на высоком про- фессиональном уровне. Воины мерялись силами в соревнованиях «зор-гелмек» (применить силу), «зор-сынамаг» (померяться силой), «зенджир- гырмаг» (порвать цепь) и др. В борьбе приме- нялись различные приемы, с помощью которых соперника захватывают, выводят из равновесия и бросают на землю. Борьба пехлеванов — это состязание не только в физической силе, но и в силе воли, духа. Поединки проводились под звуки зурны и барабана. Выходя на поединок, пехлеваны привязывали к коленям небольшие зеркала («айна»).
Пехлевана, которому удавалось поставить противника на колени (зеркала при этом разбивались), называли «айналы-пехле- ван». Пехлеваны, не имеющие поражений, име- новались «устад», т.е. мастер. Звание пехлевана подтверждалось специальной грамотой, а сам пехлеван приглашался ко двору и пользовался всевозможными привилегиями. В период средневековья зорханы действо- вали в важнейших городах Азербайджана — Тебризе, Баку, Гяндже, Нахчыване, Ордубаде, Шуше, Ардебиле, Барде, Шеки и др. В селениях пехлеваны соревновались под открытым небом, прямо на траве. В зорханах слагались и пелись песни о пехлеванах и их подвигах. К периоду правления шаха Исмаила Хатаи относятся книги, посвященные спорту, напри- мер, «Кюлкюшти» (описание борьбы) (4, s. 453). Во второй половине XVIII века в каждом из азербайджанских ханств были свои пехлеваны, которые служили в ханской армии. Ни одно тор- жество или праздник не обходились без состяза- ния с участием пехлеванов. Как отмечают источ- ники, очень часто пехлеваны одного города при- глашались на состязания в другой город.
Так, в конце XVIII в. в Шушу приезжали на состязания пехлеваны из Шеки, Баку, Тебриза и других горо- дов (5, s. 64). В процессе отделения игр от реальности для их проведения стали устраиваться специальные помещения, арены, ринги, игровые площадки. Здания зорханы представляли собой своего рода дворцы спорта с ареной и амфитеатром для зрителей, с куполами, убранные коврами. Описание зорханы встречается в источниках XVIII века. Так, зорхана в Баку, вмещавшая 300 зрителей, помещалась в подвальном поме- щении с арочным перекрытием близ кара- ван–сараев Молтани и Бухарского, рядом с «Верхним базаром».
Вход был со стороны базара. Посреди помещения находилась квадратная площадка – «суфра», длиной и шириной в 10 метров и глубиной в 1,5 метра, предназначен- ная для спортивных состязаний. «Всякий прихо- дящий по произволению своему брал в обе руки гири различной тяжести и играл ими под такт музыки до совершенной усталости» (6, с. 150). Спортивные игры и упражнения проводились с различными снарядами из дерева, железа и камня – милов, баргиров, тяжелых гирь и т. д. Спортивные занятия проходили ежедневно, в них участвовали известные пехлеваны. Сохранились сведения о зорхане в Шуше, принадлежащей Джафар Кули хану Джаванширу, внуку Ибрагим Халил хана, любителя спортив- ных игр. Суфра здесь имела круглую форму, СПОРТ 19 № 1 (73), 2015 Кожаные брюки пехлевана (борца). XIX в. НМИА 20 www.irs-az.com № 1 (73), 2015 диаметром около 10 метров и глубиной в метр, засыпалась сначала сухой травой, затем золой, а сверху мягкой землей.
Там могли тренироваться одновременно около 20-25 атлетов, которые были одеты в кожаные штаны, называемые тан- бан. Зрители наблюдали за сценой с трибун, рас- положенных вокруг суфры. Тут же на возвышен- ности сидел мияндар (муршид), который следил за ходом игры. Над ним висел небольшой коло- кол, который и оповещал о начале и заверше- нии тренировки или игры. В случае нарушения правил мияндар ударом колокола мог остано- вить соревнование. Рядом с мияндаром стоял мангал, на котором жгли ароматические травы для освежения спертого воздуха в помещении. Все упражнения и состязания проводились под музыку думбака, гоша-зурны и тютека. В отли- чие от бакинских зорхана, в Шуше музыкаль- ное сопровождение проводилось с участием тара и кяманчи. Исполняли обычно «гайтагы», «кероглу», «мирзаи» и другие народные мело- дии, читали стихи и эпические сказания. Темп упражнений задавался ритмом музыки муршида (7, с. 167). Очень красочен и живописен рассказ фран- цузского путешественника Гаспара Друвиля, побывавшего в 1812-1813 гг. в Иране и посетив- шего заведения зорхана в городе Тебризе (8, ч. II с. 51-57).
Он писал, что пехлеваны выступали в четырехугольных помещениях размерами 9х9 м и глубиной 180 см, по периметру которых нахо- дились галереи для зрителей. Полы и стены были оштукатурены и покрыты известью. Некоторые помещения зорхана кругом обиты матрацами, а полы покрыты кусками толстого войлока, плотно сшитыми и крепко натянутыми для того, чтобы нельзя было за них зацепиться. На пехле- ванах были только кожаные шаровары, крепко застегнутые на бедрах и доходившие до колен. В коллекции Национального музея истории Азер- байджана имеются спортивные штаны, сшитые из мягкой выделанной кожи светло-коричне- вого цвета; на штанах желтыми и синими нитями вышиты изображения солнца, звезд, волнистые линии и другие узоры. Внутри пояса пропущен кожаный ремень. Соревнования в зорхане проводились в несколько этапов.
Сначала пехлеваны начинали разминку под музыку, исполняемую народными инструментами, при этом пехлеваны принимали различные сложные положения, имитирующие борьбу. Затем они совершали ряд упражнений, в том числе стойка на голове со скрещенными на груди руками. Постепенно увеличивая темп, спортсмены продолжали эти движения до тех пор, пока не падали, выбившись из сил. Пех- леван, который оставался на ногах дольше остальных, признавался победителем и получал награду, назначенную за эти упражнения. После некоторой передышки пехлеваны вновь появля- лись на арене, держа в каждой руке по большой дубовой булаве — «миль».
В течение более двух часов они вращали их в руках одну после дру- гой во все стороны, меняя на все более тяжелые. Тот, кто вращал в руках самые тяжелые булавы, объявлялся победителем и получал награды от зрителей. В экспозиции Национального музея истории Азербайджана содержатся мили весом по 15 кг. Затем на арене появлялись борцы, которые натирали тело маслом для большей гибкости. Поединок продолжался до тех пор, пока один из атлетов не положит соперника на спину. После этого победитель начинал бороться с другим соперником. Тот, кто победил во всех встречах, получал награды и деньги. СПОРТ 20 www.irs-az.com № 1 (73), 2015 Стрельба из лука по мишени. Миниатюра XVI века 21 № 1 (73), 2015 СПОРТ Еще один вид состязаний — игра в екбагир (бар- гир, санги). Баргир представляет собой прямоу- гольник с полукруглым верхом. В Национальном музее истории Азербайджана хранятся баргиры высотой 111 см, шириной 50 см, толщиной 11 см. Выдающийся азербайджанский актер начала ХХ века Г.Сарабский так описывал эту игру: «Игроки в екбар ложились на спину в бассейне (имеется в виду суфра – авт.) и, взяв в каждую руку по екба- киру, перекатывались телом слева направо. Во время движения справа налево правая рука должна была находиться вверху, а левая — внизу. При движении слева направо все это повторя- лось наоборот». В другом виде данной игры атлет, оставаясь без движения, поднимал один и отпускал другой екбагир, и такое движение повторялось 40-50 раз. (9, s. 71) Помимо этого участники состязаний брали в руки попеременно 2- и 3-пудовые гири, под- брасывали их и ловили одной рукой. Неко- торые пехлеваны поднимали и крутили над головой круглый железный снаряд «камада» с отверстием посредине, обмотанный цепями с шипами. Тот пехлеван, которому удавалось одеть на шею этот снаряд, не поранившись, считался победителем. Распространенной забавой была команд- ная игра човган (аналог современного кон- ного поло), которая зародилась еще в середине I тыс. до н.э. и в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью в Азербайджане, Средней Азии, Иране, Турции, Ираке и других странах Востока (10, с. 24). Эта игра помогала совершенствоваться в верховой езде.
Игрой в човган увлекались главным обра- зом представители знати. Название игры човган произошло от слова «човкан» — деревянный; так назывался инструмент, применяемый в игре (11, s. 145). Арена для игры имела размеры 90х60 м. С двух сторон устраива- лись кирпичные башни высотой 2,5-3 м. Число участников составляло 8, 16, а порой и 20 человек. Игра начиналась с подбрасывания мяча в сере- дине поля. Каждая команда имела свою форму.
Играли верхом; игра продолжалась с перерывом около 2 часов и проходила под звуки музыки. Игроки пользовались специальными клюшками длиной 1–1,25 м, изготовленными из гибких вет- вей дерева, с наконечником наподобие ковша, а порой с естественными разветвлениями в форме буквы S. Играли мячом из кожи, набитым шелком или шерстью. В Карабахе специально для игры в човган разводили особую породу низкорос- лых и выносливых лошадей – човгани, кото- рых в Европе называют пони (7, с. 169). За игрой наблюдали трое судей. В Азербайджане в чов- ган играли не только мужчины, но и женщины, хотя игра эта весьма рискованная, нередки были несчастные случаи. Дети начинали играть в чов- ган с семи лет пешими. Човган был настолько популярен в Азербайд- жане, что упоминается в своих произведениях многих известных поэтов начиная со средневе- ковья. Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви, опираясь на исторические документы, писал, что последний ахеменидский царь Дарий, 21 Спортивные тяжести. XIX в. НМИА 22 www.irs-az.com № 1 (73), 2015 направив посольство к Александру Македон- скому, вместе с другими дарами передал инвен- тарь для игры в човган: «Открывая подарок для царственных глаз, Выполнять он стал Дария строгий наказ. О човгане с мячом речь повел он сначала: «Ты дитя, а дитяти забава пристала» (12, с. 500). В поэме «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви описывает сцену игры в човган между главными героями поэмы. Сюжеты човгана встречаются на коврах, вышивках азербайджанских масте- ров. Човган упоминается также в азербайд- жанском народном эпосе «Китаби Деде Гор- гуд», произведениях средневековых поэтов Гатрана Тебризи, Хагани Ширвани, Насими, Фирдоуси, Хатаи, Хафиза и других. Об игре в човган упоминает известный турецкий путе- шественник Эвлия Челеби, который, находясь в Тебризе, сообщал, что недалеко от мавзолея шейха Сефи находилась площадка для этой игры (13, с. 152). Известный азербайджанский писатель сере- дины XX века М.С.Ордубади в романе «Меч и перо» указывает, что арабские халифы для участия в соревнованиях по човгану выбирали игроков из Азербайджана (14, с. 430). Выдающийся азербайджанский философ, один из основателей суфийского ордена Хал- ватийе Сейид Яхья Бакуви в молодости увле- кался игрой в човган. Однажды во время игры он познакомился с мюридом шейха этого ордена Пирзаде. Игра будущего философа произвела на последнего столь сильное впечатление, что он выдал за него свою дочь, а затем, познако- мившись с юношей поближе, шейх взял его в ученики (15, с. 129). Так игра в човган помогла открыть миру великого философа. В старину в Азербайджане были распростра- нены также скачки на лошадях и верблюдах, джигитовки. При ханских дворах Азербайджана была распространена соколиная охота. В сред- невековых миниатюрах очень часто встречаются изображения правителей с птицей на руке. В Азербайджане были в почете и такие виды спорта, как нарды и шатрандж – шахматы (16, с. 27). Каждая историческая эпоха внесла свой вклад в развитие спорта, который благодаря этому вобрал в себя опыт тысячелетнего про- шлого человечества. Современный спорт пред- ставляет собой один из существенных факторов гармонического физического и нравственного совершенствования человека.
Литература 1. Джафарзаде И.М. Гобустан. Наскальные изо- бражения. Баку, 1973
2. Museyibli Nəcəf. Qəmiqaya. Bakı, 2004
3. Гурбанов Х. Национальная борьба гюлеш. // Журнал «Ki», 1998, № 1, с. 32-33
4. Xətaişünaslığa hədiyyə. Bakı, 1997
5. Əhvalate Qarabağ. s. 60-61. См. F.M. Əliyev. Şimali Azərbaycan şəhərləri. Bakı, 1960
6. Ашурбейли С. История города Баку. Баку, 2006
7. Каджар Чингиз. Старая Шуша. Баку, 2007
8. Друвиль Гаспар. Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах, содержащее в себе малоизвест- ные подробности о правах, обычаях и духовных обрядах Персии. Перевод с франц. Москва – СПб, 1826
9. Sarabski H. Köhnə Bakı. Bakı, 1958
10. Умнова Наталья. Феномен. // Журнал «Вокруг света», 2008, июнь, № 15
11. Dadaşzadə Məmməd. Azərbaycan xalqının orta əsr mənəvi mədəniyyəti. Bakı, 1985
12. Гянджеви Низами. Избранное. Искендер- наме. Кн. I, Шарафнаме. Баку, 1989
13. Övliyə Çələbi. Səyyahətnamə, c. II, 1341, s. 374. См. Дадашзаде М. Указ. раб.
14. Ордубади М.С. Меч и перо. Баку, 1957
http://irs-az.com/new/pdf/201503/1426337559245023293.pdf
15. Каджар Чингиз. Королевская игра – игра королей // Журнал «İRS», Баку, 2000, № 6-7, с. 129 16. Гусейнов А.И. Мамедов Р.А. О некоторых памятниках материальной культуры древнего и средневекового Азербайджана. // Труды Музея истории Азербайджана, т.VII. Баку, 1968
http://irs-az.com/new/pdf/201503/1426337559245023293.pdf